Интегрированный урок по русскому языку и чтению «Прекрасное вокруг нас»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_1.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Интегрированный урок по русскому языку и чтению «Прекрасное вокруг нас»

Цель:  повторить, обобщить знания учащихся об имени прилагательном.

Задачи: развивать зрительную и слуховую память, мыслительную деятельность, повышать уровень речевого развития и коммуникативных умений, способствовать обогащению, словарного запаса,  воспитывать у учащихся мотивацию к обучению, любовь к чтению произведения русской классической литературы.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы.

На уроке были использованы следующие педагогические технологии:

  1. Личностно – ориентированная технология
  2. Здоровьесберегающая технология
  3. Игровая технология
  4. Технология уровневой дифференциации
  5. Информационно – коммуникативная (компьютерная) технология.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2.  Психологический настрой на урок.

Учащиеся мысленно повторяют.

Учитель:   Я на уроке,   сейчас я б начну учиться.  Я  радуюсь этому. Я хочу учиться.  Я очень хочу учиться.  Я буду стараться, и у меня обязательно всё получится.

3. Повторение теоретических сведений об имени прилагательном.

-  Какую часть речи мы изучаем на уроках русского языка?

Тестирование по теме «Имя прилагательное» ( Слайды 2- 7)

1)Имя прилагательное обозначает:

а) предмет.

б) действие предмета.

в) признак предмета.        

2) Имя прилагательное изменяется по

а) родам.

б) числам.

в) временам.

г)  падежам.

3) Имена  прилагательные в предложении являются:

а)  подлежащим.

б)  сказуемым.

в) второстепенным членом предложения.

4) Прочитав слова, найдите имена прилагательные

а)  Река

б)  голубая

в) блестит

г) зеленый

5) Морфологический разбор  имени прилагательного выполнен правильно:

     а) Яркое солнце – прил.,  ж. р ., ед.ч., И. п.

б) Яркое солнце.– прил., ср.р., ед. ч., И. п.

 4.  Сообщение темы урока, запись ее в тетради, цели задачи урока.

Сегодня на уроке мы повторим, обобщим наши знания об имени прилагательном, будем учиться находить  имена прилагательные среди других слов, определять грамматические категории,  и, конечно, правильно писать   падежные окончания  имен прилагательных.

Но не только об именах прилагательных мы будем сегодня говорить.

Отгадайте загадку.

Зеленоглаза, весела,
Девица- красавица.
Нам в подарок принесла,
То, что всем понравится:
Зелень – листьям,
Нам – тепло,
Волшебство
- Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
- Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица – …( весна).
- Правильно, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.

-Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они?

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег.

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех  ( подснежник).

Золотым лучом согрет
Вырос солнышка портрет!

Но у желтого цветочка
Временно листочков нет

(Мать-и-мачеха)

    - Это тоже один из первых весенних цветов.

Цветы украшают нашу землю,  имена прилагательные украшают нашу речь.

Тема  урока: «Прекрасное вокруг нас».

5. Тренировочные упражнения.

  1. Работа  со стихотворными строками

                  Отшумела злая вьюга,

                  Стала ночь короче дня.

                  Теплый ветер дует с юга,

                  Капли падают, звеня…

                  Улеглись в полях метели

                  В свои белые постели,

                  И весна идет повсюду,

                  Гонит зиму со двора.

Задание: выписать из стихотворения  словосочетания  прил. +сущ.

  1. Составление и запись  предложения из слов вразбивку.
  2. Морфологический разбор имени прилагательного: от душистых цветов.

От,  запестрели, цветов, лесные, душистых,  полянки.

  1. Физминутка.

6. Разговор о весенних цветах.

- Сегодня мы поговорим о первых весенних цветах – первоцветах.

\

- А что же такое первоцветы?

(Это первые цветы, которые появляются после холодной зимы, когда еще даже не везде растаял снег.

7. Рассказ  учащихся о цветах.

- Листья у растения мать-и-мачеха снизу пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, словно руки злой мачехи.

 Ну а самый храбрый из первоцветов – подснежник.  

Русская легенда рассказывает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решили не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

Многие поэты посветили подснежнику стихи.

Давайте послушаем  одно из них.

В.Серова «Подснежник»

Выглянул подснежник
В полутьме лесной -
Маленький разведчик,
Посланный весной;
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, Раз пришел разведчик,
И весна придет!

Пролеска растет  на лесных полянах, опушках и в перелесках. Поэтому и назвали растение пролеской.  Эти  цветы  как  ярко-голубые звездочки.

 Стоит подуть даже слабому ветру, как закачаются на тоненьких стебельках белые цветки. Поэтому растение назвали ветреницей. Ох, и хитрая эта ветреница. Стоит небу нахмуриться и собраться дождем, как цветки-снежинки закрываются. Но лишь солнце вновь приласкает землю своими лучами, цветы оживают, опять начинают кивать головками легкому весеннему ветерку.

- За сладкий, медовый на вкус сок растение назвали медуницей. Еще ее называют пахучей. Пахучая, значит душистая, ароматная.

Это прозвище недаром,
У красивого цветка,
Капля сочного нектара,
И душиста, и сладка,
От простуды излечиться
Вам поможет медуница.
В лес пойдёте, не забудьте
Медунице поклониться.

                    (Е.Кожевников)

 Хохлатка – маленькое растеньице с чудесными сиреневыми цветами, собранными в густую кисть. Присмотришься – у каждого цветочка длинный вырост – шпорец, как будто хохолок. Отсюда и его название.

 

Правописание имен прилагательных.

Улыбнулось из – за тучи весеннее\\... солнышко На проталинках зажглись желт… огоньки мать – и мачехи..На лесн… полянках расцвели нежн… подснежники. Поднялась с земли и расцвела душист… медуница. Тянутся к солнцу мохнат… стебельки с розов… ,фиолетов…, син…  цветами.

Учитель:

С приходом  весны земля наряжается в праздничный наряд. А чтобы нарисовать красоту нашей природы, родного края, какую часть речи мы должны использовать в своем описании?

(Имена прилагательные).

9. Беседа о бережном отношении к цветам.

- Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу. «Красной» она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?

Посмотрите на плакат.

  Я должен над цветами наклониться

  Не для того, чтоб рвать или срезать;

  А чтоб увидеть добрые их лица

  И доброе лицо им показать!

К чему призывают нас эти стихотворные строки?

 (Если будем по-настоящему, серьезно заботится о природе, мы станем добрее. Чтобы каждый человек не на словах, а на деле показывал свою доброту, заботу, любовь к цветам).

12. Чтение стихов.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

 

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

 

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу…

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

 

Не рви меня на поле,

Я только день живу.

Дай наглядеться вволю

На солнце и траву.

11. Итог урока.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру. Исследование слова как основной номинативной единицы русского языка. 2 класс.

Интегрированный урок  по русскому языку и окружающему миру с применением технологии УДЕ. Урок носит развивающий характер, имеет метапредметную направленность, построен на основе деятельностного п...

Разработка открытого интегрированного урока (биология – русский язык) Тема урока: «Пластический обмен. Биосинтез белков»

Цель урока: Развитие мета предметных компетентностей обучающихся 9 Б класса (естественнонаучного профиля)  посредством интегрированных технологий....

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

Интегрированный урок ( литература,русский язык)"Язык лирики С. Есенина, его морфологические особенности"

Уроки с приемами интеграции  - это метод креативного образования, который даёт возможность  не дублировать материал на уроках русского языка и литературы, развивает творческую фантазию учащи...

Интегрированный урок по русскому языку: Причастие в русском и английском языках

интегрированный урок в 8 классе по теме "Причастие в русском и английском языках". Целью урока явилось сопоставление общности и различичий в парадигме двух языков. Задачи: повторить образова...

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...