Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Правописание падежных окончаний имён существительных" (УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Морозова Ольга Сергеевна

Урок построен необычным образом - учащимся предлагается создать свой выпуск газеты. При этом ребята и повторяют теоретический материал, и самостоятельно подбирают примеры, и редартируют текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл padezhnye_okonchaniya.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе»

(УМК «Школа России»)

Цель: закрепить навыки правописания падежных окончаний существительных

Задачи:  –  закрепить условия выбора букв е – и в безударных  окончаниях существительных

- научить самостоятельно подбирать примеры на данные правила

- развивать мотивацию к познавательной деятельности и интерес к урокам русского языка

  1. Постановка целей и задач урока.

На доске запись:

Посадить цветы на балкон… , пятно на скатерт… , проживать в санатори… .

- Какая морфема пропущена в записанных словах?

В словах какой части речи пропущено окончание?

Как вы думаете, над какой темой мы сегодня продолжим работать? Что будем повторять и закреплять?

Запись словосочетаний в тетрадь.

-  Какова будет цель нашего урока? ( Закрепить навыки правописания падежных окончаний существительных)

- Предлагаю вам сегодня создать свой выпуск газеты на тему: : «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» . У каждого сегодня  получится свой, авторский экземпляр газеты, и каким он будет, зависит только от вас!

Раздача печатного материала.

  1. Работа по теме урока

Работа с учебником.

- Первым делом предлагаю каждому придумать и записать название своей газеты ( оно, конечно, должно иметь отношение к русскому языку).

- Теперь предлагаю поработать редактором и обратить внимание на рублику «Информация дня». Невнимательные журналисты пропустили слова в правилах. Вам нужно просмотреть текст и, сверившись с учебником, записать недостающие слова.

(Учащиеся работают с учебником и печатным материалом)

Работа на доске и в тетради.

- Чтобы потренировать внимание и грамотность, предлагаю распределить словосочетания в 2 столбика: 1-ый с окончанием –е , 2-ой – с окончанием – и.

Запись на доске и в тетради с комментированием.

Ждать на пристани, пройти по дорожке, смотреть в планетарии, содержится в варенье, играть на рояле, говорить о лете, говорить об осени,  мечтать о подвиге, думать об успеваемости, играть на свирели, играть на дудочке, удаляться от деревни, петь на просторе, искать в энциклопедии, читать в произведении.

- Теперь вам предстоит заполнить рублику « В помощь читателю». Необходимо записать примеры правильного правописания слов (словосочетаний) на каждое из трёх ранее записанных правил.

Работа с печатным материалом. Учащиеся самостоятельно записывают примеры.

Орфографическая работа с текстом.

- Перейдём к рублике «Это интересно». Вооружитесь ручками и постарайтесь верно записать все пропущенные буквы в тексте.

3.Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Итак, как вы думаете, издавая вашу газету, достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?

- Подпишите, кто был главным редактором вашей газеты (свою фамилию и имя) .

- Какое задание сегодня на уроке показалось для вас сложным?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Теперь можете придать дизайн вашей газете (оформить границы, подчеркнуть названия рублик и т. д.)

- Прошу сдать газеты в типографию! (Печатный материал сдаётся на проверку)

Приложение:

Выпуск газеты _______________________________________________

Информация дня:

  1. Окончание е пишется: - у существительных ________________ в дательном и _______________ падежах (кроме существительных на  - ия) ; - у существительных ______________ в предложном падеже ( кроме существительных на – ий, ие)
  2. Окончание и пишется: - у существительных 3 склонения в _______________ падеже ; - у существительных ______________ в ____________________ предложном падежах.
  3. У существительных ___________ рода на – ия  в родительном, _________________ и ________________ падежах пишется на конце – ии.

У существительных мужского рода на - _____ и у существительных ________________ рода на – ие в _________________ единственного числа пишется на конце _______ .

В помощь читателям:

1._____________________________________________________

2. _______________________________________________________

3. ________________________________________________________

Это интересно:

Александр Македонский меч_м прош_лся по Перси_ подч_нил своей власт_ Египет достиг б_регов Индийского океана. На обширнейшей территори_ образованного им государства утв_рдился греческий язык. На его основ_ во втором век_ до нашей эры возникло латинское письмо. Около тысяч_  лет греческий язык был государственным языком Византийской импери_ .

Но в Западной Европ_ лишь в ч_тырнадцатом столети_  нач_ли узучать язык великих мыслителей древност_ . Только тогда он стал признаком учёност_ для просв_щённых людей того врем_н_ .

                          Главный редактор:______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".

Тема: Правописание з и с на конце приставок.Тип урока:урок объяснения нового материала.Цель:Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и сЗадачи:формировать умение опр...

урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"

Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Тренажёр по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» для 5 класса

Тренажёр по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» для 5 класса...