Главные вкладки

    Комплексный анализ текста
    материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (7 класс) на тему

    Олейник Виктория Васильевна

    Задания ориентируют учащихся на адаптацию к решению тестовых заданий, являющихся основой единого государственного экзамена по русскому языку, позволяют совершенствовать практические умения, связанные с анализом различных языковых явлений.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    (1)Вот уже две недели живу я в родной деревне, где не был много лет. (2)Всё уже узнано за это время, всё обойдено, переговорено почти со всеми.. (3)И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. (4)Я думаю: зачем бередить прошлое? (5)Для чего вспоминать то, что забыто далее моими земляками? (б)Всё ушло навсегда - хорошее и плохое, - плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. (7)Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.

    (8)Надо быть современным.

    (9)Надо быть безжалостным к прошлому.

    (10)Довольно ходить по пепелищам родной Тимонихи, сидеть на опечках. (11)Надо помнить о том, что день и ночь на земле - как говорил поэт Хикмет - работают реакторы и фазотроны. (12)Что счётная машина действует быстрее миллиона деревенских счетоводов, что...

    (13)В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.

    (14)Уходят дожди, плывут облачные флотилии. (15)Каждое утро над Тимонихой гудит турбовинтовой самолёт. (16)Каждое утро грохочет гусеничный трактор, от этого сотрясаются углы и дребезжат, как от грозы, оконные стёкла. (17)Очень хорошо, что из-за дома бывшего соседа Василия Дворцова ни утром, ни вечером не видно отцовского дома.

    (18)Очень хорошо.

    (19)Ио однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. (20)Бегу по лестнице. (21)В заулке озираюсь по сторонам. (22)Никого. (23)Мама ушла за морошкой, все на покосе.

    (24)Дом выдался из посада вниз, к реке. (25)Словно во сне подхожу к нашей берёзе. (26)3дравствуй! (27)Не узнала меня? (28)Высокая стала. (29)Кора лопнула во многих, местах. (ЗО)Муравьи бегают по стволу. (31)Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы.

    (32)Вершина стала выше трубы. (ЗЗ)Не бели, пожалуйста, пиджак. (34)Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. (35)Помню, была весна, и твои листочки уже проклюнулись. (36)Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. (37)Мы с братом нашли тебя на пастбище, на вахрунинской горе. (38)Помню, кукушка куковала. (39)Оборвали мы у тебя два больших корня. (40)Несли через оврага, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. (41)Посадили, вылили два ведра воды. (42)Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. (43)Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. (44)И где ты взяла эту силу под зимним окном? (45)Надо же так вымахать! (46)Уже выше отцовского дома.

    (47)Надо быть современным. (48)И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева. 

    (по В. Белову)

    В1. Из предложений 19 - 23 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). _________________________________________________

    В2. Из предложений 19-31 выпишите все наречия:__________________________________

    В3 Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

    _____________________________________________________________________________

    В4 Среди предложений 34 - 46 найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное предложение. Напишите номера этих сложных предложений.________________

    В5 Среди предложений 17-33 найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.__________________________________________

    В6 Среди предложений 16-36 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Напишите номер этого предложения.________________________________________

    В7 Среди предложений 10 - 17 найдите такое, которое соединяется с предыдущими предложениями при помощи вводного слова. Напишите номер этого предложения.______

    (1)Вот уже две недели живу я в родной деревне, где не был много лет. (2)Всё уже узнано за это время, всё обойдено, переговорено почти со всеми.. (3)И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. (4)Я думаю: зачем бередить прошлое? (5)Для чего вспоминать то, что забыто далее моими земляками? (б)Всё ушло навсегда - хорошее и плохое, - плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. (7)Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.

    (8)Надо быть современным.

    (9)Надо быть безжалостным к прошлому.

    (10)Довольно ходить по пепелищам родной Тимонихи, сидеть на опечках. (11)Надо помнить о том, что день и ночь на земле - как говорил поэт Хикмет - работают реакторы и фазотроны. (12)Что счётная машина действует быстрее миллиона деревенских счетоводов, что...

    (13)В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.

    (14)Уходят дожди, плывут облачные флотилии. (15)Каждое утро над Тимонихой гудит турбовинтовой самолёт. (16)Каждое утро грохочет гусеничный трактор, от этого сотрясаются углы и дребезжат, как от грозы, оконные стёкла. (17)Очень хорошо, что из-за дома бывшего соседа Василия Дворцова ни утром, ни вечером не видно отцовского дома.

    (18)Очень хорошо.

    (19)Ио однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. (20)Бегу по лестнице. (21)В заулке озираюсь по сторонам. (22)Никого. (23)Мама ушла за морошкой, все на покосе.

    (24)Дом выдался из посада вниз, к реке. (25)Словно во сне подхожу к нашей берёзе. (26)3дравствуй! (27)Не узнала меня? (28)Высокая стала. (29)Кора лопнула во многих, местах. (ЗО)Муравьи бегают по стволу. (31)Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы.

    (32)Вершина стала выше трубы. (ЗЗ)Не бели, пожалуйста, пиджак. (34)Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. (35)Помню, была весна, и твои листочки уже проклюнулись. (36)Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. (37)Мы с братом нашли тебя на пастбище, на вахрунинской горе. (38)Помню, кукушка куковала. (39)Оборвали мы у тебя два больших корня. (40)Несли через оврага, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. (41)Посадили, вылили два ведра воды. (42)Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. (43)Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. (44)И где ты взяла эту силу под зимним окном? (45)Надо же так вымахать! (46)Уже выше отцовского дома.

    (47)Надо быть современным. (48)И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева. 

    (по В. Белову)

    В1. Из предложений 19 - 23 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). _________________________________________________

    В2. Из предложений 19-31 выпишите все наречия:__________________________________

    В3 Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

    _____________________________________________________________________________

    В4 Среди предложений 34 - 46 найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное предложение. Напишите номера этих сложных предложений.________________

    В5 Среди предложений 17-33 найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.__________________________________________

    В6 Среди предложений 16-36 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Напишите номер этого предложения.________________________________________

    В7 Среди предложений 10 - 17 найдите такое, которое соединяется с предыдущими предложениями при помощи вводного слова. Напишите номер этого предложения.______



    Предварительный просмотр:

    Фамилия___________________________Имя_____________________________Класс________________

    Прочитайте текст. Прокомментируйте орфограммы.

    1) Утром в н_зинах ра(сс)т(е,и)лается туман.

    2) Но вот из-за горизонта по_вляется солнце и его лучи с(ь,ъ)едают серую пелену тумана7.

    3) Со_нце поднимает_ся  выше и ра_брасывает свои лучи по (не)об_ятным полям золотой пшениц(ы,и), по в_рхушкам д_лёкого леса.

    4) На расстоянии километра от леса замечаеш_  бл_стящую на со_нце поверхность оз_ра.

    5) В него вп_дает извилистая реч_нка.

    6) Мы напр_вляемся к ней.

    - выпишите олицетворения___________________________________________________________;

    - выпишите эпитет___________________________________________________________________;

    - укажите номер (номера) предложения (предложений), связанных личным местоимением _______;

    - укажите тип речи (докажите)____________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________

    - укажите стиль речи (докажите)_________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________

    Фамилия___________________________Имя_____________________________Класс________________

    Прочитайте текст. Прокомментируйте орфограммы.

    1) Утром в н_зинах ра(сс)т(е,и)лается туман.

    2) Но вот из-за горизонта по_вляется солнце и его лучи с(ь,ъ)едают серую пелену тумана7.

    3) Со_нце поднимает_ся  выше и ра_брасывает свои лучи по (не)об_ятным полям золотой пшениц(ы,и), по в_рхушкам д_лёкого леса.

    4) На расстоянии километра от леса замечаеш_  бл_стящую на со_нце поверхность оз_ра.

    5) В него вп_дает извилистая реч_нка.

    6) Мы напр_вляемся к ней.

    - выпишите олицетворения___________________________________________________________;

    - выпишите эпитет___________________________________________________________________;

    - укажите номер (номера) предложения (предложений), связанных личным местоимением _______;

    - укажите тип речи (докажите)____________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________

    - укажите стиль речи (докажите)_________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________



    Предварительный просмотр:

            Текст 1.

    1)Невероятно красива наша земля! 2)Вот и приморская тайга – удивительный (не)рукотворный сад. 3)Весной он поражает (не)обыкнове(н,нн)ой красотой.

            4)(Не)большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. 5)Это цветут уссурийские груши. 6)Сейчас они нарядные, а ос_нью ничуть (не)приметные.

            7) рядом с ними ра_цветают сибирск__  яблони. 8) Люди часто пренебрегают  их (не)крупными плодами, но птицы с насл_ждением лакомят_ся ими. 9) У  подножия сопок стоят (не)взрачные кусты в (бледно)розовых воздушных косынках. 10) Это дикие вишни.

            11) Береги, человек, родную землю, это богатство, данное нам матушкой природой!7

            Текст 2.

            1)Книги – наши учителя и помощники, друз_я и советчики7.

            2) Учитесь ценить их с детских лет. 3)Эти волшебники ра_скажут тебе о далеком прошлом, поведают о настоящем, увл_кут в мир будущего. 4) Они разв_вают ум, помогают вырабатывать характер.

            5) Выбирайте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сер_це, формируют вкус.

            Текст 1.

    1)Невероятно красива наша земля! 2)Вот и приморская тайга – удивительный (не)рукотворный сад. 3)Весной он поражает (не)обыкнове(н,нн)ой красотой.

            4)(Не)большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. 5)Это цветут уссурийские груши. 6)Сейчас они нарядные, а ос_нью ничуть (не)приметные.

            7) рядом с ними ра_цветают сибирск__  яблони. 8) Люди часто пренебрегают  их (не)крупными плодами, но птицы с насл_ждением лакомят_ся ими. 9) У  подножия сопок стоят (не)взрачные кусты в (бледно)розовых воздушных косынках. 10) Это дикие вишни.

            11) Береги, человек, родную землю, это богатство, данное нам матушкой природой!7

            Текст 2.

            1)Книги – наши учителя и помощники, друз_я и советчики7.

            2) Учитесь ценить их с детских лет. 3)Эти волшебники ра_скажут тебе о далеком прошлом, поведают о настоящем, увл_кут в мир будущего. 4) Они разв_вают ум, помогают вырабатывать характер.

            5) Выбирайте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сер_це, формируют вкус.

            Текст 1.

    1)Невероятно красива наша земля! 2)Вот и приморская тайга – удивительный (не)рукотворный сад. 3)Весной он поражает (не)обыкнове(н,нн)ой красотой.

            4)(Не)большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. 5)Это цветут уссурийские груши. 6)Сейчас они нарядные, а ос_нью ничуть (не)приметные.

            7) рядом с ними ра_цветают сибирск__  яблони. 8) Люди часто пренебрегают  их (не)крупными плодами, но птицы с насл_ждением лакомят_ся ими. 9) У  подножия сопок стоят (не)взрачные кусты в (бледно)розовых воздушных косынках. 10) Это дикие вишни.

            11) Береги, человек, родную землю, это богатство, данное нам матушкой природой!7

            Текст 2.

            1)Книги – наши учителя и помощники, друз_я и советчики7.

            2) Учитесь ценить их с детских лет. 3)Эти волшебники ра_скажут тебе о далеком прошлом, поведают о настоящем, увл_кут в мир будущего. 4) Они разв_вают ум, помогают вырабатывать характер.

            5) Выбирайте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сер_це, формируют вкус.



    Предварительный просмотр:

    Прочитайте текст и выполните задания

    (1) Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма, и, помнится, вы немало удивились этому. (2)Что за причуда: в двадцатом веке - письма! (З)Как будто нет телеграфа и телефона. (4)Как будто нельзя за пять минут (теперь это делается за пять минут) соединиться, и поговорить, и узнать все новости, и рассказать, что нового у тебя.

    (5)Были, были, конечно, и «Письма из Италии», и «Письма из далека», и «Письма русского путешественника». (6)Только представьте себе: человек проехал из России в Париж и написал два тома писем! (7)Тогда как во время современного перелета из Москвы в Париж пассажир только успевает сочинить телеграмму о благополучном отлете и благополучном приземлении. (8)Два слова вместо двух томов - вот ритм, вот темп, вот, если хотите, стиль двадцатого века.

    (9)Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей. (10)Но произошел удивительный парадокс. (11)Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? 12)Да боже мой!

    (13)Техника сделала могущественными каждое государство и человечество в целом. (14)По огневой уничтожающей и всевозможной мощи Америка двадцатого века не то, что та же Америка девятнадцатого, и человечество, если пришлось бы отбиваться, ну хоть от марсиан, встретило бы их не так, как два или три века назад. (15)Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового?

    (16)Да, все вместе, обладающие современной техникой, мы мощнее. (17)Но это всё - мы. (18)Когда же «ты» останешься наедине с самим собой без радиоактивных и химических реакций, без атомных подводных лодок и даже без скафандра - просто один, можешь ли ты сказать про себя, что ты могущественнее всех своих предшественников по планете Земля?

    (19)Человечество коллективно может завоевать Луну либо антивещество, но все равно за письменный стол каждый человек садится в отдельности.

    (В. Солоухин)

    1. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?

    1)  9                       2)   16                     3)  9                     4)  4

    1. Определите стиль и тип речи текста.

    1)   научно-популярный стиль; повествование

    2)   публицистический стиль; рассуждение

    3)   художественный стиль; описание

    4)   научный стиль; рассуждение

    1. В каком из перечисленных предложений есть фразеологизм?

    1)  8                          2) 2                          3)  11                        4)   16

    1. В каком из перечисленных предложений использована антитеза?

    1)  10                       2)  13                        3)  18                       4)   19

    1. Из предложений 6-7  выпишите слово,  образованное  приставочно-суффиксальным способом.
    2. Из предложения 7 выпишите союзы.
    3. Из предложения 7 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
    4. Среди предложений первого и второго абзацев найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите его номер.
    5. Среди предложений 9-15 найдите сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих сложных предложений в порядке возрастания.
    6. В первом и втором абзацах найдите предложения со вставными и вводными конструкциями. Напишите номера этих предложений в порядке возрастания.
    7. Среди предложений 13-18 найдите предложение, которое связано с предыдущими при помощи частицы и контекстных антонимов. Напишите номер этого предложения.
    8. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в 1 - 3 абзацах текста. (Цифры пишите в порядке возрастания.)

    1)   риторическое восклицание

    2)   градация

    3)   аллегория

    4)   эпитеты

    5)   ряды однородных членов



    Предварительный просмотр:

    Прочитайте текст и выполните задания

    (1)Людей всегда мучают разнообразные сожаления - большие и малые, серьезные и смешные.

    (2)Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. (З)Действительно, не успеешь оглянуться, как уже вянет лето - то «невозвратное» лето, которое почти у всех людей связано с воспоминаниями детства.

    (4)Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза. (5)А между тем ты еще не увидел и сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг.

    (6)Свои сожаления есть у каждого дня, а порой и у каждого часа. (7)Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. (8)Наоборот, по ночам они разгораются. (9)И нет такого снотворного, чтобы их усыпить. (10)Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть еще одно, липкое, как сосновая смола. (11)Это - сожаление о том, что не удалось - да, пожалуй, и не удастся -увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии.

    (12)Да что там - весь мир! (13)На знакомство даже со своей страной не хватает ни времени, ни здоровья.

    (14)Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. (15)Но это не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству. (16)Можно, даже сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много. (17)Всё зависит от пытливости и от остроты глаза. (18)Ведь всем известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок, - вплоть до множества оттенков совершенно разного зеленого цвета в листьях бузины или в листьях черемухи, липы или ольхи. (19)Кстати, листья ольхи похожи на детские ладони - с их нежной припухлостью между тоненьких жилок.

    (По К.Г. Паустовскому)

    1. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

    1)   Мир бесконечно разнообразен, и люди не в состоянии увидеть всю его красоту.

    2)   Человек всегда жалеет о быстротечности времени.

    3)   Люди обычно не сожалеют о том, что не могут увидеть весь мир.

    1. Определите стиль и тип речи текста.

    1)   публицистический стиль; рассуждение

    2)   публицистический стиль; повествование и рассуждение

    3)   художественный стиль; повествование

    4)   разговорный стиль; повествование и рассуждение

    1. В каком из перечисленных предложений встречаются контекстные антонимы?

    I)   10                       2)  2                         3)   11                       41   1.5

    1. В каком предложении использованы ряды однородных членов как средство выразительности?

    1)   1                         2)  2                         3)   6                         4)  4

    1. Назовите способ образования слова ОЧАРОВАНИЕ (предложение 5).
    2. Из предложений  6-11  выпишите прилагательное, употребленное в значении существительного.
    3. Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
    4. Среди предложений  14 -  19 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите его номер.
    5. Среди предложений 1-13 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным, имеющим дополнительное значение степени. Напишите номер этого предложения.
    6. Среди предложений 1-14 найдите предложение с необособленным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
    7. Среди предложений  12-19 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи союза и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
    8. Напишите номера тех средств  выразительности, которые использованы в предложениях 1-11. (Цифры пишите в порядке возрастания.)

    1)   сравнительный оборот

    2)   градация

    3)   эпитеты

    4)   антонимы

    5)   синтаксический параллелизм



    Предварительный просмотр:

    Прочитайте текст и выполните задания

    (1)Когда задумываешься над понятием «всесторонне развитая личность», в сознании возникают не идеи, не исполненные совершенства фигуры, а просто живые люди. (2)Из тех, что встречались в жизни. (3)Я ими восхищался. (4)Некоторыми восхищаюсь до сих пор. (5)Тщетно пытался на них походить, но неизменно чего-то недоставало. - Чего? (б)Может быть, особого дара? (7)Каких-то неуловимых, а может быть, самых главных человеческих качеств?

    (8)В детстве меня поразил один мальчик. (9)Лева Федотов был как раз такой удивительно «всесторонне развитой личностью». (10)Он был так не похож на всех. (11)С мальчишеских лет он бурно и страстно развил свою личность во все стороны, он поспешно поглощал все науки, все искусства, все книги, всю музыку, весь мир, точно боялся опоздать куда-то. (12)В двенадцатилетнем возрасте он жил с ощущением, будто времени у него очень мало, а успеть надо невероятно много.

    (13)Времени было мало. (14)Но ведь он не знал об этом. (15)Он увлекался многими науками, а особенно минералогией, палеонтологией, океанографией, прекрасно рисовал, был влюблен в симфоническую музыку, писал романы в толстых общих тетрадях в коленкоровых переплетах. (16)Кроме того, он закалялся физически - зимой ходил без пальто, владел приемами джиу-джитсу и, несмотря на врожденные недостатки - близорукость, некоторую глухоту и плоскостопие, - готовил себя к далеким путешествиям и географическим открытиям. (17)Так вот, Лева был первой всесторонне развитой личностью, с кем я встречался в жизни. (18)Его убили на войне в 1942 году.

    (19)Трудно сказать, кем бы стал этот редкостно одаренный человек. (20)Вся глубинная Левина страсть, все его увлечения, поиски, жадность к жизни, наслаждение плодами человеческого ума исходили из внутренней потребности самопознания и самостановления. (21)По сути дела, этот мальчик всему научился сам. (22)Из чего делаю вывод: всесторонне развитая личность - итог самостоятельности мышления и чувства ответственности перед жизнью.

    (Ю. Трифонов)

    1. Что восхищает автора в герое рассказа?

    1)   Лёва внешне не был похож на окружающих.

    2)   Зимой Лёва ходил без пальто, потому что закалялся.

    3)   У Лёвы была внутренняя потребность к самопознанию и самосовершенствованию.

    4)   У Лёвы не было никаких недостатков.

    1. Определите стиль и тип речи текста.

    1)   художественный стиль; описание и рассуждение

    2)   художественный стиль; повествование

    3)   публицистический стиль; рассуждение и описание

    4)   разговорный стиль; повествование и описание

    1. Укажите, в каком предложении есть контекстный синоним к сочетанию «всесторонне развитая личность»

    I)   6                       2)  7                         3)   19                       4)   20

    1. В каком предложении использована гипербола?

    1)   1                         2)  11                         3)   16                         4)  20

    1. Из    предложений 1-6  выпишите    слово,    которое    образовано приставочным способом.
    2. Выпишите из предложения 16 все наречия.
    3. Из предложения  9 выпишите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.
    4. Среди предложений 13-22 найдите простое односоставное неопределенно-личное. Напишите номер этого предложения.
    5. Среди предложений 16 - 22 найдите сложноподчиненное с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
    6. Среди предложений   16 - 22  найдите  предложение обособленными приложениями. Напишите номер этого предложения.
    7. Какое из предложений 15-20 связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и контекстного синонима? Напишите его номер.
    8. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в предложениях 1 - 12. (Цифры пишите в порядке возрастания.)

    1)   антитеза

    2)   ряд однородных членов

    3)   риторические вопросы

    4)   синтаксический параллелизм

    5)   развёрнутая метафора



    Предварительный просмотр:

    Прочитайте текст и выполните задания

    (1)Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.

    (2)Жизнь Пришвина - пример того, как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой, и начал жить только «по велению сердца». (3)В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл. (4)Человек, живущий «по сердцу», в согласии со своим внутренним миром, - всегда созидатель, обогатитель и художник.

    (5)Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). (6)Во всяком случае, он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. (7)Просто на это у него не хватило бы времени. (8)Природа требует пристального глаза и непрерывной внутренней работы по созданию в душе писателя как бы «второго мира» этой природы, обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником ее красотой.

    (9)Простота говорит сердцу сильнее, чем блеск, множество красок, бенгальский огонь закатов, кипение звездного неба и лакированная растительность тропиков, напоминающая мощные водопады, целые Ниагары листьев и цветов.

    (10)Пришвин думал о себе как о поэте, «распятом на кресте прозы». (11)Но он ошибался. (12)Его проза гораздо сильнее наполнена соком поэзии, чем многие стихи и поэмы. (13)Книги Пришвина, говоря его же словами, -это «бесконечная радость постоянных открытий».

    (14)Несколько раз я слышал от людей, только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу, одни и те же слова: «Это настоящее колдовство!» (15)Из дальнейшего разговора выяснялось, что под этими словами люди понимали трудно объяснимое, но явное, присущее только Пришвину очарование.

    (16)В чем его тайна? (17)В чем секрет этих книг? (18)Слова «колдовство», «волшебность» относятся обыкновенно к сказкам. (19)Но ведь Пришвин не сказочник. (20)Он человек земли, «матери сырой земли», свидетель всего, что совершается вокруг него в мире.

    (21)Секрет пришвинского обаяния, его колдовства - как раз в этой его зоркости. (22)Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное, что под прискучившим покровом окружающих явлений видит глубокое содержание. (23)Всё сверкает поэзией, как трава от росы. (24)Самый ничтожный листок осины живет своей жизнью.

    (К. Паустовский)

    1. Какая мысль отсутствует в тексте?

    1)   Человек, обладающий внутренней гармонией, - всегда художник.

    2)   Природа в литературных произведениях открывается нам через душу писателя.

    3)   Настоящий художник слова в самом малом видит глубокое содержание.

    4)   Пришвин умел вложить в образы природы думы и настроении людей.

    1. Определите стиль и тип речи текста.

    1)   художественный стиль; повествование

    2)   публицистический стиль; рассуждение

    3)   публицистический стиль; повествование

    4)   разговорный стиль; все типы речи

    1. В каком предложении все слова употреблены в прямом значении?

    1)  5                           2)   17                         3)  23                         4)  4

    1. Какое средство выразительности используется в предложении 21?

    1)  сравнение           2)  олицетворение     3)   метафора            4)  эпитет

    1. Назовите способ образования слова ОЧАРОВАНИЕ (предложение 15).
    2. Из предложения 7 выпишите все частицы.
    3. Из предложения 9 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
    4. Среди предложений 5-15 найдите простое односоставное предложение. Напишите его номер.
    5. Среди предложений 9-15 найдите предложения с обособленным определением. Напишите номера этих предложений в порядке возрастания.
    6. Среди предложений 9-19 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.
    7. Среди предложений  10-15 найдите предложение, связанное с  предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
    8. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в последних грех абзацах текста. (Цифры пишите в порядке возрастания.)

    1)    инист

    2)   синонимы

    3)   риторические вопросы

    4)   сравнительный обороч

    5)   риторическое обращение



    Предварительный просмотр:

    ВАРИАНТ № I

    Задание 1. Прочитайте текст. Подчеркните ключевые слова. Сформулируйте авторскую позицию, записав не менее двух утверждений. Укажите тип речи. Сделайте вывод о том, какие художественные средства помогают автору в выражении основной мысли.

    Задание 2 (В качестве тренировочного задания вместо второго текста предлагается афоризм).

    Напишите небольшое по объёму сочинение (не менее 80 слов) на тему «Дети — будущее планеты», привлекая информацию из текста Е.Евтушенко (1) и афоризма (2). Выразите свою позицию по данной теме, приведите не менее 2-х аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.

    1. Дети за стеклом

    Несколько лет назад я возвращался домой из Австралии. Моим соседом в самолёте был австралийский фермер лет семидесяти — крепенький, краснощёкий, налитый здоровьем и оптимистическим любопытством. Он скопил за свою рабочую жизнь кое-какие деньжонки и решил на старости лет взглянуть на мир. На груди его болтался новенький «Поляроид», которым фермер предполагал запечатлеть ожидаемую красоту мира. Он летел в Париж, я — в Москву, однако забастовка работников аэролинии остановила его и меня на пару дней в Дели. Нас поселили в одной гостинице, и, скинувшись, мы наняли такси для поездки в Старый Дели. Однако недалеко от въезда в Старый Дели шофёр категорически потребовал, чтобы мы подняли стёкла машины, несмотря на удушающую жару.

    Мы поняли причину его настойчивости, только когда въехали в город. Шофёр был вынужден снизить скорость до минимума, потому что машину обступили измождённые полуголые люди, протягивая к нам руки: «Моней!» (Money (англ.) — деньги). В их просьбах не было никакой крикливой назойливости и даже почти никакой надежды, но это-то и было страшно. Мы видели прижимающиеся к стёклам скелетообразные призраки с неподвижными погружёнными в собственный голод глазами, а таких людей было не десятки, не сотни, а тысячи. Это были те, кто рождались на улице, спали на улице и умирали на улице, так и не узнав, что такое собственная крыша над головой. Особенно невыносимо было видеть детей, настолько исхудалых, что они казались прозрачными. Их чёрные глаза прилипали к стёклам машины, а тоненькие руки царапали ногтями по стеклу. Если бы мы вывернули карманы, отдав всё до последней монеты, мы всё равно не смогли бы помочь им всем сразу. Австралийский фермер забыл про свой «Поляроид» и, задыхаясь, прохрипел: «Назад... Это невозможно видеть...» Ночью впервые в его жизни у него было плохо с сердцем, и пришлось вызывать врача. Фермер лихорадочно бормотал, хватая мою руку: «Я не представлял, что так бывает. Я честный человек, я ничего не украл, я сам работал всю жизнь, но я почувствовал себя преступником... Да, все мы преступники, если есть ещё дети, которые так живут...»

    Я тоже чувствовал себя преступником. Дитя войны, я хорошо знаю, что такое голод, и понимаю тех, кто голоден. В каждом ребёнке, умирающем с голоду, умирают, может быть, задатки будущих Моцартов, Шекспиров, Эйнштейнов. Когда-то русский философ Фёдоров мечтал о воскрешении мёртвых, считая это тем общим делом, вокруг которого должно сплотиться человечество. Наша сегодняшняя задача скромнее — не дать умереть голодной смертью живым.

    (По Е.Евтушенко.)

    2.

    Ручонки голодающих детей незримо скребутся в окна каждого, взывая к нашей совести. (Е. Евтушенко.)

    Задание 1

    Тип речи — _________________________________________________________________________________

    Авторская позиция:__________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     Автор использует следующие художественные средства:

    _____________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

    Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст...

    урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")

    Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....

    Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

    Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...

    Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

    Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

    Тема: Описание природы. Сочинение по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер" с использованием искусствоведческого текста и элементами комплексного анализа текста

    Цели и задачи: Урок поможет подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине, а также помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника. Для работы учащимся предлаг...

    Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

    Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...