ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

  Из опыта....

 

          ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ           

                                                         ПРЕПОДОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.

 

    Деловая игра на уроке помогает повышать интерес к изучению русского языка , вырабатывать навыки и умения , использовать знания на практике , активизирует различные виды общения. Учителю игра дает возможность избежать дублирования заданий, по-новому преподнести уже знакомый программный материал, воспитывать чувство коллективизма и ответственности за личный вклад каждого ученика в общее дело.

     Организационными формами являются микрокласс и микроурок. Микрокласс - это группа учащихся из трех-четырех человек , один из которых "учитель", остальные - "ученики". Ведущий игры ( чаще всего это учитель-словесник ) является "экспертом". В помощь "эксперту" в случае необходимости выбираются консультанты и ассистенты. Ассистенты обеспечивают техническую сторону игры ( помогают раздать карточки-задания , фиксируют их выполнение и т. д. ). Консультант выбирается один на черыте-пять групп. Он подстраховывает "учителя" , всегда готов прийти ему на помощь , контролирует качество выполнения задания.

      Микроурок включает в себя следующие этапы : постановка задачи "учителем", ответы "учеников", дискуссия , вывод ( или составление алгоритма ), при необходимости заключение "эксперта". Продолжительность микроурока колеблется от 10 до 35 мин , что зависит от цели использования деловой игры на уроке, объема материала, подготовки учащихся.

       Исходя из того , что ребятам необходимо понять принцип работы , привыкнуть к такому виду деятельности , на первых порах в уроки включаются только элементы деловой игры.

       Уже в 5 классе в ходе уроков я организую микроклассы и предлагаю для групповой работы ,например , такие карточки-задания :

   Карточка-задание №1    

   1. Прочитайте стихотворение. Спешите слова , в которых есть буква "ц". Объясните правописание гласной в корне.

                         

                                            Циркуль мой, циркач лихой,

                                                 Чертит круг одной ногой,

                                                 А другой проткнул бумагу,

                                                 Уцепился и ни шагу.

   2. Определите падеж имен существительных .

   3. Подберите синоним к слову "лихой".

   4. В каком слове букв больше , чем звуков?

 

   Карточка-задание №2

                                    Я - малютка карандашик.

                                    Исписал я сто бумажек .

                                    А когда я начинал,

                                     То с трудом влезал в пенал.

  1. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и разберите их по составу.

  2. В каких слов безударную гласную в корне можно проверить?Подберите проверочное слово.

  3. Определите падеж всех имен существительных.

  4. Выпишите словосочетания "глагол + существительное ".

   

   Карточка-задание №3

  1.Подготовтесь к выразительному чтению стихотворения.

                                              ПОЧЕМУ?

                                         Второкласснику Андрюше

                                         Просто не везёт. До слёз.

                                         - Мама, мама, ты послушай,     

                                 Двойку я опять принёс.                

                                         В самом деле, почему

                                         Так уж не везёт ему?

                                         В классе пишут под диктовку:

                                         «Я принёс из леса ГРИБ»,

                                         Лишь Андрей выводит ловко:

                                         «Я принёс из леса ГРИПП».

                                         Ну скажите, почему

                                         Так послышалось ему?

                                         Игроки владеют БАСОМ,

                                          А певец завидным пасом,

По реке плывут плоды,

                                         А в саду растут ПЛОТЫ.

                                         Объясните, почему

                                         В школе не везёт ему?

                                                                                   ( Р. Юзва )

 2. Составьте словосочетания с теми словами , которые Андрюша написал неправильно . Подберите проверочные слова.

 3. Найдите слова с оглушением . Произведите фонетический разбор слова "везет".

 4. Выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне , подберите проверочные слова.

 

     ( Задания предлагаются либо все одновременно , либо выборочно )

 

 Другая группа заданий - творческого характера . Это так называемая "словесная гимнастика". Двустишие или четверостишие записывается на доске без последней строки ( на начальных этапах работы без последнего слова ). Группа ребят в микроклассе придумывает строчку , демонстрируя и оригинальность мышления , и чувство ритма и рифмы . При этом имеется в виду и образовательная задача : подбор синонимов , антонимов, однокоренных слов , глаголов одного вида ,местоимений одного разряда и т. д.

    Например, даются стихотворения О.Григорьева без последней строки :

                        Велосипед меня понес.

                        Понес куда-то под откос.

                        Он там остался без колес...

  ЗАДАНИЕ. Определите по словарю , глагол "понести" - однозначный или многозначный? Придумайте последнюю строчку , используя иное,чем в первых двух строках , значение слова "понес".

   И ребята придумали : " и дальше я его понес","понес его я на откос","кто б за меня его понес".Еще пример:

                                      Вечером девочка Мила

                                      В садике клумбу разбила.

                                      Брат ее мальчик Иван...

Задание. Употребите в последней строке выделенное слово в другом значении.

    Ребята придумали: "тоже разбил...стакан","мыл и разбил стакан".

 

    К изготовлению карточек обязательно привлекаю учеников , потому что работа по подготовке к игре не менее полезна , чем сама игра, так как она требует от ребят эрудиции,самостоятельности , умения выбрать нужное.

    К деловой игре готовится 15 карточек-заданий с учебным материалом.

    Называются два ассистента в помощь "эксперту" ( учителю ) . Каждый из ассистентов готовит к уроку словарный диктант по теме , причем диктовать будет тот ассистент , чей диктант "эксперт" признает лучшим.

    Перед уроком формируются микроклассы по три человека ( желательно , чтобы в одной группе был 1 сильный и 2 ученика послабее; сильный назначается "учителем" ).

    Каждый ассистент работает с пятью микроклассами: раздает карточки, следит за выполнением задания, помогает, если в этом есть необходимость , обращается в конфликтных случаях за помощью к "эксперту". "Эксперт" следит за дисциплиной , за тем ,чтобы микроклассы не мешали друг другу , помогает ассистентам.

    Урок начинает один из ассистентов со словарного диктанта ,затем идет взаимопроверка в микроклассах и устная работа над ошибками ( на этом этапе работает весь класс ).

    После этого каждый микрокласс получает от ассистента карточку-задание. Вот пример работы микрокласса над одним из заданий :

             Нужно выделить суффиксы в словах : лживый,дождливый,доверчивый."Кто как думает?"-спрашивает "учитель". Один из учеников говорит , что во всех словах суффикс "-ив-" , ведь слова-то похожи. Но второй,смотря на слово дождливый , высказывает догадку , что здесь суффикс "-лив-" :ведь оно образовано от слова дождь.Теперь путь анализа ясен и слабому ученику: надо подобрать слово , от которого образовано данное слово.

         Микрокласс самостоятельно справился с заданием , и ассистент , отметив это в своей тетради учета , предлагает ему другую карточку .Приведем примеры карточек-заданий:

      1. Найди " четвертое лишнее":

       а) разведение , разлив , разность ,разносчик.

       б) накал, навес,навет, накат.

      2. Продолжи ряды слов:

        Дубняк , лозняк.....

        Торопливый, нетерпеливый...

        Стебелек, уголек....

      3. Напиши как можно больше однокоренных слов и форм этого же слова ( искусство ).

      4.Найди "родственников" : Завод,водоем,наводчик,водитель,водоросль и т.д.

      5. " Как слышу , так и пишу ".Правописание каких приставок подчиняется этому правилу?

      6. Выделите окончание в словах: Шестой,солнце,говорить,вверх.

      7.Согласны ли вы с учеником , который сказал: "Если в предложном падеже окончание "-е" , то это существительное 1 склонения."?

      8. Не нарушена ли правильная последовательность в цепочке слов : Листва-листья-лиственный-лиственница?

      9.Пропущено одно звено цепи .Восстанови цепочку: Покой-успокоенный-успокоенность.

      10.Почему нельзя назвать смешливого человека насмешливым?

  В течение урока каждый микрокласс получит от 7 до 12 таких заданий.В конце урока ассистенты подводят итог : какой микрокласс работал активно , плодотворно,какие задания вызвали затруднения.Оценки выставляются под руководством "эксперта",который видел , как работает каждый ученик.

 

    Уроки обобщающего повторения , включающие использование деловых игр, позволяют обеспечить активную деятельность каждого ученика с учетом уровня его подготовки,интересов,темпа работы.

 

    Учащиеся с большим интересом относятся к участию в деловых играх еще и потому ,что эти игры способствуют созданию на уроках особой атмосферы совместной деятельности учителя и учащихся , содействуют демократизации отношений между преподователем и учеником. 

 

                                                                                                                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Plain text icon delovaya_igra.txt9.69 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения русскому языку и литературе

Стаья на примере отдельных уроков  описывает возможное использование технологии дифференцированного подхода при обучении русскому языку...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения русскому языку

В работе освещаются следующие вопросы:1.Понятие творчества.2.Компоненты творческих способностей.3.Условия развития творческих способностей.4.Развитие творческих способностей учащихся на уроках русског...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения русскому языку

В работе освещаются следующие вопросы:1.Понятие творчества.2.Компоненты творческих способностей.3.Условия развития творческих способностей.4.Развитие творческих способностей учащихся на уроках русског...

Деловая игра как средство активизации учащихся в процессе преподавания русского языка.

В материале представлена пошаговая деятельность учителя при подготовке и проведении деловой игры на уроке. Такая работа  помогает повысить интерес к изучению русского языка, вырабатывать навыки у...

«Развитие учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе»

Статья из опыта работы по теме. Методы, формы, приемы развития творческой самостоятельности на уроках русского языка и литературы....

Деловая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках литературы.

Деловая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках литературы....

Круглый стол «Развитие коммуникативной компетентности учащихся в процессе преподавания русского языка и литературы»

Выступление на региональной конференции учителей русского языка и литературы....


 

Комментарии

Ушанфа Ольга Тимофеевна

В работе встречаются орфографические ошибки. Учителю русского языка это непростительно.