Урок русского языка "Связь слов в словосочетании"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Кривушина Юлия Леонидовна

Урок русского языка "Связь слов в словосочетании" в технологии ТРКМ (8 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_krit.myshl_.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение                                                            «Средняя школа п.Батецкий»

Кривушина Юлия Леонидовна, учитель русского языка и литературы.

    Конспект урока с использованием  технологии критического мышления   через чтение и письмо

Тема:                «Связь слов в словосочетании»

       Класс: 8           

Цели:  Образовательные:

-распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова;

-выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, синонимичные словосочетания;

-группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам;

-анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.

    Развивающие:

-развитие навыков монологической речи

-развитие навыков парной и групповой работы

-развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, умение анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности)

   Воспитательные:

-воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и к своей работе.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Использованная технология:  развитие критического мышления через чтение и письмо

Использованные приёмы:

-«Мозговой штурм»

-таблица «Знаю-хочу знать-узнал»

-объединение информации в блоки через сопоставление

Оборудование: раздаточный материал с таблицей «знаю-хочу знать- узнал»

                                     Ход урока:

I. Организационный этап.

Вступительное слово учителя. Ребята, на прошлом уроке речь шла о словосочетаниях. С ними мы продолжим работать на сегодняшнем занятии, тему и цель которого вам предстоит определить самостоятельно. Достичь этого предлагаю через внимательную и вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказать своё предположение, но никто не должен опровергать его без аргументов.

Начнём наш урок с проверки знаний.

II. Вызов

1.»Мозговой штурм»  

Учитель: Что называется словосочетанием?  Для того чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо записать свои предположения в черновиках. Запишите в черновиках всё, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 3 минуты.

Индивидуальная работа.

В черновиках обучающиеся записывают свои знания о словосочетании:

  • Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).
  • Соединение двух и более слов.
  • Состоит из главного и зависимого слова.
  • Бывают именные, глагольные и наречные.
  • Состоит только из самостоятельных частей речи
  • Слова, связанные по смыслу и грамматически
  • Связь в словосочетании – подчинительная и т.д

2. Парная работа

Учитель.  А теперь зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты.

3.Проверка работы и одновременное заполнение таблицы «Знаю- хочу знать- узнал»

Учитель: Давайте выясним, что мы знаем о словосочетании.

Ученики.

По очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов.

Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.

              Знаю

    Хочу знать

    узнал

  • Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).
  • Соединение двух и более слов.
  • Состоит из главного и зависимого слова.
  • Бывают именные, глагольные и наречные.
  • Состоит только из самостоятельных частей речи
  • Слова, связанные по смыслу и грамматически
  • Связь в словосочетании – подчинительная и т.д

4. Работа в парах

Учитель: Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.

Хвойный лес, лес шумит, в течение часа, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава.

– Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?

Ученики.

Высказывают своё мнение:

  • Лес шумит – грамматическая основа предложения, между словами предикативная связь, подлежащее + сказуемое
  • Лес да поле – однородные члены предложения, между словами сочинительная связь
  • В течение часа – предлог + имя существительное, служебная + самостоятельная часть речи
  • Спустя рукава – фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое сочетание слов

Учитель: Словосочетаниями не являются следующие сочетания слов:

Грамматическая основа предложения
Однородные члены предложения
Служебная + самостоятельная часть речи
Фразеологический оборот

– Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Для того чтобы выяснить тему сегодняшнего урока приступим к следующему заданию.

IУчитель: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.

Ч..тать книгу, сле..ка прик..снуться, предл..жить помощь, к..сательная линия, тв..рящий художник, с..деть прямо, слушать вн..мательно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

5.  Групповая работа (по 3 человека).

Учитель:

– Сколько блоков вы получили?

– По каким признакам можно было объединить словосочетания?

Ученики.

Объясняя орфограммы, обучающиеся озвучивают свои предположения:

  • По главному слову:
    Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок.
    Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.
  • По зависимому слову:
    Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок
    Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар

Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно

Учитель:

– Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать?

– Какой вариант нам менее знаком?

Ученики:

  • Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные.
  • Объединение по зависимому слову незнакомо.
  • Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

Учитель: Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в таблицу.

              Знаю

    Хочу знать

    узнал

  • Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).
  • Соединение двух и более слов.
  • Состоит из главного и зависимого слова.
  • Бывают именные, глагольные и наречные.
  • Состоит только из самостоятельных частей речи
  • Слова, связанные по смыслу и грамматически
  • Связь в словосочетании – подчинительная и т.д

Как называется связь с зависимым словом – существительным?

 Как называется связь с    зависимым словом – прилагательным?

Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученики: Типы связи слов в словосочетании.

III. Стадия осмысления

1. Работа в парах с таблицей « Знаю- хочу знать узнал»

– Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, внимательно прочитайте параграф 7- И материал на страницах 36–37  и заполните таблицу. Время на выполнение 5 минут.

2. Проверка колонки «Узнал».

              Знаю

    Хочу знать

    Узнал

  • Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).
  • Соединение двух и более слов.
  • Состоит из главного и зависимого слова.
  • Бывают именные, глагольные и наречные.
  • Состоит только из самостоятельных частей речи
  • Слова, связанные по смыслу и грамматически
  • Связь в словосочетании – подчинительная и т.д

Как называется связь с зависимым словом – существительным?

 Как называется связь с    зависимым словом – прилагательным?

Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Управление- такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного

Согласование- связь, при которой зависимое слово-имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного

Примыкание-связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределённая форма глагола

- Как вы думаете, почему так называются связи?

Согласование- так как главное слово и зависимое согласуются вроде, числе, падеже. Управление- Главное слово управляет зависимым, ставя его при себе  нужном падеже. Примыкание- лова примыкаю друг к другу по смыслу, так как одно из них обязательно неизменяемое.

2. Применение правила на практике.

Три ученика по очереди выходят к доске. Один работает над блоком словосочетаний с зависимым словом –существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задаёт вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод: способ связи – управление. Второй ученик проводит такую же работу над вторым блоком. Делает вывод: связь- согласование. Третий работает над третьим блоком. Связь- примыкание.

3. Практическое закрепление знаний

1) Упр. 68 ( Прочитать словосочетания, указать, какой частью речи является зависимое слово и назвать способ связи слов в словосочетании)

2) Работа в парах

Задание 1.

  • Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
  • Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.

Задание 2.

  • Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
  • Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.

Задание 3.

  • Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
  • Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.

3. Проверка.

IV. Стадия Рефлексии

1.- Что узнали о способах связи слов в словосочетании.

2.Оцените одним предложение свою собственную деятельность на уроке

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Было интересно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…

V.  Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.

  1. Изучить § 7, выучив типы связи слов в словосочетании и алгоритм их определения.
  2. Выполнить задание на выбор: упражнение 72 или Составить  15 словосочетаний на тему «Осень за окном», распределив их по способу связи

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку Типы связи слов в словосочетании

Проверка произносительных норм, изучение темы, выполнение теста....

Урок "Виды связи слов в словосочетаниях"

Урок для 10 класса с использованием ЭОР. Цель урока: Обобщение знаний по теме «Словосочетания, виды связи слов в словосочетаниях»; отработка умений применять полученные знания на практике; закреп...

конспект урока Синтаксические связи слов в словосочетаниях Синтаксический разбор словосочетаний

урок в восьмом классе. Синтаксические связи слов в словосочетаниях . Синтаксический разбор словосочетаний...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ» (с использованием ИКТ и ЭОР)

ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить изучение темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: познакомить учащихся с типами связей в словосочетании; закрепить поня...

Технологическая карта урока по теме: "Слово в словосочетании и предложении"

Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Тема урока: Слово в словосочетании и предложении.Класс: 5 классПредмет: русский язык (УМК Р.Н.Бунеев)Тип урока. Урок развития умений и открытия н...

Презентация к уроку на тему: "Слово в словосочетании и предложении".

Презентация в соответствии с требованиями ФГОС.Тема урока: Слово в словосочетании и предложении.Класс: 5 классПредмет: русский язык (УМК Р.Н.Бунеев)Тип урока. Урок развития умений и открытия новых зна...

Разработка урока "Типы связи слов в словосочетании" (8 класс)

В разработке представлен опыт изучения  согласования, управления и примыкания...