Разработка русский язык 5 класс "Имя прилагательное"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Семёнова Ольга Алексеевна

Технологическая карты урока в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon semenova_oa_beyskiy_rayon.zip467.95 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карты урока в соответствии с ФГОС

ФИО учителя: Семёнова Ольга Алексеевна                                                        

Место работы: Бейский район, д. Новокурск, МБОУ Новокурская СОШ

Предмет: русский язык

УМК: Т. А. Ладыженская, М. Т Баранов

Тема урока:  Имя прилагательное как часть речи.                                                                                                        

Класс: 5

Планируемые результаты:

Личностные: Формирование мотивации обучения, навыков самоанализа и самоконтроля

Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.  Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.  

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные: научиться отличать имя прилагательное от других частей речи, знать морфологические признаки имени прилагательного и его роль в тексте.

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Оборудование: учебник по русскому языку для 5 класса, толковые словари, мультимедийная установка; текст на карточках; лист самооценки, индивидуальный рефлексивный лист, алгоритм определения части речи

Технологическая карта   урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формы и методы работы

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности

2.Этап актуализации и пробного учебного действия. Постановка учебной цели.

Приветственное слово учителя, проверка готовности учащихся к уроку

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием: Начинается урок,
Он пойдёт вам впрок.
Постараемся всё понять

Будем грамотно писать.  

  Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. (Слайд 1)

А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.

Ребята, отгадайте, о чём идет речь: Нашу часть речи знает весь свет. Раскрасит она всякий предмет, ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какое? Какая? Какие?
Правильно, это имя прилагательное.

-А что вам известно об этой части речи?

Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? Сформулируйте тему урока, запишите её в тетрадь.

Молодцы! Вы сами определили тему урока. А теперь, исходя из темы урока, сформулируйте  цель нашего занятия?

(Слайд 2)

Приветствие учителя;

 сообщение ассистентов- консультантов о готовности класса к работе

Ответы учащихся.

Запись числа, классной работы, темы урока, формулирование цели урока

Фронтальная работа, словесный метод

Фронтальная работа, наблюдение

(Р)Умение организовать свое рабочее место

(П)Уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. (Л)Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока (Р)

 Высказывать предположения на основе наблюдения

(К) Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

3. Этап выявления места и причин затруднения

-Как образовалось слово «прилагательное»? Значение слова «прилагательное» в разных словарях

 (слайд 3)

Отметьте в листах самооценки, что вы знали об имени прилагательном, а что для вас является новым

Учащиеся высказывают свое мнение. Затем класс делится на три группы. Задание по группам: 1 группа работает с «Новым толково-словообразовательным словарем русского языка» автор Т. Ф. Ефремова. 2 группа -  с «Толковым словарем под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой». 3 группа – с «Современным толковым словарем»

Сообщение 1 группы: имя прилагательное ср. Часть речи, включающая слова, обозначающие качество, свойство или принадлежность предметов и изменяющиеся по родам, падежам и числам (в лингвистике).

Сообщение 2 группы: прилагательное -ого, ср. или имя прилагательное. В грамматике: части речи, обозначающая качество, свойство или принадлежность и выражающая это значение в формах падежа, числа и (в ед. ч.) рода. Полные, краткие прилагательные. Качественные, относительные прилагательные. Местоименные прилагательные.

Сообщение 3 группы: прилагательное- часть речи, обозначающая признак (качество, свойство) предмета, выражающая это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа.

Учащиеся работают в листах самооценки, отмечают что знакомо из изученного об имени прилагательном, а что узнали нового.

Групповая работа, поисковый метод, работа в группах

(П)Поиск и выделение необходимой информации; смысловое  чтение; работа с научными понятиями.

(Р)Применять метод информационного поиска

(К)Уметь формулировать и высказывать свою точку зрения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения и его реализации

1.Даёт инструкцию:

прочитать правило на стр. 85

работа в парах: ставит цель пересказать его напарнику и сформулировать свой вопросы по теме.

2. Игра “Когда это бывает?” Угадайте по признакам время года. Какие признаки помогли узнать время года?

Голубые, синие
Небо и ручьи
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи. (Весна)

Лес и поле в зелени
Синяя река
Белые, пушистые
В небе облака. (Лето)

Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные, 
Спелые плоды. (Осень)

Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных 
Ветки как рога. (Зима)

(слайд 4)

Читают текст, пересказывают, размышляют над вопросами.

Производят взаимопроверку в парах, делают вывод.

Работа в парах, поисковое чтение

(П)Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию

(Р)Уметь осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения

(К)Умение строить речевое  высказывание в устной форме;

извлечение необходимой информации из учебника

5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

1. Организует игру «Передай другому».

Применяет здоровье сберегающую технологию (подвижная минутка). Используя прилагательные,  охарактеризовать предметы: глаз…, книга…, роза…,….

В названии части речи – имя прилагательное – уже содержится подсказка: оно «прилагается» к каким-то словам. Эти слова – имена существительные, и прилагательные обозначают их признаки.
Вспомните героев книги известной финской писательницы Туве Янсон «В счастливой долине Муми-троллей» Шнырька и Юксаре, которые собрались играть в пуговицы.

(слайд5)

Признаки какого предмета обозначают в тексте имена прилагательные? С каких сторон охарактеризован с их помощью этот предмет? С какой частью речи согласуется прилагательное?

Игра, придумывают прилагательные, играя в мяч.

.

Читает подготовленный ученик текст Т. Янсон «В счастливой долине…» Шнырек, собиравший ракушки в прибрежной воде, пулей выскочил на берег и начал высыпать на скалу содержимое своих карманов.
– Одной пуговицы хватит!
– Пожалуйста! – обрадовался Шнырек. – Какую лучше? Костяную, плюшевую, деревянную, стеклянную, металлическую, перламутровую? Однотонную, пеструю в крапинку, полосатую или клетчатую? Круглую, овальную, вогнутую, выпуклую, восьмиугольную или…
– Можно обыкновенную брючную пуговицу, – сказал Юксаре.

 Остальные слушают

Отвечают на вопросы

Фронтальная работа, игра

(П)Извлечение необходимой информации из текста

Умение находить изучаемую часть речи, обозначать её графически,; развивать внимание, зрительную, слуховую память 

(Р)Уметь сравнивать с ожидаемым результатом

свои действия

(К)Уметь сотрудничать в коллективе

  1. 6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

1.Раздает текст стихотворения А. Прокофьева «Берёза». (Приложение 1) Проговаривает задание к нему. (Списать, подчеркнуть имена прилагательные, обозначить род, падеж, число имен прилагательных.

(Приложение 4)

2.Определить роль имен прилагательных в тексте.

Чтение стихотворения:

Определяю я предметы, они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь. Меня вам надо знать, беречь.

Напоминает, что такое эпитет, олицетворение

(слайд 6)

Работают в тетрадях, выполняют задания. Отвечают на вопрос: Какова роль имен прилагательных?

Вспоминают, что такое эпитет, олицетворение, роль в тексте-делают речь красочной, средство выразительности речи

Делают вывод: имена прилагательные согласуются с именами существительными, чаще всего в предложении являются определением

Индивидуальная самостоятельная работа, работа с текстом, наблюдение

(П)Уметь искать и выделять необходимую информацию в тексте, делать вывод

(Р)Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа

(К)Уметь слушать, формулировать свой ответ

  1. 7. Этап включения в систему знаний и повторения

Делает запись на доске: кластер

Напоминает, что это такое (пучок, созвездие), дает задание составить кластер

(Слайд7)

Составляют кластер в тетрадях, ответы учащихся, сравнивают

Индивидуальная работа, мозговой штурм

(П)Умение логически рассуждать, делать выводы

(Р)Уметь осозновать усвоенный материал, качество и уровень усвоения

(К)Умение слушать и понимать речь других.

  1. 8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

1.Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

-Подведем итоги урока. Какая у нас была цель? Мы ее достигли?

2. Самооценка

- Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись листом самооценки.

3.Обобщает сказанное.

4. Благодарит за работу. 

5.Чтение легенды

(Приложение 2)

6. Напутствие

Учите русский годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом

7.Оценивает ответы.

Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу

Индивидуальная работа,

 (П)Строить логические рассуждения, делать выводы

(Р)Оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

(К)Умение строить речевое  высказывание в устной форме;

  1. 9. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности:

1. Составить сказку или кроссворд на тему «Имя прилагательное»

2. Упр. 655

Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю

фронтальная работа

                                                 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное"

конспект урока в 6 классе школы 2 вида...

Урок по русскому языку "Разряды прилагательных"

Предлагается разработка урока с применением национально-регионального компонента по русскому языку для учащихся 6 класса по теме: "Разряды прилагательных". Основная цель урока:  дать понятие о ра...

Урок-закрепления по русскому языку "имя прилагательное" 6 класс с презентацией

Урок-закрепления проводится в конце изучения темы "Имя прилагательное" с презентацией....

конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное" 6 класс

Контрольно- обобщающий урок может быть использован при закреплении темы "Имя прилагательное". Контроль индивидуальный и коллективный, что заставляет каждого ученика активно включаться в мыслительную д...

План-конспект урока по русскому языку " Разряды прилагательных. Качественные прилагательные", 6 класс.

План-конспект урока по русскому языку " Разряды прилагательных. Качественные прилагательные", 6 класс....

Методическая разработка урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи"

Методическая разработка урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи" включает в себя материалы библиотеки цифрового образовательного контента, что начительно облегчает подготовку...