Подготовка к сжатому изложению "Надо ли знать природу"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Совершенствовать навыки нвписания сжатого изложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
szhatoe_izlozhenie_nado_li_znat_prirodu.rar | 189.81 КБ |
szhatoe_izlozhenie.pptx | 190.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к написанию сжатого изложения. Надо ли знать природу? ( 5-6 класс).
Цель- совершенствование навыков, необходимых для написания сжатого изложения:
-формулировать основную мысль текста
-определять главную информацию в тексте, обобщать её;
- исключать второстепенную информацию;
-писать сжатое изложение
Ход урока.
I.Организационный момент.
- Давайте настроимся на работу. Приложите руку к сердцу те, кто готов работать.
-Спасибо.
II.Актуализация знаний.( Слайд № 2, 3)
1.Определим слово по его значению : Очень краткий , небольшой по времени, по объёму. (Сжатый).
Исходя из этого, определим тему урока. (Работаем над сжатым изложением).
Какие цели мы перед собой поставим ? (Совершенствовать навыки необходимые для написания сжатого изложения: определять главную информацию в тексте, обобщать её и исключать второстепенную информацию).
2.Обратимся к памятке, вспомним наши действия при работе над сжатым изложением. (Слайд №4).
3. Какие способы сжатия текста мы с вами знаем?( Исключение, обобщение) «Способы сжатия текста».(Слайд № 5)
IIIЗнакомство с текстом. ( Слайд №6).
( Каждый ученик получает листок с текстом).
Надо ли знать природу?
1.Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. 3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4.Называется она « Сова». 5.Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9.Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку.19. Вот почему надо знать природу! ( По Ю. Дмитриеву).
IV Аналитическая беседа по содержанию текста. ( Слайд №7)
1) Определите тему текста? (Каждый человек должен знать законы природы).
2) Какова основная мысль текста?(Человек , не разбирающийся в природе, может наделать много бед, потому что всё в природе связано друг с другом).
3) Каков тип речи текста? ( Рассуждение).
4) Из каких частей состоит текст- рассуждение?( Тезис, аргумент(-ы),примеры, вывод.
5) Укажем в нашем тексте тезис, аргумент, пример, вывод.(Тезис- 1 предложение, аргумент- 2 предложение, пример 3-14, вывод-15- 19).
6) Уточним, к какому типу речи относится сказка? ( Повествование).
7). Назовите предложения, соединяющие аргумент с примером.(3, 4). Как содержание этих предложений можно передать другими словами? ( Обратимся к сказке В. Бианки « Сова»; Это подтверждает сказка В. Бианки « Сова»; Об этом говорится в сказке В. Бианки « Сова»)
8).Сколько микротем выделим в тексте?( четыре).
9).Составим план текста.Каковы будут ваши предложения?
1. Люди должны знать природу.
2. Можно наделать много бед.
3. Сказка « Сова».
4.Почему надо знать природу. ( Слайд № 8).
V.Сжатие микротем.
Обсудите в паре и подчеркните в тексте то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Сожмите каждую микротему.
Надо ли знать природу?
Первая микротема.(Слайд №9-10 ).
- Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили.
Вторая микротема( Слайд №11-12).
2.Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
Третья микротема.(Слайд13-14)
3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».
5.Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
Четвёртая микротема.( Слайд №15-16.)
15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот ,оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19. Вот почему надо знать природу!
VI. Возможный вариант сжатого изложения.( Слайд №17)
Любой человек должен знать законы природы.
Если не понимать, как в природе одно зависит от другого, можно наделать много бед. Это подтверждает и сказка В. Бианки « Сова».
Обидел старик сову, и она перестала ловить у него на лугу мышей. Но старик не обратил на это внимание. Мыши начали гнёзда шмелей разорять, и некому стало клевер опылять. Дед пошёл просить прощения у совы только тогда, когда нечем стало кормить корову и пропало у неё молоко.
Смысл этой сказки в том, что всё в природе крепко связано между собой. И сова имеет отношение к молоку.
Вот почему надо знать природу!
VII.Работа над окончательным вариантом изложения.( Слайд № 18).
Литература.( Слайд №19)
1.В. И. Капинос. Изложения : тексты с лингвистическим анализом.-М: Линка – Пресс, 1994.
2.Н. А Шапиро, А. В. Волкова, Е.В. Кузнецов, Е. Ю Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: метод и практика-М: Педагогический университет « Первое сентября», 2011.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подумаем. Определим слово по его значению : Очень краткий , небольшой по времени, по объёму. Сжатый Определим тему урока. Пишем сжатое изложение. Какие цели мы перед собой поставим ? Вырабатывать навыки необходимые для написания сжатого изложения: определять главную информацию в тексте, обобщать её и исключать второстепенную информацию.
Цель урока совершенствование навыков, необходимых для написания сжатого изложения: формулировать основную мысль текста; -определять главную информацию в тексте, обобщать её; - исключать второстепенную информацию; -писать сжатое изложение
Памятка « Как работать над сжатым изложением» 1.Прочитать текст, определить его тему и главную мысль . 2. Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его задача. 3. Выделить в тексте все части. 4.Составить план сжатого изложения. 5.В каждой части отметить главное. 6. Отметить то, что можно объединить. 7. Подобрать обобщающие слова и предложения. 8. Изложить сжато каждую часть. 9.Подумать, как связать части между собой. 10. Перечитать написанное.
Способы сжатия(компрессии) текста. Обобщение конкретных единичных явлений; Исключение подробностей, деталей; В коробке лежали синие, желтые, зеленые шары. Пример исключения: В коробке лежали шары. Пример обобщения: В коробке лежали разноцветные шары.
Прочитайте текст про себя и приготовьтесь к выразительному чтению вслух. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она « Сова». Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. Вот почему надо знать природу!
Аналитическая беседа по тексту. 1) Определите тему текста? Каждый человек должен знать законы природы 2) Какова основная мысль текста? Человек , не разбирающийся в природе, может наделать много бед, потому что всё в природе связано друг с другом. 3) Каков тип речи текста? Рассуждение. 4) Из каких частей состоит текст- рассуждение ? Тезис, аргумент(ы), пример, вывод. 5) Укажем в нашем тексте тезис, аргумент, пример,вывод .(Тезис- 1 предложение, аргумент-2, пример 3-14, вывод-15- 19). 6) Уточним, к какому типу речи относится сказка? Повествование. 5 ). Назовите предложения, соединяющие аргумент с примером.(3, 4). Как содержание этих предложений можно передать другими словами? ( Обратимся к сказке В. Бианки « Сова»; Это подтверждает сказка В. Бианки « Сова»; Об этом говорится в сказке В. Бианки « Сова»).
Деление текста на микротемы и составление плана. Микротема -наименьшая составная часть темы целого текста . 1. Люди должны знать природу. 2. Можно наделать много бед. 3. Сказка « Сова». 4.Почему надо знать природу. Запомните: В плане столько пунктов, сколько микротем .
Сжатие текста Без каких слов в первой микротеме обойтись нельзя? Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили.
Сжатие текста. Знать природу , знать её законы должны все люди , чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Сожмите первую микротему .
Сжатие текста Без каких слов нельзя обойтись во второй микротеме . 2.Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
Сжатие текста. 2. Человек, не разбирающийся в природе , не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого , может наделать много бед . Сожмите вторую микротему .
Сжатие текста . Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она « Сова». Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения . Без каких предложений в третьей микротеме обойтись нельзя?
Сжатие текста Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки . Называется она « Сова». Обидел старик сову . Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей . Но старик не обратил на это внимания - не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять . Но и тут не понял ничего старик . Улетели шмели, и некому стало клевер опылять . Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову . И не стало у коровы молока . Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения. Сожмите микротему .
Сжатие текста. .Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. Вот почему надо знать природу! Без каких предложений обойтись нельзя?
Сжатие текста. 15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16 . Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой . 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку ? 18. А вот, оказывается , имеет - через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку.19. Вот почему надо знать природу! Сожмите четвёртую микротему .
Возможный вариант текста. Любой человек должен знать законы природы. Если не понимать, как в природе одно зависит от другого, можно наделать много бед. Это подтверждает и сказка В. Бианки « Сова ». Обидел старик сову, и она перестала ловить у него на лугу мышей. Но старик не обратил на это внимание. Мыши начали гнёзда шмелей разорять, и некому стало клевер опылять. Дед пошёл просить прощения у совы только тогда, когда нечем стало кормить корову и пропало у неё молоко. Смысл этой сказки в том, что всё в природе крепко связано между собой. И сова имеет отношение к молоку. Вот почему надо знать природу!
Напишите сжатое изложение.
Литература. 1В. И. Капинос. Изложения : тексты с лингвистическим анализом.-М: Линка – Пресс, 1994. 2Н. А Ш апиро, А. В. Волкова, Е.В. Кузнецов, Е. Ю Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: метод и практика-М: Педагогический университет « Первое сентября», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к сжатому изложению в 9 классе
Познавательный урок-презетация, на котором учащиеся продолжают подготовку к написанию сжатого изложения. В презентации представлены способы сжатия текста, даётся памятка, тексты дпя сжатия...
Подготовка к сжатому изложению
Урок "Подготовка к сжатому изложению" предназначен для учащихся 9-ых классов...
учебное пособие для учащихся 9-ых классов Методика подготовки к сжатому изложению
. Сегодня работа над компрессией (сжатием) текста особо актуальна для девятиклассников в связи с новой формой экзаменационной работы – государственной итоговой аттестацией (ГИА)....
Подготовка к сжатому изложению по тексту Е.А. Пермяка "Перо и Чернильница"
Урок русского языка, проведенного учителем МОУ «Тобурдановская СОШ имени А.И. Миттова» Авдеевой Людмилы Михайловны Класс: 9 Тема урока: «Подготовка к сжатому изложен...
Сжатое изложение "Надо ли знать природу?"
Сжатое изложение "Надо ли знать природу?"...
Сжатое изложение "Надо ли знать природу?"
Сжатое изложение "Надо ли знать природу?"...
Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .
Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...