конспект урока "Раздельное и дефисное написание частиц"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Шагизаманова Розалия Римовна

Урок предназначен для обучающихся 7 класса. Учебник Ладыжинская  Т.А.,.Баранов М.Т., Григорян Л.Т. Русский язык: учебник для 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tradits_urok.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Тема урока: Раздельное и дефисное написание частиц.
  2. Класс: 7
  3. Цели и задачи  урока:
  1. совершенствовать навык раздельного написания частиц бы, ли, же; формирование умения употреблять их в речи;

        2) способствовать развитию творческих способностей учащихся;

        3) учиться размышлять над своими поступками и словами.

  1. Тип урока: урок изучения нового материала
  2. Форма урока: традиционная
  3. Методы и приёмы: слово учителя, работа у доски, чтение правила, работа с таблицей, упражнение, чтение текста, беседа, работа по карточкам, объяснительный диктант.
  4. Наглядность и технические средства обучения: таблица, раздаточный материал
  5. Использованная литература:
  • Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх.– М.: ВАКО, 2001.
  • Ладыжинская  Т.А.,.Баранов М.Т., Григорян Л.Т. Русский язык: учебник для 7 класса. -  М.: Просвещение, 2007
  • Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать. – Волгоград: «Учитель – АСТ», 2002.

9. План урока:

1.Организационный момент (1 мин.).

2.Актуализация знаний (6 мин.).

3.Объяснение нового материала (10 мин.).

4.Формиров ЗУНов (12 мин).

5.Закрепление ЗУНов (8 мин.).

6. Подведение итогов (2 мин.).

7. Домашнее задание (5 мин.).

ДМ

МО

Содержание учебного материала

ДЗ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

3.Объясн.

новой темы

4.Формиров ЗУНов

5.Закрепление ЗУНов

6.Подведение итогов.

7.Домашнее задание.

Слово учителя

Работа у доски

Чтение правила

Работа с таблицей

Упражнение

Чтение текста.

Беседа

Работа по карточкам

(дифференц.)

Объяснительный диктант

Приветствие. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему «Раздельное и дефисное написание частиц». Сегодня мы поговорим о раздельном написание частиц, а на следующем уроке вы будете говорить о дефисном написании.

К доске выходят двое учащихся:

1. Я прошу, чтобы ты не говорил обидных слов.

2. Мы должны продвигаться вперед, что бы ни произошло.

Задание:

1. Подчеркните члены предложения и определите, чем они выражены.

2. Определите роль чтобы в первом предложении(союз) и что-то во втором предложении(союзное слово).

Что вам показалось трудным при написании этих предложении?

Сейчас мы попытаемся разобраться, когда эти слова пишутся слитно, когда раздельно.

Прочитаем правило учебника на стр. 145

Вывод: если, чтобы, тоже, также пишутся слитно, значит это союзы.

На ваших партах лежит таблица. Посмотрите на нее:

Союзы тоже, также пишутся слитно, и их можно заменить союзом и. Союз чтобы можно заменить составным союзом для того чтобы.

И значит если слово является союзом:

1. мы можем заменить его другим союзом

2. нельзя поставить вопрос

3. не является членом предложения.

Если то же, что бы – это местоимение с частицей, так же – это наречие с частицей, то:

  1. можно отбросить же; переставить бы.
  2. можно поставить вопрос к местоимению и наречию.
  3. являются членом предложения

Еще рез посмотрите на эту орфограмму и запомните.

Вывод: Если перед нами союз, мы его пишем слитно, если нет – раздельно.

Выполним упражнение 335, по вариантам:

I В- 1,2,5

II В – 3, 4, 5.

Ребята, внимательно прослушайте текст, который прочитает ваш товарищ.

- О чем говорится в тексте?

- Почему автор считает, что без частиц ли, бы не проживешь? Для чего нужны частицы?

Вывод: Частицы выражают дополнительный оттенок значения, неуверенность, сомнение (ли), некоторые частицы служат для образования наклонений глагола (бы – усл. наклонение).

Теперь выполним упражнение на карточках.

I В: Закончить предложения, добавить вопросы и раскрыть скобки.

II В: Написать полные ответы на вопросы, используя глаголы условного наклонения.

  1. Он работал так же, как и все.
  2. Елена много читает, рисует, она также поет.
  3. То же повторилось снова.
  4. Я тоже поступил в университет.
  5. Мы остались, чтобы набрать воды.
  6. Что бы я делал без вас!

    О чем мы сегодня говорили на уроке? Что узнали нового?

Домашняя работа:

Упражнение 336 на странице 147, инструктаж.

  • Пунктуация (сл. предложение); не и ни. Ни – для выражения утверждения;
  • написание слов чтобы и что бы

Читают правило в учебнике и делают вывод.

Запомни!

Пиши раздельно со всеми словами частицы:

Бы (б)      Пошел бы    дождь!              Ли (ль)             Знаете ли                 же (ж) Какая же она красивая!

Упражнение 335

1.Сегодня мы выполним работу так же старательно, как и вчера.

2.Все поддерживают твое предложение. Я тоже согласен с ним.

3. Прочитай (прочитанный) то же стихотворение, с которым ты выступал на вечере.

4.В начале ты повторяешь одно и то же.

5.Мне вслед за братом тоже хочется стать полярником.

Текст:

Были же сомненья, были же мечты, но были и надежды, что сомненья развеются, а мечты осуществятся. Всё это особенно ярко выразилось в трёх маленьких частицах: бы, ли, же.

Бы – мечтает, ли – сомневается, же – утверждает.

     Попробуйте прожить хотя бы без одной из этих частиц! Не проживёте! Попробуйте ни в чём не сомневаться. Попробуйте ничего не утверждать. Попробуйте ни о чём не мечтать. Не сможете!

- О частицах бы, ли, же.

- Невозможно ни в чем не сомневаться, ничего не утверждать, ни о чем не мечтать.

I В (средние и слабые)

II В (сильные)

Частицы бы, ли, же пишутся раздельно

Организовать класс

Организовать актуализацию мыслительных операций и познавательных процессов

Раскрыть существенные признаки изучаемых явлений

Применение на практике полученных знаний

Раскрыть существенные признаки изучаемых явлений

Обеспечить понимание материала

Выяснить степень осознанности нового материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

В данном учебном материале представлен подробный конспект  урока русского языка  по теме: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе «Раздельное и дефисное написание частиц»

Данный урок позволяет формировать знания о правописании частиц; развивать у учащихся умение работать в группе, развивать познавательный интерес, речь, внимание, творческое мышление; воспитать стремлен...

Конспект урока "Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных"

урок изучения нового материала с опорой на алгоритм и красочную схему-изучение материала. Урок построен на самостоятельной работе учащихся, а благодаря тому, что материал излагается в занимательной фо...

Дефисное написание наречий (конспект урока в 7 классе)

Изучение нового материала с использованием элементов технологии разноуровневого обучения, деятельностного подхода, дифференцированной работы...

Раздельное и дефисное написание частиц

Раздельное и дефисное написание частиц -это повторительно - обобщающий урок по технологии КСО, цель которого состоит в том, чтобы повторить и обобщить знания учащихся по теме "Частицы"...

урок в 7 классе о раздельном и дефисном написании частиц "Как бы не ошибиться !"

Урок изучения нового материала.Презентация к теме, карточки,таблицы , физкультминутка, лист самооценивания помогают усвоить материал и быть на современном уровне.Предусмотрена творческая работа....