Программа и учебно-тематическое планирование по русскому языку. 9 класс.
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Программа и учебно-тематическое планирование по русскому языку в 9-м классе, разработаны на основе авторской программы М.М. Разумовской.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет администрации Первомайского района по образованию

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Журавлихинская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР  МКОУ «Журавлихинская СОШ»

_____________ /Т.Б. Винокурова /

ФИО

«____»____________    2014 г.

Утверждена

на заседании педагогического совета школы

№ ______________________

«______» __________ 2014 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по русскому языку 9 класс

ступень основного (общего) образования

базовый уровень

Данная программа составлена на основе авторской программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательной школы ∕ авторы программы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов.

Программа представлена в сборнике: Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. ∕ сост. Е.И. Харитонова. – 3 изд., стереотип. – М.: Дрофа.

Составитель: Мартынова  Т.Ф.,

учитель русского языка и литературы

I квалификационная категория

Период реализации программы: 2014 – 2015  учебный год

2014

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе примерных программ по русскому (родному) языку для 5-9 классов (основного общего образования), составленных на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, авторской программы М.М. Разумовской.

Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Конституция РФ, Закон РФ "Об образовании".
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312, Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089.
  • Методическое письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».
  • Примерная государственная программа по русскому языку, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  • Авторская программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательной школы ∕ авторы программы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов. Программа представлена в сборнике: Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. ∕ сост. Е.И. Харитонова. – 3 изд., стереотип. – М.: Дрофа.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Учебник «Русский язык. 9 кл.»/М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов/под. ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа. Всего часов – 70, из них 17 часов выделено для развития речи (часы на развитие речи распределены по всему курсу в течение учебного года).

Место предмета «Русский язык» в учебном плане МКОУ «Журавлихинская СОШ» определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 9 классе – 70 часов, но авторская программа по русскому языку (автор: М.М. Разумовская) рассчитана на 68 часов, а также продолжительность учебного года составляет 35 недель в год, авторская программа составлена на 34 недели в год, поэтому в рабочую программу были внесены изменения.

Содержание курса русского языка

Содержание курса русского языка представлено в программе (с. 81-85 сборника программ) в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковедческая компетенция – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 9 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене.

Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения:

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

 - коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Формы и средства контроля знаний: письменные и устные опросы, различного вида разборы, письменные работы, тестирование, словарные диктанты, а также:

количество

контрольные работы, в том числе диктанты

5

изложения, в том числе с элементами сочинения

5

зачётные работы

1

Распределение уроков развития речи по темам курса

Название темы

№ урока

Название урока развития речи

Обобщение изученного в 5-8 классах

1

Обобщение изученного о тексте: тема и основная мысль текста. Стили речи.

Сложное предложение

2

Типы речи. Составление собственного речевого высказывания публицистического характера.

Сложносочинённое предложение

3

Подготовка к изложению с элементами сочинения «Нравственность».

4

Изложение с элементами сочинения «Нравственность».

Сложноподчинённое предложение

5

Строение текста. Подготовка к изложению текста художественного стиля «Грубость в языке».

6

Строение текста. Изложение текста художественного стиля «Грубость в языке».

7

Углубление знаний о стилях и жанрах речи. Использование различных стилей в художественных произведений.

8

Использование различных стилей речи в художественном произведении. Подготовка к сжатому изложению с элементами рассуждения «Главная ценность народа».

9

Использование различных стилей речи в художественном произведении. Сжатое изложение с элементами рассуждения «Главная ценность народа».

10

Публицистический стиль. Подготовка к изложению текста данного стиля «Великое изобретение человечества».

11

Публицистический стиль. Изложение текста данного стиля «Великое изобретение человечества».

12

Эссе: понятие о жанре.

Бессоюзное сложное предложение

13

Путевые заметки.

Сложное предложение с разными видами связи

14

Понятие о жанре рецензии. Написание рецензии.

15

Деловая речь. Формирование умения написания деловых бумаг по образцу.

16

Подготовка к итоговому контрольному изложению «Человеческая суть».

17

Итоговое контрольное изложение «Человеческая суть».

Учебно-тематическое планирование. Русский язык. 9 класс

№ урока

№ урока в теме

Тема урока

Элементы содержания

Средства обучения, в том числе ИКТ

О языке (5 ч)

1

Русский язык среди языков мира.

Основные формы существования  национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия.

Учебник, фрагмент презентации

2

Русский язык среди языков мира.

Национальный язык - единство его различных форм (разновидностей)

Учебник, фрагмент презентации

3

Русский язык среди языков мира.

Русский литературный язык - основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы.

Учебник, фрагмент презентации

4

Русский язык среди языков мира

Основные отличия литературного языка от языка художественной литературы

Учебник, фрагмент презентации

5

Русский язык среди языков мира.

Нормированность - отличительная особенность современного литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка

Учебник, фрагмент презентации

Обобщение изученного в 5-8 классах (6 ч), Р.Р. – 1 ч

1

Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения)

Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения)

Учебник, фрагмент презентации

2

Лексическое и грамматическое значение слова.

Лексическое и грамматическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.

Учебник, фрагмент презентации

3

Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки.

Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки

Учебник, фрагмент презентации

Р.Р. Обобщение изученного о тексте: тема и основная мысль текста. Стили речи.

Тема, основная мысль текста.   Выразительные средства языка. Использование изученных синтаксических конструкций

Учебник, фрагмент презентации

4

Основные правила правописания.

Основные правила правописания: основные орфографические правила, изученные в 5-8 классах

Учебник, фрагмент презентации

5

Контрольный диктант по теме «Повторение»

Контроль орфографических и пунктуационных правил, усвоенных учащимися.

Текст контрольного диктанта

6

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Анализ контрольной работы, коррекция знаний, работа над ошибками

Учебник, тетради для контрольных работ

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Синтаксис сложного предложения

Сложное предложение (2 ч), Р.Р. – 1 ч

1

Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов.

Сложное предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное  единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения

Учебник, фрагмент презентации

2

Классификация сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные.

Типы сложных предложений. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного. Знаки препинания в союзных и    бессоюзных предложениях

Учебник, фрагмент презентации

Р.Р. Типы речи. Составление собственного речевого высказывания публицистического характера

Типы речи. Составление собственного речевого высказывания публицистического характера

Учебник, фрагмент презентации

Сложносочинённое предложение (5 ч), Р.Р. – 2 ч

1

Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные)

Сложносочиненное предложение (ССП), его грамматические признаки, строение. Смысловые отношения между его частями и способы их выражения

Учебник, фрагмент презентации

2

Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.

Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом. Смысловые отношения между частями ССП

Учебник, фрагмент презентации

3

Запятая между частями сложносочинённого предложения.

Знаки препинания и их функция. Знаки препинания в сложном предложении. Авторское употребление знаков препинания

Учебник, фрагмент презентации

4

Контрольная работа по теме «Сложносочинённые предложения».

Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения

Учебник, фрагмент презентации

5

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Анализ контрольной работы, коррекция знаний, работа над ошибками

Учебник, фрагмент презентации

Р.Р. Подготовка к изложению с элементами сочинения «Нравственность».

Подготовка к изложению с элементами сочинения «Нравственность»

Аудиозапись изложения

Р.Р. Изложение с элементами сочинения «Нравственность».

Изложение с элементами сочинения «Нравственность»

Аудиозапись изложения

Сложноподчинённое предложение (15 ч), Р.Р. – 8 ч

1

Строение сложноподчинённого предложения: главное и придаточное предложения в его составе; средства связи в сложноподчинённом предложении.

Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова.

Учебник, фрагмент презентации

2

Основные виды сложноподчинённых предложений: определительные.

Основные группы сложноподчиненных предложений по значению и строению. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Учебник, фрагмент презентации

Р.Р. Строение текста. Подготовка к изложению текста художественного стиля «Грубость в языке».

Строение текста. Подготовка к изложению текста художественного стиля «Грубость в языке»

Аудиозапись изложения

Р.Р. Строение текста. Изложение текста художественного стиля «Грубость в языке».

Строение текста. Изложение текста художественного стиля «Грубость в языке»

Аудиозапись изложения

3

Основные виды сложноподчинённых предложений: изъяснительные.

Место придаточных изъяснительных СПП. Средства связи главного предложения с придаточным. Синтаксические и пунктуационные нормы

Учебник, фрагмент презентации

Р.Р. Углубление знаний о стилях и жанрах речи. Использование различных стилей в художественных произведений.

Углубление знаний о стилях и жанрах речи. Использование различных стилей в художественных произведений

Учебник, фрагмент презентации

4

Основные виды сложноподчинённых предложений: обстоятельственные (места, времени).

Виды придаточных обстоятельственных. Сложноподчиненные предложения с   придаточными времени     и места Простые и   составные союзы в СПП с придаточными   обстоятельственными. Синонимия простых и сложных предложений

Учебник, фрагмент презентации

5

Основные виды сложноподчинённых предложений: обстоятельственные (образа действия и степени).

Основные виды сложноподчинённых предложений: обстоятельственные (образа действия и степени). Средства связи главного предложения с придаточным. Синтаксические нормы.  

Учебник, фрагмент презентации

6

Основные виды сложноподчинённых предложений: обстоятельственные (цели, условия).

Основные виды сложноподчинённых предложений: обстоятельственные (цели, условия). Стилистические особенности союзов, связывающие придаточные предложения с главным

Учебник, фрагмент презентации

Р.Р. Использование различных стилей речи в художественном произведении. Подготовка к сжатому изложению с элементами рассуждения «Главная ценность народа».

Использование различных стилей речи в художественном произведении. Подготовка к сжатому изложению с элементами рассуждения «Главная ценность народа»

Учебник, фрагмент презентации, аудиозапись изложения

Р.Р. Использование различных стилей речи в художественном произведении. Сжатое изложение с элементами рассуждения «Главная ценность народа».

Использование различных стилей речи в художественном произведении. Сжатое изложение с элементами рассуждения «Главная ценность народа»

Учебник, фрагмент презентации, аудиозапись изложения

7

Основные виды сложноподчинённых предложений: обстоятельственные (причины, уступительные).

Средства связи придаточного с главным. Знаки препинания в СПП с придаточными уступки, причины.

Учебник, фрагмент презентации

8

Основные виды сложноподчинённых предложений: обстоятельственные (сравнительные).

Отличие СПП с придаточным сравнительным и простых предложений со сравнительным оборотом. Значение сравнительных конструкций в речи Отличие СПП с придаточными сравнительными от простых предложений со сравнительным оборотом. Значение сравнительных конструкций в речи

Учебник, фрагмент презентации

9

Основные виды сложноподчинённых предложений: обстоятельственные (следствия).

Структура СПП с придаточными следствия и их отличие от других видов. Знаки препинания в СПП.

Учебник, фрагмент презентации

10

Место придаточного предложения по отношению к главному.

Место придаточного предложения по отношению к главному. Виды придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания в СПП

Учебник, фрагмент презентации

Р.Р. Публицистический стиль. Подготовка к изложению текста данного стиля «Великое изобретение человечества».

Публицистический стиль. Подготовка к изложению текста данного стиля «Великое изобретение человечества»

Учебник, фрагмент презентации, аудиозапись изложения

Р.Р. Публицистический стиль. Изложение текста данного стиля «Великое изобретение человечества».

Публицистический стиль. Изложение текста данного стиля «Великое изобретение человечества»

Учебник, фрагмент презентации, аудиозапись изложения

11

Зачётная работа по теме «Сложноподчинённые предложения».

Виды придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания в СПП

Учебник, фрагмент презентации

12

Предложения с несколькими придаточными.

Главная и придаточная части предложения, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое). Средства связи частей СПП. Знаки препинания в СПП

Учебник, фрагмент презентации

13

Знаки препинания между главным и придаточным предложением.

Значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному. Последовательное и параллельное подчинение. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Синонимичная замена предложений

Учебник, фрагмент презентации

14

Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённое предложение».

Виды придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания в СПП

Учебник, фрагмент презентации, тетради для контрольных работ

15

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Коррекция знаний по теме, работа над ошибками

Учебник, фрагмент презентации

Р.Р. Эссе: понятие о жанре.

Эссе: понятие о жанре, особенности, изобразительно-языковые средства.

Учебник, фрагмент презентации

Бессоюзное сложное предложение (7 ч), Р.Р. – 1 ч

1

Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения.

Бессоюзные предложения, их грамматические признаки. Смысловые   отношения между частями в БСП. Знаки     препинания в БСП.

Учебник, фрагмент презентации

2

Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения.

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. Смысловые отношения между частями БСП.

Учебник, фрагмент презентации

3

Интонация бессоюзного сложного предложения.

Интонационные особенности БСП. Пунктуационные нормы

Учебник, фрагмент презентации

4

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.

Учебник, фрагмент презентации

Р.Р. Путевые заметки.

Путевые заметки: собенности жанра, изобразительно-языковые средства, типы речи, стилевая принадлежность

Учебник, фрагмент презентации

5

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

Учебник, фрагмент презентации

6

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение».

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в нем. Контроль знаний

Учебник, тесты

7

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Коррекция знаний учащихся, работа над ошибками

Учебник, фрагмент презентации

Сложное предложение с разными видами связи (5 ч), Р.Р. – 4 ч

1

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях

Учебник, фрагмент презентации

Р.Р. Понятие о жанре рецензии. Написание рецензии.

Понятие о жанре рецензии. Написание рецензии

Учебник, фрагмент презентации

2

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

Знаки препинания в предложениях с различными видами связи. Сочетание знаков препинания. Сочинительные и подчинительные союзы

Учебник, фрагмент презентации

3

Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи. Подготовка к контрольной работе.

Структура сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, разное сочетание видов связи

Учебник, фрагмент презентации

4

Итоговая контрольная работа по теме «Сложное предложение».

Контроль знаний учащихся: структура сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, разное сочетание видов связи

Контрольно-измерительные материалы, тетради для контрольных работ

5

Анализ итоговой контрольной работы. Работа над ошибками.

Коррекция знаний, работа над ошибками

Учебник, фрагмент презентации, тетради для контрольных работ

Р.Р. Деловая речь. Формирование умения написания деловых бумаг по образцу.

Деловая речь. Формирование умения написания деловых бумаг по образцу

Учебник, фрагмент презентации

Р.Р. Подготовка к итоговому контрольному изложению «Человеческая суть».

Изложение с элементами сочинения

Аудиозапись изложения

Р.Р. Итоговое контрольное изложение «Человеческая суть».

Изложение с элементами сочинения

Аудиозапись изложения

Резервные уроки (6 ч)

1

Повторение фонетики.

Повторение фонетики.

Учебник, фрагмент презентации

2

Повторение лексики.

Повторение лексики.

Учебник, фрагмент презентации

3

Повторение орфографии.

Повторение орфографии.

Учебник, фрагмент презентации

4

Повторение морфемики.

Повторение морфемики.

Учебник, фрагмент презентации

5

Повторение морфологии.

Повторение морфологии.

Учебник, фрагмент презентации

6

Повторение морфологии.

Повторение морфологии.

Учебник, фрагмент презентации

Требования к уровню подготовки выпускников за курс

основной школы по русскому языку

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы», которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

знать:

-изученные разделы науки о языке;

-смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения;

- функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, -

- орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

- уметьобъяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

адекватно понимать информацию устного сообщения;

- читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

- свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;

- по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слов по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т.п.); пользоваться этимологическими и словообразовательными словарями;

по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическими словарями;

- по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;

- по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;

- по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

Критерии оценивания

1. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

2. Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объём диктанта устанавливается: для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).

Контрольный словарный диктант проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 9 класса – 35-40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 9 классе – 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

Диктант оценивается одной отметкой.

Отметка "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.

Отметка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.

Отметка "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.

Отметка "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Отметка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий,

учитываются при выведении отметки за диктант.

При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Отметка "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.

Отметка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Отметка "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.

  1. Повторяющиеся и однотипные ошибки.

Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну

3. Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой

подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

Примерный объем текста для подробного изложения: в 9 классе – 350-450 слов.

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.

Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

• соответствие работы ученика теме и основной мысли;

• полнота раскрытия темы;

• правильность фактического материала;

• последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок.

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

1

2

3

"5"

1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста.
3. Содержание работы излагается последовательно.
4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций.
5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
6. Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка

"4"

1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.
2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические +
2 пунктуационные +
3 грамматические ошибки;
• 1 орфографическая +
3 пунктуационные +
3 грамматические ошибки;
• 0 орфографических +
4 пунктуационные + 3 грамматические ошибки.
В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических - двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4»


"3"

1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.
2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.
3. Допущено нарушение последовательности изложения.
4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное употребление слов.
6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:
• орфографических +
5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых);
• 1 орфографическая + 4-7 пунктуационных +
4 грамматические ошибки; • 2 орфографические + 3-6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;
• 3 орфографические + 5 пунктуационных +
4 грамматические ошибки;
• 4 орфографические + 4 пунктуационные + 4 грамматические ошибки

"2"

1. Работа не соответствует заявленной теме.
2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.
4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.
5. Нарушено стилевое единство текста.
6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: - 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;
8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических.
Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.

Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.

При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1 балл.

Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.

При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл.

Если объем сочинения в полтора–два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4»на , а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4; 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной , если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:

- повторение одного и того же слова;

- однообразие словарных конструкций;

- неудачный порядок слов;

- различного рода стилевые смешения.

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитывается:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставится только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления.

Оценка тестов

При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала

Баллы

Степень выполнения задания

1

Менее чем на балл «2»

2

Выполнено не менее 20 % предложенных заданий

3

Выполнено не менее 30 % предложенных заданий

4

Выполнено не менее 40 % предложенных заданий

5

Выполнено не менее 50 % предложенных заданий

6

Выполнено не менее 60 % предложенных заданий

7

Выполнено не менее 70 % предложенных заданий

8

Выполнено не менее 80 % предложенных заданий

9

Выполнено не менее 90 % предложенных заданий

10

Выполнены все предложенные задания

Перечень учебно-методических средств обучения:

  1.  «Русский язык. 9 кл.»/М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов/под. ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа.
  2. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс/ Н.В. Егорова– М.: ВАКО.
  3. Русский язык. 9 класс. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др. / Сост. Л.М. Савина. Волгоград: ИТД «Корифей».
  4. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 9 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др. / Л.М. Кулаева. М.: Издательство «Экзамен».
  5. Тесты по русскому языку: 9-й кл.: к учебнику М.М. Разумовской и др. /И.В. Миловидова. –М.: Издательство «Экзамен».
  6. Ресурсы сети Интернет.

Лист коррекции рабочей программы

№ приказа директора школы, на основе которого внесены изменения в рабочую программу

Вид коррекции (совмещение, использование резерва)

Номера и темы уроков, которые подверглись коррекции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс

Рабочая программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просв...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс

Рабочая программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просв...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс

Рабочая программа  разработана на основе авторской государственной программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образовани...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 общеобразовательном классе

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 общеобразовательном классе (6 часов в неделю, 204 часа в год) по программе Т.А.Ладыженской и учебнику Т.А.Ладыженской...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе Т.А.Ладыженской 5 класс

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по программе Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова на 204 ч( 6 уроков в неделю) и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классе по программе Т.М.Баранова и Т.А.Ладыженской

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 8 классе по русскому языку на 136 часов( 4 урока в неделю)....