Главные вкладки

    Разработка русский язык 5 класс "Имя прилагательное"
    учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

    Семёнова Ольга Алексеевна

    Технологическая карты урока в соответствии с ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon semenova_oa_beyskiy_rayon.zip467.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карты урока в соответствии с ФГОС

    ФИО учителя: Семёнова Ольга Алексеевна                                                        

    Место работы: Бейский район, д. Новокурск, МБОУ Новокурская СОШ

    Предмет: русский язык

    УМК: Т. А. Ладыженская, М. Т Баранов

    Тема урока:  Имя прилагательное как часть речи.                                                                                                        

    Класс: 5

    Планируемые результаты:

    Личностные: Формирование мотивации обучения, навыков самоанализа и самоконтроля

    Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.  Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.  

    Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Предметные: научиться отличать имя прилагательное от других частей речи, знать морфологические признаки имени прилагательного и его роль в тексте.

    Тип урока: урок «открытия нового знания»

    Оборудование: учебник по русскому языку для 5 класса, толковые словари, мультимедийная установка; текст на карточках; лист самооценки, индивидуальный рефлексивный лист, алгоритм определения части речи

    Технологическая карта   урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность уч-ся

    Формы и методы работы

    Формируемые УУД

    1. Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности

    2.Этап актуализации и пробного учебного действия. Постановка учебной цели.

    Приветственное слово учителя, проверка готовности учащихся к уроку

    - Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием: Начинается урок,
    Он пойдёт вам впрок.
    Постараемся всё понять

    Будем грамотно писать.  

      Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. (Слайд 1)

    А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.

    Ребята, отгадайте, о чём идет речь: Нашу часть речи знает весь свет. Раскрасит она всякий предмет, ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какое? Какая? Какие?
    Правильно, это имя прилагательное.

    -А что вам известно об этой части речи?

    Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? Сформулируйте тему урока, запишите её в тетрадь.

    Молодцы! Вы сами определили тему урока. А теперь, исходя из темы урока, сформулируйте  цель нашего занятия?

    (Слайд 2)

    Приветствие учителя;

     сообщение ассистентов- консультантов о готовности класса к работе

    Ответы учащихся.

    Запись числа, классной работы, темы урока, формулирование цели урока

    Фронтальная работа, словесный метод

    Фронтальная работа, наблюдение

    (Р)Умение организовать свое рабочее место

    (П)Уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. (Л)Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока (Р)

     Высказывать предположения на основе наблюдения

    (К) Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

    3. Этап выявления места и причин затруднения

    -Как образовалось слово «прилагательное»? Значение слова «прилагательное» в разных словарях

     (слайд 3)

    Отметьте в листах самооценки, что вы знали об имени прилагательном, а что для вас является новым

    Учащиеся высказывают свое мнение. Затем класс делится на три группы. Задание по группам: 1 группа работает с «Новым толково-словообразовательным словарем русского языка» автор Т. Ф. Ефремова. 2 группа -  с «Толковым словарем под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой». 3 группа – с «Современным толковым словарем»

    Сообщение 1 группы: имя прилагательное ср. Часть речи, включающая слова, обозначающие качество, свойство или принадлежность предметов и изменяющиеся по родам, падежам и числам (в лингвистике).

    Сообщение 2 группы: прилагательное -ого, ср. или имя прилагательное. В грамматике: части речи, обозначающая качество, свойство или принадлежность и выражающая это значение в формах падежа, числа и (в ед. ч.) рода. Полные, краткие прилагательные. Качественные, относительные прилагательные. Местоименные прилагательные.

    Сообщение 3 группы: прилагательное- часть речи, обозначающая признак (качество, свойство) предмета, выражающая это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа.

    Учащиеся работают в листах самооценки, отмечают что знакомо из изученного об имени прилагательном, а что узнали нового.

    Групповая работа, поисковый метод, работа в группах

    (П)Поиск и выделение необходимой информации; смысловое  чтение; работа с научными понятиями.

    (Р)Применять метод информационного поиска

    (К)Уметь формулировать и высказывать свою точку зрения

    4. Этап построения проекта выхода из затруднения и его реализации

    1.Даёт инструкцию:

    прочитать правило на стр. 85

    работа в парах: ставит цель пересказать его напарнику и сформулировать свой вопросы по теме.

    2. Игра “Когда это бывает?” Угадайте по признакам время года. Какие признаки помогли узнать время года?

    Голубые, синие
    Небо и ручьи
    В синих лужах плещутся
    Стайкой воробьи. (Весна)

    Лес и поле в зелени
    Синяя река
    Белые, пушистые
    В небе облака. (Лето)

    Золотые, тихие
    Рощи и сады,
    Нивы урожайные, 
    Спелые плоды. (Осень)

    Лес и поле белые,
    Белые луга.
    У осин заснеженных 
    Ветки как рога. (Зима)

    (слайд 4)

    Читают текст, пересказывают, размышляют над вопросами.

    Производят взаимопроверку в парах, делают вывод.

    Работа в парах, поисковое чтение

    (П)Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию

    (Р)Уметь осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения

    (К)Умение строить речевое  высказывание в устной форме;

    извлечение необходимой информации из учебника

    5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

    1. Организует игру «Передай другому».

    Применяет здоровье сберегающую технологию (подвижная минутка). Используя прилагательные,  охарактеризовать предметы: глаз…, книга…, роза…,….

    В названии части речи – имя прилагательное – уже содержится подсказка: оно «прилагается» к каким-то словам. Эти слова – имена существительные, и прилагательные обозначают их признаки.
    Вспомните героев книги известной финской писательницы Туве Янсон «В счастливой долине Муми-троллей» Шнырька и Юксаре, которые собрались играть в пуговицы.

    (слайд5)

    Признаки какого предмета обозначают в тексте имена прилагательные? С каких сторон охарактеризован с их помощью этот предмет? С какой частью речи согласуется прилагательное?

    Игра, придумывают прилагательные, играя в мяч.

    .

    Читает подготовленный ученик текст Т. Янсон «В счастливой долине…» Шнырек, собиравший ракушки в прибрежной воде, пулей выскочил на берег и начал высыпать на скалу содержимое своих карманов.
    – Одной пуговицы хватит!
    – Пожалуйста! – обрадовался Шнырек. – Какую лучше? Костяную, плюшевую, деревянную, стеклянную, металлическую, перламутровую? Однотонную, пеструю в крапинку, полосатую или клетчатую? Круглую, овальную, вогнутую, выпуклую, восьмиугольную или…
    – Можно обыкновенную брючную пуговицу, – сказал Юксаре.

     Остальные слушают

    Отвечают на вопросы

    Фронтальная работа, игра

    (П)Извлечение необходимой информации из текста

    Умение находить изучаемую часть речи, обозначать её графически,; развивать внимание, зрительную, слуховую память 

    (Р)Уметь сравнивать с ожидаемым результатом

    свои действия

    (К)Уметь сотрудничать в коллективе

    1. 6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

    1.Раздает текст стихотворения А. Прокофьева «Берёза». (Приложение 1) Проговаривает задание к нему. (Списать, подчеркнуть имена прилагательные, обозначить род, падеж, число имен прилагательных.

    (Приложение 4)

    2.Определить роль имен прилагательных в тексте.

    Чтение стихотворения:

    Определяю я предметы, они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь. Меня вам надо знать, беречь.

    Напоминает, что такое эпитет, олицетворение

    (слайд 6)

    Работают в тетрадях, выполняют задания. Отвечают на вопрос: Какова роль имен прилагательных?

    Вспоминают, что такое эпитет, олицетворение, роль в тексте-делают речь красочной, средство выразительности речи

    Делают вывод: имена прилагательные согласуются с именами существительными, чаще всего в предложении являются определением

    Индивидуальная самостоятельная работа, работа с текстом, наблюдение

    (П)Уметь искать и выделять необходимую информацию в тексте, делать вывод

    (Р)Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа

    (К)Уметь слушать, формулировать свой ответ

    1. 7. Этап включения в систему знаний и повторения

    Делает запись на доске: кластер

    Напоминает, что это такое (пучок, созвездие), дает задание составить кластер

    (Слайд7)

    Составляют кластер в тетрадях, ответы учащихся, сравнивают

    Индивидуальная работа, мозговой штурм

    (П)Умение логически рассуждать, делать выводы

    (Р)Уметь осозновать усвоенный материал, качество и уровень усвоения

    (К)Умение слушать и понимать речь других.

    1. 8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

    1.Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

    -Подведем итоги урока. Какая у нас была цель? Мы ее достигли?

    2. Самооценка

    - Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись листом самооценки.

    3.Обобщает сказанное.

    4. Благодарит за работу. 

    5.Чтение легенды

    (Приложение 2)

    6. Напутствие

    Учите русский годы кряду,

    С душой, с усердием, с умом!

    Вас ждет великая награда,

    И та награда – в нем самом

    7.Оценивает ответы.

    Составляют внутреннюю речь.

    Используют клише для рефлексии.

    Оценивают свою работу

    Индивидуальная работа,

     (П)Строить логические рассуждения, делать выводы

    (Р)Оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

    (К)Умение строить речевое  высказывание в устной форме;

    1. 9. Домашнее задание

    Объясняет домашнее задание разного уровня сложности:

    1. Составить сказку или кроссворд на тему «Имя прилагательное»

    2. Упр. 655

    Записывают задание в дневник.

    Подают дневники для оценки учителю

    фронтальная работа

                                                     

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Имя прилагательное" урок русского языка 5 класс

    Урок русского языка по теме: "Имя прилагательное" для 5 класса с учетом требований  ФГОС...

    урок русского языка 5 класс полные и краткие прилагательные

    Конспект  урока  русского  языка  в 5 классе "Полные  и краткие  прилагательные". Урок - изучение  нового материала, учащиеся самостоятельно выявляют такую группу...

    Конспект урока по русскому языку. 5 класс (ФГОС). Тема: Имя прилагательное. Грамматические признаки прилагательного

    Цели данного урока:Обучающие: научить распознавать имя прилагательное как часть речи, научить правильному согласованию с существительным в роде, числе и падеже, пополнить практический опыт учащих...

    Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

    Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

    Методическая разработка раздела образовательной программы. Русский язык. 5 класс, "Имя существительное" к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова и др.: «Русский язык», 5 класс, Москва, «Просвещение», 2011г.

    Структура работы.Пояснительная записка……………………………………………………………………..3Раздел 1. Цели и задачи методической разработки  раздела образовательной программы по русскому языку «Имя существительное» в 5 к...

    Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".

    Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....