" Фонетика " . Урок-закрепление. ( 5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Михеева Людмила Николаевна

" Фонетика " . Урок-закрепление.( 5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokoffice_word.docx459.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- закрепление по теме « Фонетика». ( 5 класс)

                                                                                Михеева Людмила Николаевна ,                 учитель русского языка и литературы

Цели урока:

1. Закрепить  знания  учащихся по теме «Фонетика».

2.Формировать умения отличать звук от буквы.

            3.Воспитать  у учащихся интерес к изучению русского языка.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы , презентация                                 « Фонетика», музыкальная физкультминутка.

Ход урока

1. Оргмомент.

Учитель:

Когда с тобой мы слово пишем,

Его в уме мы как бы слышим.

Когда же люди говорят,

ТО произносят звуков ряд.

А изучает их  , заметьте ,

Раздел грамматики –   ……  ( «Фонетика»)

2. Фронтальный опрос.

-Что изучает «Фонетика»?

-На какие группы делятся  звуки речи?

 -Расскажите  о гласных звуках.

- Расскажите о согласных звуках.

3. Индивидуальная работа по карточкам. (на местах -3 человека)                                   

4.«Объяснялки».  Ученик  произносит звуки , а  остальные дети дают характеристику  согласным звукам.(твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные, сонорные…..)

5.Индивидуальная работа у доски.C:\Users\1\Desktop\DSCN5484.JPG

 Отгадайте загадку : Не портной , а всю жизнь с иголками ходит.     Фонетический разбор слова  ёжик .                                                                                                      6. Занимательная « Фонетика».                                                                                                                     -Ребята ,  стоит один звук изменить другим, как меняется смысл и значение слова.  Послушайте стихотворение  и исправьте ошибки.

Неизвестно, как случилось

Только буква  заблудилась.

Заскочила  в чей – то дом

И  хозяйничает в  нем.

            Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

 Миша дров не напилил,

Печку кепками топил.

    Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.

Синеет море перед нами,

Летаю майки над волнами.

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

Мы собирали васильки,

На головах у нас щенки.

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

Закричал охотник: «Ой! Двери

гонятся за мной!»

 На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.

Жучка будку не доела: «Неохота, надоело»…

 Посмотрите-ка, ребятки,

Баки выросли на грядке.

 на болоте нет дорог

Я по кошкам – скок да скок!

 Сели в ложку – и айда!

По реке – туда-сюда.

 Куклу, выронив из рук,

Маша мчится к маме:

«Там ползет зеленый лук

С длинными усами!»

Вывод: Звуки нужно произносить правильно, так как они дают возможность отличать одно слово от другого .Неправильное произношение какого-либо звука может совершенно изменить смысл слова.

Значение слова  может зависеть и от ударения.

Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращусь в конфету.(ИРИС-ИРИС)

Я сборник карт: от ударения

Зависят два моих значения.

Хочу- преображусь в название

Блестящей, шелковистой  ткани. (АТЛАС-АТЛАС)

Скорей ,сестра ,на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведерко руки окуни.

Не бойся это …(ОКУНИ-ОКУНИ)

Вывод : Необходимо правильно произносить слова. А если не знаете точно как произносится слово, то нужно обратиться к орфоэпическому словарю.

7.   Работа по картине.                                                                                                            Ребята ,  наступила долгожданная зимушка- зима. Составьте 3- 4 предложения к иллюстрации.( Ребята  читают  предложения .)

 C:\Users\1\Desktop\DSCN5486.JPG

8. Физкультминутка ( под музыку).

9. Работа с текстом . Объясните все орфограммы.  Найдите слова с двойными гласными е, ё, ю, я. C:\Users\1\Desktop\DSCN5488.JPG

10.Комментированное выполнение упражнения 322 (устно) .

11. Подведение итогов  урока.                                                                                                     12. Домашнее задание:  параграфы  50- 63 (повторить ) , упражнение  321.