«Обособленные уточняющие члены предложения»
план-конспект занятия по русскому языку (11 класс) на тему

Зыбенкова Надежда Викторовна

Конспект урока русского языка в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 11 классе.

Тема: «Обособленные уточняющие члены предложения»

Цели урока:

    1.Закрепить  знания учащихся об уточняющих членах предложения.

    2. Формировать навыки распознавания и выделения уточняющих членов знаками препинания, предостеречь от возможных ошибок в определении уточняющих членов.

  3.Развивать умение постановки знаков препинания при уточняющих членах предложения.

   

.

                                 Ход урока:

  1. Лингвистическая разминка.

1.Работа на уроке начинается с чтения и размышления над словами Д.С.Лихачёва

«Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит. О человеке нередко сначала судят по его лицу, походке, поведению и часто ошибаются. Язык более точный показатель человеческих качеств и культуры».

- Учащиеся определяют главную мысль высказывания и приходят к выводу: человек должен стремиться овладеть орфоэпическими нормами, чтобы быть культурным и образованным.

2. А можем ли мы считать себя образованными людьми, давайте проверим.

- Учащимся предлагается рассмотреть слова, сформулировать задание, дать правильный ответ.

1)  врУчат            3) пОнявший

2) мозаИчный      4) завсегдатАй

- Значение какого слова вам непонятно?

2. Обращаемся к толковому словарю:

Завсегдатай – частый, постоянный посетитель.

Мозаичный – состоящий из пёстрых, цветных элементов, разнородных частей.

3. Продолжим пополнять словарный запас языка.

- Рассмотрите слова, выберите слово, которое имеет значение «честный, соответствующий принятым правилам»

1) эстетичный                        3) чувствительный

2) преданный                         4) порядочный

- Почему выбрали ответ №4?

- Потому что другие слова имеют лексические значения, не соответствующие указанному.

Эстетичный – красивый, изящный.

Чувствительный – сентиментальный, обладающий повышенной восприимчивостью.

Преданный – проникнутый любовью и верностью.

4. Зная лексическое значение слов, составьте словосочетания по типу согласование.

5. Продолжим работать над словосочетанием.

- Рассмотрите выражения, что это словосочетания?

1) за семью печатями

2) интересное интервью

3) согласно расписания

4) красивая тюль

- Учащиеся объясняют, что здесь имеются  грамматические ошибки, исправляют их (согласно расписанию, красивый тюль) и определяют, что «согласно расписанию» - это существительное с предлогом, словосочетанием не является.

6. - Составьте с данными выражениями, используя правильную грамматическую форму, предложение.

  1. Актуализация знаний.

1. Беседа с учащимися.

- Что такое предложение, как синтаксическая единица языка?

- В чём отличие между словосочетанием и предложением?

2. Вспомним! Терминологический диктант.

-Какое слово соответствует следующему термину:

1) Это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? Чей? и обозначающий признак предмета. (определение)

2) Это второстепенный член предложения, выраженный существительным, но отвечающий на вопросы какой? какая? (приложение)

3) Это второстепенный член предложения, обозначающий место, время, причину, цель и другие, и отвечающий на вопросы где? Куда? Когда? Зачем? Откуда? (обстоятельство)

- Что характерно с точки зрения синтаксиса для этих второстепенных членов? (могут обособляться)

3. Дать связный ответ: при каких условиях могут обособляться определения и обстоятельства.

  1. Применение теоретического материала на практике.

- Распределите предложения на две группы, выявляя условия обособления. Расставьте знаки препинания.

1) Человек любящий и умеющий читать счастливый человек.

2) Соловей рассыпаясь ликующей трелью пел весеннюю  песню.

3) Остановившись он долго рассматривал след.

4) Мы долго смотрели вслед поражённые зрелищем.

5) Босая она быстро сошла вниз.

  1. Изучение нового материала.

1.– А какую характеристику вы бы дали предложению:

На востоке, за волнистой линией холмов, разрастался тёмно – золотой свет луны, готовой взойти.

- Учащиеся разбирают предложение по членам, объясняют постановку знаков препинания и приходят к выводу, что в данном предложении есть обособленные члены предложения.

2. Формулируют тему сегодняшнего урока. Определяем коллективно задачи урока.

3. Знакомство с термином «уточнение».

Уточнение – это ограничение объёма понятия, то есть переход от более широкого понятия к более узкому.

- Прокомментировать данный термин и рассмотреть его значение на основе рассмотренного предложения.

  1. Знакомство с теоретическим материалом. (Презентация)
  2. Выполнение практической части. Упражнения учебника.

                Закрепление нового материала.

Прочитайте, укажите обособленные уточняющие члены предложения, ставя соответствующие вопросы.

      где?            где именно?  (сужение)

Внизу, под глинистым обрывом, поблескивало Азовское море.

      когда?       когда именно?  (сужение)

По утрам, до ухода в питомник, Тихон Петрович работал у себя в саду.

                                                                когда?                когда именно? (расширение)

Грузовик подобрал нас через три часа,   то есть   к вечеру.

Иногда в общей массе железного лома попадались какие-нибудь редкостные

       что?                                             что именно? (сужение)

вещицы, например замок с фокусом и таинственным механизмом.

                                                                 чем?                           =то есть       (пояснение)

Земля окружена воздушной оболочкой,   или    атмосферой.

         кто?                          =то есть             (пояснение)

Осьминоги,   или   спруты, -это морские моллюски.

  1. Работа с текстом, где даны типичные случаи постановки знаков препинания при уточняющих членах предложения, обособленных.

Обычно учреждения работают в предпраздничные дни с 10.00 до 15.00.Никто, точнее, большинство из людей предпочел бы в такие дни не работать вовсе, ведь надо навести порядок в доме, приготовить праздничный обед, более того, привести себя в порядок. В главном офисе компании "Весь мир" 31 декабря дежурила молоденькая незамужняя секретарша, (запятая факультативна, учитывая конец предложения, можно воспользоваться тире или обойтись без знака препинания) Лидочка Сергеева. Она должна была отправить подтверждения на приезд групп наших туристов в теплые страны, Испанию и Грецию, для встречи праздника под горячими лучами солнышка. Там, на курорте, встреча Нового года должна была стать для кого-то особенным, незабываемым (может быть как однородным членом предложения, так и уточняющим) праздником. Лидочка побывала в Испании весной, в мае, и сейчас, в разгар холодной зимы, с удовольствием вспоминала эту поездку. Сегодня девушка отправляла факсы без привычной зависти, с жалостью. Уже неделю, с 23 декабря, новостные программы сообщали о невиданном похолодании в Европе, особенно в Афинах и в Барселоне. Отсюда, из замерзшей Москвы, их минус один кажется смешным, но им, беднягам, (обособленно приложение при личном местоимении) наверное, грустно.
Хлопнула дверь и в комнату вошла подруга Лиды, Катя Петрова, девушка лет двадцати пяти. По случаю праздника она была в нарядном, светло-голубом, платье. Обычно она одевалась по-деловому, блекло и серо. С порога Катя начала шумно, громко и визгливо, рассказывать что-то смешное про коллег по работе. Лида нахмурилась: она могла работать только в тишине, спокойно и не отвлекаясь, и не любила участвовать в этих глупых и бессмысленных (в данном случае возможно обособление определений после "этих" в качестве авторского знака, правила это позволяют) разговорах. Поэтому Лидочка прервала свою подругу и перевела разговор на проблемы Европы, вернее, её южных стран. Через полчаса, примерно в полдень, Лида с помощью Катюши закончила отправлять факсы и присоединилась к шумной,  молодой и веселой, толпе своих сослуживцев. Работа на сегодня подошла к концу и сотрудники туристической фирмы приступили к совместному празднованию радостного, веселого и всеми  любимого праздника.

  1. Закрепление учебного материала.
  2. Подведение итогов урока. Выводы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обособленные уточняющие члены предложения

В МОЕЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПОСТАВЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ЦЕЛИ:     1.Закрепить полученные знания об уточняющих членах предложения.    2.Развивать умение постановки знаков препинания ...

Разработка урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные уточняющие члены предложения"

в разработке дано  понятие об обособлении уточняющих членов предложения, цель урока: научить их видеть в предложении, расставлять знаки препинания...

Урок-зачет по теме "Обособленные уточняющие члены предложения"

Урок-зачет проводится всегда после изучения определенной темы. Такая форма урока позволяет проверить знания сразу всех учеников как теоретические, так и практические. Предлагаются разные виды заданий....

ОБОСОБЛЕНИЕ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок разработан с использованием элементов адаптивной системы обучения. Учащиеся самостоятельно оценивают результаты каждого вида работы в ходе самопроверки и взаимопроверки. В конце урока из полученн...

ОБОСОБЛЕНИЕ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок разработан с использованием элементов адаптивной системы обучения. Учащиеся самостоятельно оценивают результаты каждого вида работы в ходе самопроверки и взаимопроверки. В конце урока из полученн...

урок по теме: "Обособление уточняющих членов предложения"

урок русского языка по теме: "Обособление уточняющих членов предложения" (2ч)...