КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья по русскому языку на тему

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st_po_rus.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

                         

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Государственное бюджетное специальное коррекционное    общеобразовательное учреждение  (ГБСКОУ)  для детей с  ограниченными возможностями здоровья школа  № 663, г. Санкт-Петербург.

Автор: Владимирская Татьяна Евгеньевна.

Должность: учитель русского языка и литературы

Коррекционно-развивающие упражнения (КРУ) - это специально подобранные  задания, направленные на исправление имеющихся недостатков, развитие психических функций, познавательных способностей ( восприятия, внимания, памяти, мышления), а также профилактику возможных ошибок.  КРУ позволяет выявить и использовать в обучении потенциальные возможности учащихся. К КРУ мы относим и общеизвестные занимательные задания (ребусы, кроссворды, загадки и т.д.).

Используя КРУ в повседневной педагогической практике, учитель

может называть их словом "игра", которое всегда вызывает у детей интерес и

радость. В игре дети незаметно для себя овладевают многими умениями и навыками и получают знания по учебным предметам.

 Общие задачи КРУ можно сформулировать так:

- развитие различных видов восприятия, памяти, внимания;

- развитие мыслительной деятельности  (операций сравнения, классификации,

   анализа и синтеза; логичности и гибкости мышления; творческого и ассоциативного мышления);

-  развитие, поддержание и повышение  интереса к процессу обучения и познания;

- воспитание чувства  любви к предмету;

- развитие сообразительности, внимательности, интуиции, любознательности;

- повторение и закрепление материала уроков;

- подготовка к восприятию новых тем;

- облегчение восприятия учебного материала.    Цели КРУ на уроках русского языка :

1. Развитие и поддержание интереса к урокам русского языка.

3. Воспитание культуры речи.

4. Развитие языкового чутья.

6. Развитие навыков анализа и синтеза (звуко-буквенного, слогового, морфем-

     ного, анализа и синтеза предложений ).

7. Развитие навыков словообразования и словоизменения.

8. Обогащение, уточнение, актуализация словарного запаса.

9. Развитие связной речи.

10. Расширение представлений и общего объема знаний по теме  "Речь. Язык.  Слово. Общение."

    КРУ особенно важны для детей с ОВЗ, обучающихся в специальных коррекционных школах, в частности, для детей с задержкой психического развития . Для школы Vll вида  коррекционно-развивающая работа является необходимым направлением в обучении и воспитании .  Указанный выше контингент детей нуждается в помощи, которая заключается в подборе и систематическом использовании особых приемов и упражнений для коррекции и развития определенных функций,  для облегчения и эффективности усвоения учебного материала.

  Мы предлагаем КРУ для использования на уроках русского языка для детей, имеющих ЗПР, ОНР.  Рекомендуется проводить КРУ на каждом уроке.                                                                                  

                  Примерный перечень возможных КРУ                                                      

А.  Игры :

1. "Найди лишнее"

2. "Сравни. Найди отличия"

3. "Сравни. Найди общее"

4. "Установи аналогию" ( "Измени по образцу")

5. "Продолжи фразу"

6. "Выбери правильный вариант"

7." Найди ошибку"

8. "Верно-неверно"  ("Бывает- не бывает")

9. "Красиво- некрасиво" ("Выбери лучшее")

10. "Найди пару" ("Сгруппируй")

11. "Ассоциации"

12. "Раскрой тайну"

13. "Установи связь"

14. "Запомни.

15. "Скажи по-другому"

16. "Найди указанное" ("Сыщики")

19. "Заполни пропуски" ("Восстанови справедливость")

20. "Шифровальщики" ( "Расшифруй или зашифруй слово,тему,фразу")

Б. Кроссворды

В. Ребусы

Г. "Вопросы-шутки"

Д. Загадки                   

                                               Найди отличия                                

Это упражнение увлекает, заинтересовывает детей, позволяет привлечь вни-

мание к занятию, сосредоточиться. Направлено на развитие зрительного и слухового внимания, наблюдательности, мышления, орфографической зоркости, осмысленное восприятие слова. Отличия  можно искать в картинках,  буквах (в-р, ш-щ, л-м, У-Ч),  словах (ученик - учитель,  лиса – собака,  орёл – Орёл,  ноша – наша, Паша - Маша ,  пять – петь, ключ – ключик, будут – буду, плащ - плач,  пуст – пусть,  лежи – лижи,  чистота - частота ,  мой – мои,  моется – моются, сел – съел,  пришёл – перешёл, берёзка – берёзонька, светлый – светлой,  нечему -  ничему ).                                

                                           Найди сходство

   Это упражнение направлено на развитие мышления, внимания, наблюдательности; тренировку орфографически  грамотного письма, на развитие лексико-грамматического строя речи.

  1. лиса – волк, мяч – арбуз, утёнок – котёнок, машина – конь, бра - бар
  2. глагол – прилагательное, приставка - суффикс                                    

      3. гитарист – баянист, подбежать – подъезд, водопад - звездопад                                                                                                      

                                               Что лишнее

  Известное, широко используемое на практике, упражнение, всегда интересное детям. Направлено на развитие мыслительной деятельности, слухового внимания, памяти; на закрепление материала уроков русского языка. Необходимо требование полного ответа на вопрос : " Почему ? "

     1.Капуста, морковь, яблоко

Корова, лось, овца, лошадь

Дима, Коля, Катя, Костя  

2.Пыр, кри, дом, амр

а,  л,  о,  и

Числа, звуки, буквы

Лесник, лесная, лисичка, лес

3.Суффикс, дополнение, приставка

Запятая, тире, корень, точка

4.Дочь, речь, грач, печь

Мышь, камыш, луж, душ

Расти, росток, вырасту, растение

Установи аналогию

Направлено на развитие логического мышления, языкового чутья, расширение словаря, развитие грамматического строя речи . Это упражнение направлено на практическое овладение языковыми законами;

1.     Кот - котята,  лев -..... ,  собака - .....

        Медведь - берлога,   птица -..... ,   рыба - ......

2.     Русский язык - слова,  математика - .....

        Предложение - слово,  текст - .....

        Стол - столы,  стул - ..... ,  ребёнок - .....

3.     Пять - пятьсот,  семь - .....

        Лететь - летящий,  петь - .....

        Окончание - связывать, суффикс - .....

         Хороший - хорош, плохой - .....

                                Верно-неверно (бывает- не бывает)                                                      

Вариант упражнения "Найди ошибку". Учащимся нужно определить правильность утверждения. Развивает внимание, память, мышление; заставляет задуматься, учит сравнивать.

   Первый вариант. Учащиеся подают сигнал о правильности (неправильности) утверждения 1.    Весна бывает после лета

       У слона маленькие уши

       Зимой холодно

2.    В слове "лось"  - 4 буквы

       Лилия, мимоза - деревья

        "жи", "ши" пиши  с  "и"

       В слове "ягнята" - суффикс   "ат"        

3.   "Не"  с глаголами пишется слитно

       Лексика изучает правила постановки знаков препинания

       Наречие изменяется по числам

      Перед союзами всегда ставится запятая .

    Второй вариант. "Выбери правильный вариант". В этом упражнении учащиеся должны выбрать ответ из нескольких предложенных вариантов.

1. У лошади :      лошадёнок \  жеребёнок \ телёнок                                                                                

  Рыбы живут :   под рекой \в реке\ на реке                                                                  

2.    Гласные образуются с помощью : голоса\ шума \треска                                                                                                                                            

     Корень - это :  часть речи \член предложения \часть слова                                                                        

    Изложение - это : еда из ложки  \пересказ текста                                                                                              

3.    Правило -  это    орфограмма \  пример \упражнение                                        

      Летящий -  это     глагол\ причастие \прилагательное

                       Разбей на группы                                                                                                                                          

Это упражнение направлено на развитие мыслительной деятельности, внимания, памяти, сообразительности; закрепление пройденного материала; обогащение словаря.

1.  Стол, роза, ромашка, шкаф

     Учебник, указка, мяч, парта, скакалка

2.  Слоги, плюс, суффикс, сумма, теорема

           Лум, абир, бра, зубр, ламк, рука

3.   Врачом, шорох, свинцом, шепот, крыжовник

      ая,  ее,  ат,  ешь,  им .

      Воевать, биться, охранять, сражаться,

      от,  пере, тель, в, оньк, ист.

                          Установи связь (соедини слова в предложение)

Это упражнение направлено на развитие мышления и связной речи. Учит устанавливать связи между словами, грамматически оформлять предложение; думать, размышлять.

1.         медведь – берлога, сыр – молоко, собака - шерсть

2.          звуки – уши, гласные – голос, правила – грамотность

3.         глагол – действие, окончание – связь, падеж - существительное            

                              Найди ошибку

  Это упражнение направлено на развитие зрительного и слухового внимания, мышления, орфографической зоркости; учит задумываться, размышлять, контролировать свою речь, прислушиваться к чужим фразам. Представление нелепых ситуаций, возникающих из-за ошибок речи, позволяет доказать необходимость правильной речи, точного подбора слов, четкой формулировки своих мыслей.

 "Ошибки" могут быть предложены в любом доступном для учащихся виде, самого различного характера. Задача ребенка - услышать или увидеть заданную "неправильность, нелепость, несуразицу". Ошибки могут быть представлены в картинках, буквах, словах, текстах, предложениях. Используются зрительные и слуховые варианты. В текстах могут быть " допущены" смысловые ошибки, пропуски слов, ошибки орфографии, специфические ошибки и др.

1.  Собака живет в гнезде

      Зимой в саду расцвели яблони

      В ответ я киваю ему рукой.

2.  а)  Медвед, кастюля, катёнок, паша, дружда, надаче, мотолок.

      б)  Лос, пёт, он спить

3.   Баец, спишил, слителись, плесать, молыш

      Ешь, он учиться, непойдём, соберать

       В лесе растут грибы

                                                    Заполни  пропуски

  Это задание развивает навыки анализа и синтеза (звуко-буквенного, слогового, морфемного, языкового - в зависимости от цели упражнения и самого задания : "Вставь буквы", "Пропавшие слова", "Какая часть исчезла ?"  Также оно нацелено на развитие зрительного и слухового внимания, мышления,

 

  Источники КРУ для учащихся различного возраста (литература).

1.Калугин М.А., Новоторцева Н.В. "Развивающие игры для младших школьников"

    (Ярославль,1996).Речевые упр.-стр.5-48.

2.Тихомирова Л.Ф. "Развитие интеллектуальных способностей школьника"

     (Ярославль,"Академия развития",1996),стр.141,148-150,152,155-158,со 159.

3. Тихомирова Л.Ф. "Упражнения на каждый день: логика для младших школьников"

6.Винокурова Н. "Подумаем вместе"(М.1998),стр.80-95,1 и 2 сборник упр.

7.Шкатова Л.А. "Подумай и ответь.Занимательные задачи по русскому языку для 5-7

    кл."(М."Просвещение",1989).

8.Брайт Л. "Развиваем интеллект"(П.П.1997).

10.Сухин И.Г. "800 загадок. 100 кроссвордов" (М."Новая школа"1996).

11.Волина В. "Праздник букваря .Игры с буквами и словами."(М.1996).

12.Костромина С.Н.,Нагаева Л.Г. "Как преодолеть трудности в обучении чтению"

      (М. Ось-1989),стр.100-209.

13.Костромина С.Н.,Ануфриев А.Ф. "Как преодолеть трудности в обучении детей"

      (М. Ось-1989),стр.187-225,233-245.

14.Новоторцева Н.В.  "Развитие речи детей" (Ярославль,"Академия развития",1996)

16.Тихомирова Л.Ф.  "Развитие познавательных способностей детей"  

        (Ярославль,"Академия развития",1997).

17.Парамонова Л.Г. "Правописание шаг за шагом"(С-Пб,1998).

18.Ткаченко Т.А. "Формирование лексико-грамматических представлений"

       (C-Пб.1999).

20.Милостивенко Л.Г. "Методические рекомендации по предупреждению ошибок  

        чтения и письма у детей"(С-Пб.1995).

22.Черемошкина Л.В. "Развитие  памяти  детей" (Ярославль,"Академия развития",97).

23.Башаева Т.В. "Развитие восприятия у детей"(Ярославль,"Академия развития",97).

24-26.Ломакин П.И. "В мире слов"(1-3 части)

28.Савкова З.В. "Риторические игры"(С-Пб.1998).

29.Волина В. "Веселая грамматика"(М."Знание",1995).

30.Подгаецкая И.М.,Постникова И.И."Необъятный мир слова" (М."Просвещение",95)

31.Бурмако В.М. "Русский язык в рисунках "(М."Просвещение",1991).