Сжатое изложение "Надо ли знать природу?"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Жидкова Лариса Ивановна

 Сжатое изложение "Надо ли знать природу?" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon szhatoe_izlozhenie.zip167.63 КБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение сжатому изложению. Надо ли знать природу?

Слайд 2

Подумаем. Определим слово по его значению : Очень краткий , небольшой по времени, по объёму. Сжатый Определим тему урока. Пишем сжатое изложение. Какие цели мы перед собой поставим ? Вырабатывать навыки необходимые для написания сжатого изложения: определять главную информацию в тексте, обобщать её и исключать второстепенную информацию.

Слайд 3

Цель урока совершенствование навыков, необходимых для написания сжатого изложения: формулировать основную мысль текста; -определять главную информацию в тексте, обобщать её; - исключать второстепенную информацию; -писать сжатое изложение

Слайд 4

Памятка « Как работать над сжатым изложением» 1.Прочитать текст, определить его тему и главную мысль . 2. Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его задача. 3. Выделить в тексте все части. 4.Составить план сжатого изложения. 5.В каждой части отметить главное. 6. Отметить то, что можно объединить. 7. Подобрать обобщающие слова и предложения. 8. Изложить сжато каждую часть. 9.Подумать, как связать части между собой. 10. Перечитать написанное.

Слайд 5

Способы сжатия(компрессии) текста. Обобщение конкретных единичных явлений; Исключение подробностей, деталей; В коробке лежали синие, желтые, зеленые шары. Пример исключения: В коробке лежали шары. Пример обобщения: В коробке лежали разноцветные шары.

Слайд 6

Прочитайте текст про себя и приготовьтесь к выразительному чтению вслух. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она « Сова». Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. Вот почему надо знать природу!

Слайд 7

Аналитическая беседа по тексту. 1) Определите тему текста? Каждый человек должен знать законы природы 2) Какова основная мысль текста? Человек , не разбирающийся в природе, может наделать много бед, потому что всё в природе связано друг с другом. 3) Каков тип речи текста? Рассуждение. 4) Из каких частей состоит текст- рассуждение ? Тезис, аргумент(ы), пример, вывод. 5) Укажем в нашем тексте тезис, аргумент, пример,вывод .(Тезис- 1 предложение, аргумент-2, пример 3-14, вывод-15- 19). 6) Уточним, к какому типу речи относится сказка? Повествование. 5 ). Назовите предложения, соединяющие аргумент с примером.(3, 4). Как содержание этих предложений можно передать другими словами? ( Обратимся к сказке В. Бианки « Сова»; Это подтверждает сказка В. Бианки « Сова»; Об этом говорится в сказке В. Бианки « Сова»).

Слайд 8

Деление текста на микротемы и составление плана. Микротема -наименьшая составная часть темы целого текста . 1. Люди должны знать природу. 2. Можно наделать много бед. 3. Сказка « Сова». 4.Почему надо знать природу. Запомните: В плане столько пунктов, сколько микротем .

Слайд 9

Сжатие текста Без каких слов в первой микротеме обойтись нельзя? Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили.

Слайд 10

Сжатие текста. Знать природу , знать её законы должны все люди , чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Сожмите первую микротему .

Слайд 11

Сжатие текста Без каких слов нельзя обойтись во второй микротеме . 2.Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

Слайд 12

Сжатие текста. 2. Человек, не разбирающийся в природе , не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого , может наделать много бед . Сожмите вторую микротему .

Слайд 13

Сжатие текста . Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она « Сова». Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения . Без каких предложений в третьей микротеме обойтись нельзя?

Слайд 14

Сжатие текста Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки . Называется она « Сова». Обидел старик сову . Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей . Но старик не обратил на это внимания - не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять . Но и тут не понял ничего старик . Улетели шмели, и некому стало клевер опылять . Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову . И не стало у коровы молока . Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения. Сожмите микротему .

Слайд 15

Сжатие текста. .Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. Вот почему надо знать природу! Без каких предложений обойтись нельзя?

Слайд 16

Сжатие текста. 15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16 . Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой . 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку ? 18. А вот, оказывается , имеет - через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку.19. Вот почему надо знать природу! Сожмите четвёртую микротему .

Слайд 17

Возможный вариант текста. Любой человек должен знать законы природы. Если не понимать, как в природе одно зависит от другого, можно наделать много бед. Это подтверждает и сказка В. Бианки « Сова ». Обидел старик сову, и она перестала ловить у него на лугу мышей. Но старик не обратил на это внимание. Мыши начали гнёзда шмелей разорять, и некому стало клевер опылять. Дед пошёл просить прощения у совы только тогда, когда нечем стало кормить корову и пропало у неё молоко. Смысл этой сказки в том, что всё в природе крепко связано между собой. И сова имеет отношение к молоку. Вот почему надо знать природу!

Слайд 18

Напишите сжатое изложение.

Слайд 19

Литература. 1В. И. Капинос. Изложения : тексты с лингвистическим анализом.-М: Линка – Пресс, 1994. 2Н. А Ш апиро, А. В. Волкова, Е.В. Кузнецов, Е. Ю Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: метод и практика-М: Педагогический университет « Первое сентября», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

Подготовка к сжатому изложению "Надо ли знать природу"

Совершенствовать навыки нвписания сжатого изложения....

ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....

Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения

В материале представлены основные способы сжатия текста с примерами. Также представлены небольшие тексты для самостоятельной работы учащихся. Материал актуален для обчения детейнаписанию сжатого излож...

Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ОГЭ-2016)

Материал содержит информацию по приёмам сжатия текста в рамках формата ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-х классов....

Сжатое изложение "Надо ли знать природу?"

Сжатое изложение "Надо ли знать природу?"...