Технологическая карта урока по теме: "Слово в словосочетании и предложении"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Ивахненко Ольга Александровна

Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС.

Тема урока: Слово в словосочетании и предложении.

Класс: 5 класс

Предмет: русский язык (УМК Р.Н.Бунеев)

Тип урока. Урок развития умений и открытия новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №3

Технологическая карта

урока русского языка в 5 классе

в соответствии с требованиями ФГОС

на тему:

"Слово в словосочетании и предложении".

Подготовил: Ивахненко Ольга

Александровна, учитель

русского языка и литературы.

Ст. Абадзехская,

2015 год

Тема урока: Слово в словосочетании и предложении.

Класс: 5 класс

Предмет: русский язык (УМК Р.Н.Бунеев)

Тип урока. Урок развития умений и открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Личностные: развивать интерес к предмету, способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения, эстетическое чувство при чтении и восприятии художественного текста;  стремиться к речевому самосовершенствованию, осознанию ответственности за произнесенное и написанное слово, вступать в диалог, создавать монологические высказывания на лингвистическую тему.

Метапредметные: самостоятельно корректировать свою деятельность, оценивать достижения, извлекать необходимую информацию и использовать ее в новых видах работы по русскому языку.

Метапредметные коммуникативные:  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать других.

Предметные: видеть в словах изученные орфограммы, применять их на письме; выделять и сравнивать слова и словосочетания, словосочетания и предложения, отвечая на вопросы: чем похожи и чем различаются слова и словосочетания, словосочетания и предложения; уметь проверять написанное, находить грамматическую основу предложения;  понимать и принимать учебную задачу, искать и находить способы ее решения.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Оргмомент.

1.Приветствует учащихся.

2.Проверяет готовность учащихся к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

2. Орфографическая разминка.

Готовимся к проверочной работе.

Рабочая тетрадь: стр. 9 №8 (а).

- Вставьте пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова.

Работают в тетрадях. Вставляют пропущенные буквы с комментарием вслух.

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; (К)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

3. Проверка домашнего задания.

Осуществляет проверку домашнего задания.

Устные рассказы учеников о служебных частях речи.

Оценивание усваиваемого содержания (Л)

4. Введение в тему урока с формулированием его цели.

- Определяем проблему урока.

Слайд №1. Слайд №2.

- По какой записи можно "узнать" инопланетянина, а по какой - иностранца, изучающего русский язык?

- Как вы это определили?

- Какой связи не хватает в 1-м столбике, а какой во 2-м?

- Исправьте всё, что нужно во 2-м столбике и запишите получившийся вариант.

- Как можно назвать то, что вы записали? Слайд №3

- Сформулируйте тему урока и его цель. Слайд №4, Слайд №5.

Читают запись. Делают вывод

Высказывают предположения. Учатся работать по алгоритму. Дают ответ на вопросы:

"Слово в словосочетании и предложении." Записывают число, классная работа и тему урока. 1)Какую роль играет слово в словосочетании и предложении? 2)Чем отличаются слово, словосочетание и предложение?

Извлечение необходимой информации из текста (П) Работа в паре (К) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П) Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнѐром (К) Самоопределение (Л)

5. Актуализация изученного.

1. Наблюдение. Слайд №6. (Устанавливаются отличия слова от словосочетания и предложения.)

- Прочитай и сравни слова, словосочетания и предложения.

- Что называет слово? а словосочетание?

- Чем отличается предложение от слова и словосочетания?

- К какому столбику можно дать задание распространить предложение, а к какому - составить предложение? Почему? Объясни. Слайд №7. Слайд №8.

2. Наблюдение по учебнику.

Упр. 222 - наблюдение над смысловой связью слов в словосочетаниях и предложениях(тексте).

- Прочитайте отрывок из шуточного стихотворения Л.Д.Каминского.

- Что вызывает у вас улыбку?

- В каких словосочетаниях слова лексически не сочетаются друг с другом? а грамматически? Докажи.

- Попробуй исправь объявление.

- Сравни: Слайд №9.

3. Упр. 223 - установление смысловой (по вопросу) и грамматической (употребление в нужной форме) подчинительной связи между словами в словосочетании.

Делают выводы. 1.Слово называет предмет, действие, признак, словосочетание более подробно называет, то предложение говорит о том, что происходит с предметом, какое действие в нем совершается, как; т.е. в предложении между словами устанавливается определенный смысл.

2. Работают по учебник.

Записывают исправленные словосочетания. Взаимопроверка.

Делают выводы. Дают ответы.

Выборочная работа (П) Логические действия (П) Самоопределение (Л) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания,  обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П).  

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваиваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

6. Открытие новых знаний.

1. Решаем проблему, открываем новые знания. Слайд №10. Слайд №11.

- Среди исправленных оказались и такие словосочетания:

Стол обеденный;

Телефон для справок.

- Найдите в этом словосочетании главное слово (оно подчиняет себе другое слово) и обозначь его крестиком сверху.

- Поставьте вопрос от главного слова к зависимому - так устанавливается смысловая связь между главным и зависимым словом в словосочетании.

- Просклоняйте словосочетания. Следите за поведением зависимого слова. Выделите окончания в главном и зависимом словах - так выражается грамматическая связь.

- Сделайте вывод: как связывается зависимое слово с главным. Слайд №12.

2. Упр.224 - установление связи между однородными членами предложения.

- Прочитайте предложение.

- Найдите однородные члены. Какие это однородные члены? Какой частью речи они выражены?

- Можно ли выделить в группе однородных членов главное и зависимое слово?

- С помощью чего соединяются однородные члены?

- Как вы думаете, какой связью - подчинительной или сочинительной - связаны однородные члены предложения? Обоснуй свой ответ. - Сравните свой вывод с текстом определения в упр. 225.

- Прочитайте текст в рамке и озаглавьте.

- Как вы думаете, на основе какой связи слов - сочинительной или подчинительной - строится словосочетание?

4. - Проверьте себя, прочитав текст в рамке (упр.226).

Дополнительные вопросы после текста на понимание:

- Как по-другому можно объяснить, какое слово в словосочетании является главным, а какое зависимым?

- Как графически изображается связь в словосочетании?

Слайд №13. Слайд №14. Слайд №15. Слайд №16.

1..Склонение словосочетания.

Коллективно работают с учителем. Получают информацию, отвечают на вопросы. Наблюдают, делают выводы.

2.Делают выводы. Дают ответы.

3. Читают лингвистический текст и озаглавливают.

Делают вывод. Дают ответ.

4. Проверяют свой ответ.

Закрепляют понятие «Словосочетание»

Извлечение необходимой информации из текста (П) Работа в паре (К) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П) Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнѐром (К) Самоопределение (Л)

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Физминутка

7. Углубление знаний, развитие учебно-языковых и речевых умений.

Слайд№17-№23.

1.Упр. 227 - развивается умение отличать сочинительную и подчинительную связь между словами, составлять связный устный рассказ с опорой на данные словосочетания.

- Какие сочетания слов построены на основе сочинительной связи, а какие - на основе подчинительной?

- В словосочетаниях обозначьте главное и зависимое слова, установите смысловую и грамматическую связь.

- Рассмотрите картинки и, используя данные сочетания слов, составьте устный рассказ на тему "Зимние забавы". Слайд №24- №29.

2. Слайд №30. - устанавливаются основные признаки предложения, роль знаков препинания в предложении, развивается умение составлять из слов предложения.

- Прочитайте слова. Составьте из них предложения.

- Каковы основные признаки предложения?

- Запишите предложения. Какие знаки препинания нужно поставить в конце предложений?

- Какую роль они играют в предложении? Слайд №31.

3. Чтение и анализ текстов о предложении (упр.229).

1-й текст в цветной рамке читается ознакомительным чтением про себя (эта информация знакома ученикам из начальной школы).

- Просмотрите текст, опираясь на ключевые слова.

- О каких признаках предложения в нём говорится? Пронумеруйте эти признаки карандашом.

- Сколько видов предложений по цели высказывания выделяется? (Слайд №32) а по интонации? Слайд №33.

2-й и 3-й тексты читаются вслух учениками.

- Чем отличается словосочетание от предложения? Слайд №34.

- Что называется синтаксисом? Слайд №35.

4. Игра "Лингвистическое лото". Слайд №36. Слайд №37.

5. Тест.

6. Упр.230 - развивается умение различать предложения по интонации, опираясь на знаки препинания, и навык выразительного чтения вслух с соблюдением соответствующей интонации.

Сначала выборочное чтение вопросительных предложений, затем выразительное чтение всего текста.

Выполняют физминутку.

Слово - 3 раза хлопают.

Словосочетание - 3 раза топают.

Предложение - 3 раза приседают.

1. Работают в парах. Вспоминают пройденный материал.

Рассматривают картинки и составляют устный рассказ с данными сочетаниями слов на тему: "Зимние забавы".

2.Составляют предложения.  Записывают предложения в тетрадь.

3. Чтение и анализ текстов о предложении (упр.229).

Дают ответы.

4.  Работают в группах,  составляя фигуру треугольника из терминов. В данный момент свободно передвигаются по классу и общаются в группах.

5. Выполняют тест, выбирая правильный ответ.

6. Выразительно читают текст.

Игровой момент (К) Контроль (Р) Классификация (П) Работа в парах (К)

Постановка и формулирование проблемы (П) Робота в группах (К) Составление предложений из слов(П) Задание творческого характера (Л) Способность действовать с учѐтом позиций других (К)

Осуществление смыслового чтения художественных текстов; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

8. Итог урока. Рефлексия.

- Вспомните цели урока. Удалось ли их достичь?

- Что нового узнали?

 Обобщает сказанное.    - Составьте со словом «урок» словосочетание. Каким был  для вас сегодняшний урок: интересным, скучным,  легким,  трудным? Оцените свою работу на уроке, выбрав смайлик. Благодарит за работу. Оценивает ответы. Слайд №38.

Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу. Отвечают на вопросы  учителя. Анализируют свою деятельность: чему научились, что успели сделать, что вызвало затруднение.  

Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

9. Домашнее задание

1.  Перечитать тексты в рамках и передать их содержание в сжатой форме. Использовать свои примеры.

2. Упр.231.

Объясняет домашнее задание. Советует поработать с толковым словарѐм.

Записывают задание в дневник. Подают дневники для оценки учителю.

Приложение.    

Тест.

1. Является ли словосочетание единицей синтаксиса?

а) да      б) нет

2. Равноправны ли слова в словосочетании?

а) да     б)  нет

3. Какая связь объединяет слова в словосочетание?

а)сочинительная      б) подчинительная

4. Можно ли считать словосочетание самостоятельной синтаксической единицей?

а) да   б) нет

5. Какое слово является главным в словосочетании любить литературу?

а) любить    б) литературу

6. Какое слово является главным в словосочетании классической музыкой?

а )классической    б) музыкой

7. Какое слово является главным в словосочетании много читать?

а) много    б) читать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Бессоюзное сложное предложение» 9 класс

Технологическая карта урока на тему: "Сложное бессоюзное предложение" в 9 классе. Обозначены цели ученика и учителя. Определены формы деятельности и УУД....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Словосочетание»

Технологическая карта урока русского языка по теме «Словосочетание» в 5 классе....

Технологическая карта урока по теме "Слово о поэте. А.А. Ахматова". 9 класс

Технологическая карта урока по теме "Слово о поэте. А.А. Ахматова". 9 класс...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Словосочетание" - 8 класс

Урок по теме "Словосочетание" - №3 в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС ООО...