"Наш прекрасный русский язык"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Хамидуллина Светлана Валерьевна

Данный материал может быть использован на вводном уроке русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_nash_prekrasnyy_rus.yaz_.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Наш прекрасный русский язык

    Цели: обобщить знания о русском языке, повышать мотивацию к изучению русского языка, обогатить словарный запас школьников, развивать коммуникативные навыки учащихся.

Ход мероприятия

   Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, журнал и понимаете, что написано. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это  происходит благодаря языку.

(Чтение высказываний о языке)

1 ученик: «Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат» (Сумароков).

2 ученик: «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни» (Ушинский).

3 ученик: «Язык-это инструмент, надо учиться языку, надо расширять свой лексикон» (М.Горький).

     Спасибо, ребята. Язык – это сила народа. Язык передает культуру народа, его мировоззрение. Нужно беречь и уважать язык. Мы говорим о языке вообще. А что такое русский язык? Русский язык – это национальный язык русского народа. Необходимо знать его и грамотно использовать.

(Высказывания о русском языке)

1 ученик: «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно-бойкий и живой» (Л.Н.Толстой).

2 ученик: «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий» (Белинский).

    Действительно, русский язык богат и выразителен. Нужно учить свой родной язык, чтобы уметь общаться с другими людьми и выражать свои мысли. Каждый должен ориентироваться в русском языке. Ребята, а какие разделы русского языка вы знаете? ( Фонетика, орфоэпия, морфология, словообразование, морфемика, орфография, синтаксис, пунктуация, лексика, стилистика). Что изучают данные разделы? Как вы думаете, нужно изучать все разделы или  некоторые из них?

(Ответы детей).

     Правильно, ребята! Чтобы быть грамотным, необходимо изучать все, что связано  с языком.  Посмотрим, как богат, ярок и выразителен наш язык.

Загадки-складки:

  1. На бахче у нас растет,

Как разрежешь, сок течет;

Свеж и сладок он на вкус,

Называется …..(арбуз).

  1. Это зелье ты не тронь:

Жжется больно, как огонь.

Неприметна, некрасива,

Называется ……(крапива).

  1. Стелют на матрац меня,

Называюсь …..(простыня).

  1. Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую,

Обжигают с древних пор.

Называюсь я……(фарфор).

Шуточные вопросы

  1. Что находится посередине земли? (буква м)
  2. Что мы говорим в начале урока? (букву у)
  3. Что мы слышим в начале концерта? (букву к)
  4. В каком слове сорок гласных?(сорока)
  5. Что в середине капусты? (буква у)
  6. В каких словах сто согласных? (стог, стон, стол)

     Молодцы!  Скажите, пожалуйста, какого человека можно назвать безграмотным? (Ответы детей). Правильно, безграмотный человек не умеет выражать свои мысли, не умеет правильно говорить, не знает правил этикета и правил русского языка. Это нужно человеку? (Ответы детей).

(Чтение  стихотворения)

Добрые слова

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром», - я кричу.

«Добрый день», - кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер», - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

Ребята, раскройте смысл «добрых слов».  Для чего они нужны?

(Ответы детей)

      Мы с вами выражаем свои мысли с помощью слов.  Слова эти благодаря Всемогущему Синтаксису организуются в предложения. Но нередко незнание правил пунктуации может привести к неприятным последствиям.     Сравните две записи на доске:

Казнить нельзя, помиловать.

Казнить, нельзя помиловать.  

      Посмотрите,  запятая играет очень важную роль. Как можно этого избежать? (ответы детей). Правильно, ребята. Нужно регулярно заниматься пунктуацией, знать правила постановки знаков препинания. Сейчас  мы проверим, как вы умеете расставлять знаки препинания. ( На доске записаны предложения, учащиеся выходят и расставляют знаки препинания, объясняют свой выбор).

  1. Закружилась листва золотая.
  2. Снег растаял и птицы запели звонко.
  3. Снег падал медленно, и бесшумно.
  4. Мы проснулись рано потому что гремел гром.
  5. Здравствуй пестрая осинка.
  6. В лесу есть ягоды грибы орехи.
  7. Прилетели грачи потому что наступила весна.
  8. Ребята выходите на улицу.

Молодцы!

      Давайте же беречь и уважать наш родной язык! Благодаря ему мы общаемся с людьми, выражаем свои мысли. Пополняйте словарный запас, и вам откроются сокровищницы русского языка.

    Ученик:   «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь

В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...

Открытое мероприятие :" Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!"

Воспитательное мероприятие по русскому языку....

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Мечта прекрасная, еще неясная, уже зовёт меня вперед…» (подготовка к сочинению-рассуждению)

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Мечта прекрасная, еще неясная, уже зовёт меня вперед…»  (подготовка к сочинению-рассуждению)...