Контрольные работы для 9 класса
консультация по русскому языку (9 класс) на тему

Колеганова Юлия Юрьевна

Материал может быть полезен при проведении контрольных работ в 9 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnye_raboty_dlya_9_klassov.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Входной контроль

Профессор жил в комнате, где властвовали и враждовали книги и картины. Книгам удалось захватить все пространство комнаты: гигантские шкафы высились по стенам, стол был полон книгами. Они захватили и кресла, и маленький шахматный столик, где лежали аккуратно связанными стопками. Они владели и воздухом комнаты, наполняя его особым запахом бумаги. Книги насыщали воздух, делая его пыльным и душным.

 Картины словно хотели раздвинуть комнату и растворить стену, на которой висели. Они наполняли пространство свежим воздухом рощ и мягким, просеянным сквозь облачную дымку солнечным светом. И если в комнату не проникали шорохи листьев и шепот трав, то лишь потому, что на всех картинах царила тишина. Только ее да мечтательную задумчивость природы изображал на своих полотнах художник.

         Вечерами с улицы в комнату проникал свет фонарей, и она, казалось, наполнялась рыхлым серым веществом. В тех местах, где стояли книжные шкафы, вещество сгущалось до совершенно черного цвета.

 (По А. Казанцеву)

Грамматическое задание

Вариант 1

  1. Выполните синтаксический разбор 2-го предложения.
  2. Из 1 предложения выпишите слово с удвоенной согласной.
  3. Выполните фонетический разбор слова «фонарей».
  4. Из предложений 3 абзаца выпишите вводное слово.
  5. Определите, сколько грамматических основ в 4 предложении.

Вариант  2.

  1. Выполните синтаксический разбор 3-го предложения.
  2. Из 2 предложения выпишите слово с  непроизносимой согласной.
  3. Выполните фонетический разбор слова «черного».
  4. Из предложений 3 абзаца выпишите вводное слово.
  5. Определите, сколько грамматических основ в 5 предложении.

Контрольный диктант по теме «Типы ССП и СПП. Знаки препинания в них»

Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало, и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, оно улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, набегавших на пологий берег песчаной косы. Все было полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и соленый аромат воды, жаркий воздух и желтый песок. Узкая коса, вонзаясь острым шпилем в безграничную пустыню играющей солнцем воды, терялась где-то вдали. Весла, корзины да бочки беспорядочно валялись на песке. В этот день даже чайки истомлены зноем. Они сидят на песке, раскрыв клювы и опустив крылья, или лениво качаются на волнах.

Солнце начинает спускаться в море, и неугомонные волны играют весело и шумно, плескаясь о берег. Солнце садится, и на желтом песке ложится розоватый отблеск его лучей. И жалкие кусты ив, и перламутровые облака, и волны, набегавшие на берег, — все готовится к ночному покою. Ночные тени ложатся не только на море, но и на берег. Вокруг только безмерное море, посеребренное луной, и синее, усеянное звездами небо.


(По М. Горькому)

Грамматическое задание

1. Выписать из текста ССП и составить его схему.

2. Выписать из текста СПП и составить его ступенчатую схему.

Контрольное тестирование по теме «ССП и СПП»

Вариант 1

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В.Тихо дышит лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.     А      Б      В      Г

2. Укажите сложносочиненные предложения.

 А     Б      В      Г

3. Найдите предложение с общим второстепенным членом.

А       Б      В     Г

4. Строение какого предложения соответствует схеме: 

[неопределенно-личное], и [безличное] ?

5. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение 

То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка?

А. одновременность явлений

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

6. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены)

А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.

Вариант 2

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошел к берегу моря, все глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

 А      Б      В       Г

2. Укажите сложносочиненные предложения.

А       Б      В       Г

3. Найдите сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом.

А       Б       В      Г

4. Строение какого предложения соответствует схеме: [определенно-личное], и [двусост.] ?

5. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение 

Первые паровозы потрясли мое воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины?

А. одновременность действий

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

6. Найдите предложение с союзом тоже.

А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то(же) добирались долго.

Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в (то)же село.

Ответы на контрольное тестирование по теме «ССП и СПП»

1 вариант.

I. Союз, связывающий части сложного предложения Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, является…

А. подчинительным

Б. соединительным

В. разделительным

Г. противительным ++

2. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?

А. и, да (в значении и), ни-ни, тоже

Б) или, либо, то-то, не то - не то ++

В. а, но, да (в значении и), однако, зато, же

3. Определите вид предложения. Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые листья и, промокая, ложились на мокрую траву.

А.простое++

Б. сложносочиненное

В. сложноподчиненное

Г. бессоюзное

4. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

А. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.

Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.++

В. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.

5. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

А. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не

изменилось.

Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.

В. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.++

6. В предложение Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов вставьте

общий второстепенный член и запишите полученное предложение.   (ОСЕНЬЮ)

7. Прочитайте предложение     Выпал снег и...     Продолжите его дважды, добавив:

  1. однородное сказуемое; Выпал снег и сразу начал таять.
  2. простое предложение.   Выпал снег, и мы пошли играть в снежки.

8. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания

не расставлены):

                                           [Безличное],     [двусоставное].

А, На земле на небе и всюду кругом было спокойно ничто не предвещало непогоды.++

Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.

В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.

9. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

А. Я ни на минуту не заставил его дожидаться, тотчас сел на лошадь,  и мы выехали за ворота крепости.

Б. Темнело,  и сбоку несло речным холодом.

В. Из лесу доносится крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос.

Г. Деревья, сбросившие свой наряд ,тучи, низко плывущие над землей, дождь, моросящий, холодный  -   обычные картины глубокой осени,  и они милы моему сердцу.

10. Дополните  предложение     Мой рассказ слушали равнодушно, и потому...,   указывая на следствие.   я закончил своё выступление.

2  вариант.

1. Прочитайте предложение Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое. Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи...

А. подчинительного союза

 Б. союзного слова

В. сочинительного союза ++

Г. интонации

2. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому? 

А. и, да (в значении и), ни-ни, тоже

Б. или, либо, то-то, не то - не то

В. а, но, да (в значении но), однако, зато, же++

3. Определите вид предложения Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.

А. простое++

Б. сложносочиненное

 В. сложноподчиненное

Г. бессоюзное

4. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

 А. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.

Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в хорошем настроении. ++

В. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.

5. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

А. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.

Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.++

В. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.

6. В предложении  Днем дул легкий ветерок и перепадал снежок   опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение.    (ДНЁМ)

7. Прочитайте предложение Отец заправил бензином машину и... Продолжите его дважды, добавив:

  1. однородное сказуемое;  Отец заправил бензином машину и  поехал на работу.
  2. простое предложение. Отец заправил бензином машину, и мы поехали в зоопарк.

8. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):

                                         [Безличное],  и   [безличное].

А. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.++

Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.

 В. Становилось темно и мы долго плутали по лесу.

9. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

А. Мальчики сидели за столом, склонив головы, и, произнося шепотом слова, выполняли, по-видимому, какую-то работу,  и я старался им не мешать.

Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

В. Уже вечерело, и народ возвращался с полей.

Г. Его добрые глаза светились ясным светом, и худое лицо казалось прекрасным.

10.   Дополните предложение    Тучи закрыли небо, и от этого...,   указывая на следствие.  …стало темно.

Контрольное тестирование по теме «Сложное предложение»

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Петька очень боялся идти в воду(1) но (2) когда (3) вошёл (4) то не хотел вылезать из неё(5) и делал вид (6) что плавает. (Л.Андреев)

1) 1,3,6

2) 1,2,3,6

3) 1,4,6

4) 1,2,3,4,6

5) нет правильного ответа

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
От тяжести Сенькиного тела дерево опускалось все ниже и ниже (1) и (2) когда (3) Ванин достиг середины (4) оно качнулось, выскользнув из-под ног разведчика. (М.Алексеев)

1) 1,2,3,4

2) 1,2,3

3) 2,3,4

4) 1,3,4

5) нет правильного ответа

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мы бросили чугунное ядро наземь у самого крыльца (1) и (2) когда стали прощаться с нашим учителем (3) он пообещал сводить нас в подземный ход (4) который начинается около крепости. (В.Беляев)

1) 1,4

2) 2,3,4

3) 1,2,4

4) 1,3,4

5) нет правильного ответа

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Рыжов был человек инициативный и хозяйственный (1) и (2) хотя (3) на заводе его многие не терпели (4) в цехе рабочие и инженеры его любили и уважали. (Н.Давыдова)

1) 1,2,3,4

2) 1,3,4

3) 1,2,4

4) 1,2

5) нет правильного ответа

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Директор небрежным вопросом давал понять (1) что его подчиненные ездят в командировки в дальние страны (2) и (3) хотя сейчас здесь будут обсуждаться незначительные внутренние хозяйственные вопросы (4) для них открыт и большой мир. (Н.Давыдова)

1) 1,3,4

2) 1,2,4

3) 1,2,3

4) 2,3,4

5) нет правильного ответа

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Говорил Шишаков степенно (1) и (2) хотя Володин еще не оборачивался и не видел его (3) по шелесту отрываемой газеты и по тому недружелюбному тону (4) каким произнес сержант слова (5) понял (6) что у старика сегодня плохое настроение. (А.Ананьев)

1) 1,2,4,5

2) 1,4,5,6

3) 1,3,5,6

4) 1,2,4,6

5) нет правильного ответа

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Выступление Рюмин назначил на два часа ночи (1) и (2) с какого бы направления он ни подводил роту к невидимому селению (3) и (4) сколько бы там ни было немцев (5) они все до одного обрекались на смерть (6) потому что предоставить им плен в этих условиях курсанты не могли. (К.Воробьёв)

1) 1,3,4,5,6

2) 2,4,5

3) 3,4,5,6

4) 1,4,5,6

5) нет правильного ответа

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Миша лежал и думал о том (1) куда могли деваться Игорь и Сева (2) и (3) что предпринимать (4) если их завтра не окажется в Москве. (А.Рыбаков)
1) 1,3

2) 1,4

3) 1,2,4

4) 1,3,4

5) нет правильного ответа

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Дорожки нашего сада густо покрыты падающими с деревьев легкими белыми лепестками (1) а (2) когда подымается ветер (3) то кажется (4) будто снег крупными хлопьями медленно опускается с деревьев на землю. (А.Куприн)

1) 1,2,4

2) 1,3,4

3) 2,3,4

4) 1,4

5) нет правильного ответа

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пулемета мы тоже не нашли (1) и (2) если бы моя бабка узнала об этом (3)она бы сказала (4) что бог нас хранил. (А.Кузнецов)
1) 1,2,3,4

2) 2,3,4

3) 1,3,4

4) 1,2,4

5) нет правильного ответа

Ответы на контрольное тестирование по теме «Сложное предложение»

1

3

6

2

2

5

7

4

3

4

8

3

4

3

9

2

5

1

10

3