Конспект урока по теме "Синтаксическая связь слов в словосочетаниях" (8 класс по учебнику Т.А. Ладыженской)
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Игнатова Светлана Михайловна

Конспект урока по теме "Синтаксическая связь слов в словосочетаниях"( 8 класс по учебнику Т.А.Ладыженской).

Цель: научить учащихся определять способы связи в словосочетаниях, закрепить понятия о строении словосочетаний, дать понятие о синонимичных словосочетаниях.

Методические приемы: словарная работа,  повторение  изученного, объяснение  новой  темы, тренировочные задания ,работа  с учебником. 

Важным моментом является работа с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sintaksicheskie_svyazi_slov_v_slovosochetaniyakh.docx16.1 КБ

Предварительный просмотр:

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

Цель: научить учащихся определять способы связи в словосочетаниях, закрепить понятия о строении словосочетаний, дать понятие о синонимичных словосочетаниях.

Методические приемы: словарная работа,  повторение  изученного, объяснение  новой  темы, тренировочные задания ,работа  с учебником.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Словарный диктант.

Объясните написание данных слов и их значение.

Архитектура,  колоритный,  искусство, терраса, орнамент,  иллюминация. (архитектура-искусство  зодчества; колоритный - выразительный; искусство -  художественное  отражение жизни в творчестве; терраса –открытая  пристройка к зданию ;орнамент-  узор из геометрических, растительных или животных элементов; иллюминация –рекламное или  декоративное  освещение города.

3. Беседа.

- Что называется словосочетанием? (два  или  несколько  слов, связанных  по  смыслу  и  грамматически.)

- Расскажите о строении словосочетаний .(словосочетание  состоит из  главного  и  зависимого слова. Зависимое  слово уточняет  смысл  главного. От  главного  слова   ставится  вопрос  к  зависимому.)

- Назовите основные признаки словосочетаний .(Словосочетание   могут  составить  только  самостоятельные  части  речи. Одно  из  слов  зависит от другого. Грамматическая   основа  предложения  не  является  словосочетанием.)

4. Повторение изученного.

А.Выпишите из  1 предложения  данного текста только словосочетания.

 Гроза проходила очень далеко, так что и грома не было слышно; только на небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные , словно разветвленные  молнии. Они не столько вспыхивали, сколько слабо трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы, и не прекращались ни на мгновенье.

      С приближением утреннего солнца бледнели и сокращались молнии. Они вздрагивали все реже и исчезли наконец, затопленные отрезвляющим светом возникавшего дня.                                             ( По И.Тургеневу)

Б.  Из записанного материала выпишите только словосочетания

Сосновый лес;  работа выполнена;  купить билет; играть на компьютере ;в течение дня; начался дождь; возле школы; доброжелательный человек; надежный друг; машина остановилась.

- Какие слова  вы  не выписали  и почему?

Объясняем. Главные члены предложения не являются словосочетанием: работа выполнена; машина остановилась; начался дождь.

Существительные с предлогом: в течение дня; возле школы.

5.Объяснение новой темы.

  • Слово учителя.

Существует три вида связи: согласование, управление, примыкание.

Если зависимое слово отвечает на  вопросы : какой? который? чей?, то это вид связи – согласование. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже.

Приведем примеры. Раннее утро; третий год; яркое солнце; крутой берег; свой дом.

Если зависимое слово выражено именем существительным, то это управление. Главное слово управляет  зависимым.

Встретить маму; учиться в школе; построить дом; написать письмо.

Если зависимое слово выражено деепричастием, наречием или начальной формой глагола – это примыкание.

Шел улыбаясь; открыть настежь; быстро приехать;  мчаться вскачь.

Словосочетания, близкие по лексическому и грамматическому значению, называются синонимичными. Например, клетчатое пальто и пальто в клетку.

  • Чтение правила на стр.33-34

6. Закрепление  темы.

  •  Упражнение 64
  • Определите вид связи в данных словосочетаниях.

Холодный ветер (согл.); повторить правило(упр.); искать долго(прим.); нарисовать картину(упр.) ехать на поезде(упр.)глубокое озеро;(согл.)русский язык(согл.); идти молча(прим.); утренний туман(согл);берег реки(упр.); солнечный день(согл.); сочинять стихи(упр.);хорошее настроение(согл.); начать сначала(прим.); одеться тепло(прим.); петь песню(упр.); крепкая дружба(согл.); березовая роща(согл.); выращивать цветы(упр.); стрелять метко(прим.); сидя у реки(прим.); замечательный подарок(согл.); плыть на корабле(упр.); мастерить поделки(упр.).

  • Упражнение66(устно)
  • Упражнение67.
  • Произведите синтаксический разбор словосочетаний, определите связь, приведите по два примера на каждый вид связи.

Интересная книга

Написать письмо

Прийти поздно

Работа с учебником.  

Выполнение тренировочных заданий (самостоятельно.)

7. Итоги   урока.

- Назовите виды связи в словосочетании.

- Что называется согласованием? Управлением? Примыканием? (учащиеся приводят свои примеры)

-  Какие словосочетания называются синонимичными? (примеры)

8. Домашнее задание: п.11 упражнение70; выучить правило, составить десять словосочетаний и определить вид связи.



 

Комментарии

Игнатова Светлана Михайловна

Данная тема изучается в 8 классе. Это одна из трудных тем в разделе "Синтаксис". Дети затрудняются в определении способов связи, трудно даются преобразования из одного вида в другой, как этого требует задание В2 в ГИА.