Программа и учебно-тематическое планирование по русскому языку. 8 класс.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс) на тему

Программа и учебно-тематическое планирование по русскому языку в 8-м классе, разработаны на основе авторской программы М.М. Разумовской.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет администрации Первомайского района по образованию

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Журавлихинская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР  МКОУ «Журавлихинская СОШ»

_____________ /Т.Б. Винокурова /

ФИО

«____»____________    2014 г.

Утверждена

на заседании педагогического совета школы

№ ______________________

«______» __________ 2014 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по русскому языку 8 класс

ступень основного (общего) образования

базовый уровень

Данная программа составлена на основе авторской программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательной школы ∕ авторы программы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов.

Программа представлена в сборнике: Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. ∕ сост. Е.И. Харитонова. – 3 изд., стереотип. – М.: Дрофа.

Составитель: Мартынова  Т.Ф.,

учитель русского языка и литературы

I квалификационная категория

Период реализации программы: 2014 – 2015  учебный год

2014

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе примерных программ по русскому (родному) языку для 5-9 классов (основного общего образования), составленных на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, авторской программы М.М. Разумовской. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Конституция РФ, Закон РФ "Об образовании".
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312.
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089.
  • Методическое письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»
  • Примерная государственная программа по русскому языку, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  • Авторская программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательной школы ∕ авторы программы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов. Программа представлена в сборнике: Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. ∕ сост. Е.И. Харитонова. – 3 изд., стереотип. – М.: Дрофа.

Учебник «Русский язык. 8 кл.»/М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов / под. ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа. Всего часов – 105 часов, из них 17 часов выделено развитие речи (часы на развитие речи распределены по всему курсу в течение учебного года).

Место предмета «Русский язык» в учебном плане МКОУ «Журавлихинская СОШ» определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 8 классе – 105 часов, но авторская программа по русскому языку (автор: М.М. Разумовская) рассчитана на 102 часа, а также продолжительность учебного года составляет 35 недель в год, авторская программа составлена на 34 недели в год, поэтому в рабочую программу были внесены изменения.

Содержание курса русского языка

Содержание курса русского языка представлено в программе М.М. Разумовской (с. сборника 74-81) в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций. на развитие речи – 17 часов). Часы на развитие речи распределены по всему курсу в течение учебного года.

Общая характеристика учебного предмета:

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Специфика предмета:

Изучение русского языка в основной школе предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.

Значение данного предмета для решения общих задач образования, определённых в образовательной программе данной ступени обучения.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями и задачами изучения русского языка, которые определены стандартом.

Цели обучения:

Курс русского языка 6-8 кл. направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно - коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Формы и средства контроля знаний: письменные и устные опросы, письменные работы, тестирование, различного вида разборы, словарные диктанты, а также:

количество

контрольные работы, в том числе диктанты

8

сочинения

4

изложения

3

Распределение уроков развития речи по темам курса

Название темы

№ урока

Название урока развития речи

Трудные случаи правописания (на основе изученного).

1

Речь и ее разновидности. Текст, тема, основная мысль. Стили речи (повторение).

Словосочетание и предложение.

2

Подготовка к сжатому изложению «Кот Борис»

3

Сжатое изложение «Кот Борис»

4

Повторение Типы речи. Сочинение «Легко ли быть молодым».

Синтаксис простого предложения. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

5

Повторение. Способы и средства связи предложений в тексте.

6

Репортаж, его тематика, задачи речи.

Односоставные простые предложения.

7

Сочинение в жанре репортажа (упр.367).

Предложения с однородными членами.

8

Репортаж-описание.

9

Статья в газету, понятие о жанре.

10

Контрольное изложение «Что значит быть воспитанным?»

11

Статья в газету. Строение текста.

12

Сочинение по картине А.П. Рябушкина «Московская девушка» (упр. 145).

Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями.

13

Портретный очерк. Общее представление о жанре.

14

Портретный очерк: композиция, типы речи и языковые средства.

Предложения с обособленными членами.

15

Сочинение по картине (в жанре портретного очерка) – М.М. Кустодиев «Шаляпин».

16

Контрольное изложение с элементами сочинения в жанре портретного очерка «Шаляпин».

Прямая и косвенная речь.

17

Повторение стилей и типов речи.

Учебно-тематическое планирование. Русский язык.  8 класс.

№ урока

№ урока в теме

Тема урока

Элементы содержания

Средства обучения, в том числе ИКТ

О языке (1 ч)

1

Русский язык в семье славянских народов.

Русский язык в семье славянских народов

Учебник, фрагмент презентации

Трудные случаи правописания (на основе изученного) (5 ч), Р.Р. – 1 ч

1

Трудные случаи правописания (на основе изученного).

Написание – Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий Синтаксический и пунктуационный разбор Контроль орфографических и пунктуационных правил, усвоенных учащимися.

Учебник, фрагмент презентации

2

Трудные случаи правописания (на основе изученного).

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи Синтаксический и пунктуационный разбор Контроль орфографических и пунктуационных правил, усвоенных учащимися.

Учебник, фрагмент презентации

Р.Р. Речь и ее разновидности. Текст, тема, основная мысль. Стили речи (повторение).

Речь и ее разновидности. Текст, тема, основная мысль. Стили речи (повторение)

Учебник, фрагмент презентации

3

Трудные случаи правописания (на основе изученного).

Дефисное написание слов Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

4

Диктант по теме «Повторение».

Контроль орфографических и пунктуационных правил, усвоенных учащимися.

Текст диктанта

5

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Анализ диктанта, работа над ошибками диктанта

Учебник, фрагмент презентации

Словосочетание и предложение (5 ч), Р.Р. – 3 ч

1

Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова.

Строение и грамматическое значение словосочетаний Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

2

Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания.

Способы связи слов в словосочетании: управление, примыкание, согласование. Значение словосочетания. Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

Р.Р. Подготовка к сжатому изложению «Кот Борис»

Подготовка к изложению

Текст изложения

Р.Р. Сжатое изложение «Кот Борис»

Написание изложения

Текст изложения

3

Употребление словосочетаний в речи.

Употребление словосочетаний в речи. Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

Р.Р. Повторение Типы речи. Сочинение «Легко ли быть молодым».

Повторение Типы речи. Сочинение «Легко ли быть молодым»

Учебник, фрагмент презентации

4

Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания.

Предложение (общая характеристика) Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

5

Восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов. Логическое ударение.

Предложение (общая характеристика) Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

Синтаксис простого предложения

Двусоставное предложение.

Главные и второстепенные члены предложения (12 ч), Р.Р. – 2 ч

1

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего.

Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

2

Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка.

Сказуемое и способы его выражения Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

3

Постановка тире между подлежащим и сказуемым.

Тире между подлежащим и сказуемым Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

Р.Р. Повторение. Способы и средства связи предложений в тексте.

Повторение. Способы и средства связи предложений в тексте

Учебник, фрагмент презентации

4

Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

5

Определение согласованное и несогласованное

Определение Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

6

Приложение как особый вид определения (ознакомление)

Второстепенные члены предложения. Приложение. Дополнение Контроль орфографических и пунктуационных правил, усвоенных учащимися.

Учебник, фрагмент презентации

7

Виды обстоятельств.

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

Р.Р. Репортаж, его тематика, задачи речи

Репортаж, его тематика, задачи речи

Учебник, фрагмент презентации

8

Виды обстоятельств.

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

9

Сравнительный оборот.

Сравнительный оборот Выделение запятыми сравнительного оборота Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

10

Выделение запятыми сравнительного оборота.

Порядок слов в предложении Интонация простого предложения Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

11

Диктант с грамматическим заданием по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

Проверка знаний Контроль орфографических и пунктуационных правил, усвоенных учащимися.

Текст диктанта

12

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Работа над ошибками диктанта

Учебник, тетради для контрольных работ

Односоставные простые предложения (8 ч), Р.Р. – 1 ч

1

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные).

Виды односоставных предложений. Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

Р.Р. Сочинение в жанре репортажа (упр.367).

Отбор материала, составление плана, написание сочинения

Учебник, фрагмент презентации

2

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные).

Предложения определенно-личные Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

3

Предложения неопределенно-личные.

Неопределенно-личные предложения Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

4

Безличные предложения.

Безличные предложения Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

5

Назывные предложения.

Назывные предложения Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

6

Обобщение изученного об односоставных предложениях.

Обобщение изученного об односоставных предложениях Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

7

Контрольная работа по теме «Односоставные предложения».

Контроль знаний учащихся. Синтаксический и пунктуационный разбор

Текст контрольной работы

8

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Работа над ошибками

Тетради, учебник

Неполные предложения (2 ч)

1

Понятие о неполных предложениях.

Понятие неполных предложений Контроль орфографических и пунктуационных правил, усвоенных учащимися.

Учебник, фрагмент презентации

2

Употребление неполных предложений в разговорной (диалоге ) и в книжной речи.

Употребление неполных предложений. Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

Предложения с однородными членами (12 ч), Р.Р. – 5 ч

1

Однородные члены предложения; их признаки.

Понятие об однородных членах предложения Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

2

Однородные члены, связанные бессоюзно и при помощи сочинительных союзов.

Понятие об однородных членах предложения Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

Р.Р. Репортаж-описание.

Репортаж-описание

Учебник, фрагмент презентации

Р.Р. Статья в газету, понятие о жанре

Статья в газету, понятие о жанре

Учебник, фрагмент презентации

3

Однородные и неоднородные определения

Средства связи между однородными членами предложения Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

4

Однородные и неоднородные определения

Средства связи между однородными членами предложения

Учебник, фрагмент презентации

Р.Р. Контрольное изложение «Что значит быть воспитанным?»

Написание изложения

Учебник, фрагмент презентации, текст изложения

5

Однородные и неоднородные определения

Анализ изложения. Однородные и неоднородные определения Средства связи между однородными членами предложения Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

Р.Р. Статья в газету. Строение текста

Строение текста, жанр статьи в газету

Учебник, фрагмент презентации

6

Однородные и неоднородные определения

Однородные и неоднородные определения Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

7

Предложения с несколькими рядами однородных членов

Синонимика рядов однородных членов Контроль орфографических и пунктуационных правил, усвоенных учащимися.

Учебник, фрагмент презентации

Р.Р. Сочинение по картине А.П. Рябушкина «Московская девушка» (упр. 145)

Написание сочинения

Учебник, фрагмент презентации

8

Запятая между однородными членами

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

  1. .

9

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи

Учебник, фрагмент презентации

10

Двоеточие и тире при обобщающихся словах в предложениях с однородными членами

Интонация предложений с обобщающими словами при однородных членах Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

Учебник, фрагмент презентации

11

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»

Контроль знаний Синтаксический и пунктуационный разбор

Тестовые задания

12

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Работа над ошибками

Тетради, учебник

Предложения с обращениями, вводными словами

(словосочетаниями, предложениями), междометиями (11 ч), Р.Р. – 2 ч

1

Обращение нераспространённое и распространённое, знаки препинания при них

Обращения и знаки препинания при них Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

2

Вводные слова и предложения, их сходство и различие

Обращения и знаки препинания при них Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

Р.Р. Портретный очерк. Общее представление о жанре.

Общее представление о жанре портретного очерка, строение, типы речи, план очерка

Учебник, фрагмент презентации

3

Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях.

Понятия о вводности как речевой категории Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

4

Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях.

Вводные слова и предложения, их сходство и различия

Учебник, фрагмент презентации

5

Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях.

Вводные слова и предложения, их сходство и различия

Учебник, фрагмент презентации

6

Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях.

Вводные слова и предложения, их сходство и различия Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

7

Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях.

Вводные слова и предложения, их сходство и различия. Вставные конструкции

Учебник, фрагмент презентации

8

Междометие.

Знаки препинания в предложениях с междометиями Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

9

Знаки препинания в предложениях с междометиями.

Знаки препинания в предложениях с междометиями

Учебник, фрагмент презентации

10

Контрольная работа по теме «Вводность как речевая категория».

Контроль знаний учащихся Синтаксический и пунктуационный разбор

Текст работы, тестовые задания

11

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Работа над ошибками

Тетради, фрагмент презентации

Р.Р. Портретный очерк: композиция, типы речи и языковые средства.

Портретный очерк: композиция, типы речи и языковые средства.

Учебник, фрагмент презентации

Предложения с обособленными членами (17 ч), Р.Р. – 2 ч

1

Понятие обособления.

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

2

Обособление определений и приложений.

Обособленные определения и приложения. Контроль орфографических и пунктуационных правил, усвоенных учащимися.

Учебник, фрагмент презентации

3

Обособление определений и приложений.

Обособленные определения и приложения. Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

4

Обособление определений и приложений.

Обособленные определения и приложения Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

5

Обособление определений и приложений.

Обособленные определения и приложения

Учебник, фрагмент презентации

6

Обособление определений и приложений.

Обособленные определения и приложения Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

7

Обособление определений и приложений.

Обособленные определения и приложения

Учебник, фрагмент презентации

Р.Р. Сочинение по картине (в жанре портретного очерка) – М.М. Кустодиев «Шаляпин».

Обучение написанию сочинения по картине (в жанре портретного очерка) – М.М. Кустодиева «Шаляпин»

Учебник, фрагмент презентации

8

Диктант по теме «Обособление определений и приложений».

Контроль знаний Синтаксический и пунктуационный разбор

Текст диктанта

9

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Работа над ошибками

Тетради, учебник, презентация

10

Обособление обстоятельств.

Обособленные обстоятельства Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

11

Обособление обстоятельств.

Обособленные обстоятельства Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

12

Обособление обстоятельств.

Обособленные обстоятельства Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

13

Закрепление изученного об обособленных обстоятельствах.

Обособленные обстоятельства. Синтаксический и пунктуационный разбор Закрепление изученного об обособленных обстоятельствах

Учебник, фрагмент презентации

14

Контрольная работа по теме «Обособление обстоятельств».

Контроль знаний Синтаксический и пунктуационный разбор

Тестовые задания

15

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Работа над ошибками

Учебник, фрагмент презентации

16

Уточняющие члены предложения.

Уточняющие члены предложения Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

17

Уточняющие члены предложения.

Обособленные уточняющие члены предложения Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

Р.Р. Контрольное изложение с элементами сочинения в жанре портретного очерка «Шаляпин».

Написание я изложение с элементами сочинения в жанре портретного очерка «Шаляпин»

Вкладка учебника, презентация

Прямая и косвенная речь (6 ч), Р.Р. – 1 ч

1

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь

Прямая речь и ее оформление Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

2

Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.

Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи

Учебник, фрагмент презентации

Р.Р. Повторение стилей и типов речи.

Типы и стили речи, повторение Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

3

Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания.

Замена прямой речи косвенной. Цитаты и их обозначение Синтаксический и пунктуационный разбор

Текст контрольной работы, тесты

4

Диалог.

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной

Учебник, фрагмент презентации

5

Итоговая контрольная работа по теме «Простое предложение».

Контроль знаний учащихся. Синтаксический и пунктуационный разбор

Учебник, фрагмент презентации

6

Анализ итоговой контрольной работы. Работа над ошибками.

Работа над ошибками

Учебник, фрагмент презентации

Резервные уроки (6 ч)

1

Повторение фонетики.

Повторение фонетики

Учебник, фрагмент презентации

2

Повторение лексики.

Повторение лексики

Учебник, фрагмент презентации

3

Повторение орфографии.

Повторение орфографии

Учебник, фрагмент презентации

4

Повторение пунктуации.

Повторение пунктуации

Учебник, фрагмент презентации

5

Повторение морфемики.

Повторение морфемики

Учебник, фрагмент презентации

6

Повторение морфологии.

Повторение морфологии

Учебник, фрагмент презентации

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, умениями и навыками:

По словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;

По орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения;

По морфологии распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарём;

По орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова специальной тематики и с непроверяемыми и труднопроизносимыми орфограммами;

По синтаксису: правильно употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения с учётом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

По пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях; пользоваться разными видами лингвистических словарей.

Период обучения в 5–11 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности. В связи с этим  приоритетной задачей обучения в основной школе (5-9 классы) является развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании. Именно поэтому содержание обучения на этом этапе составляет освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета. Именно на этом этапе происходит интенсивное обогащение словарного запаса школьников и расширение круга используемых ими грамматических средств.

Критерии оценивания

1. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры

не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

2. Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объём диктанта устанавливается: для 8 – 120-150. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).

К о н т р о л ь н ы й с л о в а р н ы й д и к т а н т проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может

состоять из следующего количества слов: для 8 класса – 30-35.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. И т о г о в ы е

д и к т а н т ы, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для к о н т р о л ь н ы х д и к т а н т о в следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6 классе – 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 классе – 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

Диктант оценивается одной отметкой.

Отметка "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.

Отметка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.

Отметка "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.

Отметка "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом "1" .В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Отметка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.

При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Отметка "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.

Отметка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Отметка "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта.

3. Оценка сочинений и изложений – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

Примерный объем текста для подробного изложения: в 8 классе – 250-350 слов.

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.

Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

• соответствие работы ученика теме и основной мысли;

• полнота раскрытия темы;

• правильность фактического материала;

• последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок.

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

1

2

3

"5"


1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста.
3. Содержание работы излагается последовательно.
4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций.
5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
6. Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка

"4"

1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.
2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические +
2 пунктуационные +
3 грамматические ошибки;
1 орфографическая +
3 пунктуационные +
3 грамматические ошибки;
0 орфографических +
4 пунктуационные + 3 грамматические ошибки.
В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических - двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4»


"3"


1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.
2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.
3. Допущено нарушение последовательности изложения.
4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное употребление слов.
6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:
• орфографических +
5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых);
• 1 орфографическая + 4-7 пунктуационных +
4 грамматические ошибки; • 2 орфографические + 3-6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;
• 3 орфографические + 5 пунктуационных +
4 грамматические ошибки;
• 4 орфографические + 4 пунктуационные + 4 грамматические ошибки


"2"


1. Работа не соответствует заявленной теме.
2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.
4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.
5. Нарушено стилевое единство текста.
6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: - 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;
8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических.
Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.


Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.

При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1 балл.

Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.

При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл.

Если объем сочинения в полтора–два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4»на , а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4; 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной , если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях

4. Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.


При оценке обучающих работ учитывается:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.


Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставится только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления.

Оценка тестов

При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала

Баллы

Степень выполнения задания

1

Менее чем на балл «2»

2

Выполнено не менее 20 % предложенных заданий

3

Выполнено не менее 30 % предложенных заданий

4

Выполнено не менее 40 % предложенных заданий

5

Выполнено не менее 50 % предложенных заданий

6

Выполнено не менее 60 % предложенных заданий

7

Выполнено не менее 70 % предложенных заданий

8

Выполнено не менее 80 % предложенных заданий

9

Выполнено не менее 90 % предложенных заданий

10

Выполнены все предложенные задания

Перечень учебно-методических средств обучения:

1.Учебник «Русский язык. 8 кл.» М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов/под. ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.– М.: Дрофа

2.Поурочное планирование: К учебникам русского языка 5-9 классов под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта./М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. – М.: Дрофа.

3.Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 8 класс.»/Е.А. Влодавская. – М.: Издательство «Экзамен».

4.Ресурсы сети Интернет.

Лист коррекции рабочей программы

№ приказа директора школы, на основе которого внесены изменения в рабочую программу

Вид коррекции (совмещение, использование резерва)

Номера и темы уроков, которые подверглись коррекции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс

Рабочая программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просв...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс

Рабочая программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просв...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс

Рабочая программа  разработана на основе авторской государственной программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образовани...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 общеобразовательном классе

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 общеобразовательном классе (6 часов в неделю, 204 часа в год) по программе Т.А.Ладыженской и учебнику Т.А.Ладыженской...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе Т.А.Ладыженской 5 класс

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по программе Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова на 204 ч( 6 уроков в неделю) и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классе по программе Т.М.Баранова и Т.А.Ладыженской

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 8 классе по русскому языку на 136 часов( 4 урока в неделю)....