Конспект по русскому языку "Разряды имён прилагательных" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Конспект включает изучение нового материала, его закрепление (первичное и вторичное). Материал включает работу с таблицей, текстом. Также в работе уделяется внимание проблеме русского языка в СНГ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razryady_imyon_prilagatelnykh.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Приморская средняя школа

Конспект урока на тему:

«Разряды имён прилагательных»

6 класс

Разработала:

учитель русского языка

Алексеева Е.А.


Тема урока: Разряды имён прилагательных

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядный

Оборудование: учебник: учебник: Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. / М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2009.

Цели урока: обучающая – научить школьников правильно различать разряди имен прилагательных, степени сравнения имен прилагательных;

развивающая – развить логическое мышление, письменную и устную речь;

воспитывающая – воспитать чувство патриотизма, толерантности, любовь к родной истории и культуре.

Оформление доски:

Россия

Абхазия

Белоруссия

Украина

Эстония

Латвия

Литва

Киргизия

Двадцать пятое января

Классный урок.

Разряды имён прилагательных.

Многонациональная Россия, российский паспорт, деревянная Россия.

Д/з – составить небольшой рассказ, используя прилагательные, определить их разряды и степени.


Ход урока

1.Оргмомент (1 мин)

Задача: организовать внимание детей, рабочий настрой.

2. Проверка домашнего задания (5 мин)

Задача: проверить степень усвоения пройденного материала; актуализация опорных знаний.  

        Дома ученики повторяли способы образования аббревиатур, определение рода у аббревиатур. Выполняли таблицу «Степени имен прилагательных».

1. Все ли справились с домашним заданием?

2. Есть ли вопросы по домашнему заданию?

3. Орфографическая разминка (5 мин)

Задачи: 1. Воспроизвести знания, полученные на прошлых уроках.

    2. Создать настрой для повторения материала.

        Ученики записывают под диктовку предложение, выполняют синтаксический разбор, объясняют орфограммы.

        Один ученик работает у доски.

СНГ было образовано 8 декабря 1991 года в белорусской столице Минск.

Вопросы ученикам.

  1. Назовите аббревиатуру в данном предложении.
  2. Определите способ образования аббревиатуры.
  3. Какой род аббревиатуры, аргументируйте ответ?
  4. Как расшифровывается аббревиатура?
  5. Что значит «Содружество независимых государств»?
  6. Какие страны входят в СНГ?

4.Изучение нового материала (10 мин)

        На доске записаны словосочетания:

Многонациональная Россия, российский паспорт, деревянная Россия.

Вопросы ученикам.

  1. Какой признак обозначают прилагательные?
  2. Все ли прилагательные образуют сравнительную и превосходные степени?
  3. Какое прилагательное обозначает качество предмета, какой принадлежность?

Ученики читают параграфы 51-53 в учебнике, заполняя таблицу «Разряды имени прилагательного» по образцу:

Разряды

Вопросы

Признак, который обозначает

Особенности

Примеры

качественное

какой (ая, ие, ое)?

признак, который может быть в меньшей или большей степени

образует степени сравнения, может сочетаться с наречиями очень, чрезмерно, слишком

тёмная, очень бледная, слишком высокий

Вывод: у имен прилагательных выделяют три разряда: качественное, прилагательное, относительное. Каждый из разрядов имеет свои особенности и признаки.

5. Закрепление материала (15 мин)

Задача: отработка полученных знаний на практике.

1.На доске записаны страны, которые входят в СНГ, ученики записывают словосочетания с прилагательными трёх разных разрядов.

2. Работа с текстом (Приложение 1)

Вопросы по содержанию.

  1. Какова тема текста?
  2. Каков стиль текста? Аргументируйте ответ.
  3. Как вы считаете, оправдано ли название текста?
  4. Какие страны ещё входят в СНГ?
  5. Согласны ли вы с точкой зрения автора?
  6. Имеет ли значение для русского языка такая распространенность?

Задание к тексту.

  1. Выписать все прилагательные.
  2. Определить разряд и  степень прилагательных.
  3. Трансформировать прилагательные по образцу:

Самостоятельное государство – самостоятельнее (простая сравнительная степень) государство, более самостоятельное (составная сравнительная степень) государство, чем другие; самостоятельнейшее (простая превосходная степень) государство, самое самостоятельное (составная превосходная степень) государство.

Вывод: прилагательные имеет разряды и степени. Могут иметь несколько степеней сравнения, за исключением  относительных прилагательных. Разряды прилагательных могут быть переходными, обозначающих индивидуальный признак.

Выводы по тексту: с распадом СССР изменились не только политические взаимоотношения между странами, но и культуре. Распространение русского языка важно для сохранения нации, традиций и обычаев, несмотря на разобщённость народа. В силу исторических событий русский народ населяет различные страны, поэтому распространение русского языка – это та связь, которая объединяет всех представителей нации.

6. Подведение итогов (2 мин)

Задача: проверить степень усвоение нового материала, выявить достигнуты ли цели уроки.

Вопросы к ученикам: 

1.Что нового вы сегодня узнали?

2. Что является главным при определении разрядов прилагательных?

Вывод: при определении разрядов прилагательных необходимо учитывать, какой признак обозначает прилагательное, какие особенности оно имеет.

        Учитель выставляет оценки ученикам за работу в классе.

8. Инструктаж по домашнему заданию (2 мин)

Задача: объяснить цель домашнего задания и способ его выполнения.


Приложение 1

Проблемы русского языка в странах СНГ

Есть страны, с которыми мы состоим в общем союзном государстве, в некоторых из них русский язык является государственным. Например, Белоруссия – это единственная бывшая союзная республика, а сегодня самостоятельное государство, которое референдумом приняла такое решение.

В Киргизии, где русским языком владеют 80 процентов коренного населения, он признан официальным наряду с государственным киргизским языком.

Так же и в Абхазии, и Приднестровье русский язык является государственным.

В Таджикистане по Конституции русский назван языком «межнационального общения». В Конституции Казахстана указано: «…в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с «казахским» официально употребляется русский язык…».

В Армении, где русских и в прежние времена было немного в предпринимаются очень серьезные усилия по развитию русского языка, по сохранению русского языка в качестве необходимого для развития страны и народа. Открыт русско-армянский университет, Центр развития русского языка, постоянно проводятся конкурсы русского языка. Людмила Путина регулярно участвует в подведении их итогов.

В Латвии, Литве и Эстонии русский язык рассматривается наряду с иными языками национальных меньшинств или иностранными. В соответствии с реформой школьного образования в Латвии, русское образование в Латвии фактически уничтожается.

Таким образом, русский язык – это не только государственный язык Российской Федерации, но и тех, стран, которые некогда были единой могущественной державой. Сохраняя русский язык, мы бережём не только свою культуру, но и дружественный отношения со многими государствами.  

(ссылка на материал: http://www.materick.ru/index.php?section=analitics&bulid=57&bulsectionid=4754)