Подготовка к ЕГЭ Синтаксис, пунктуация, культура речи.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Панкратова Татьяна Викторовна

Материал по подготовке к ЕГЭ,  по разделам: "Синтаксис, пунктуация, культура речи."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_ege.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к ЕГЭ

Синтаксис, пунктуация, культура речи.

                                  Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.

Согласование

Управление

Примыкание

 

 

 

      Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.

 В каком словосочетании вид связи — согласование?
      а) наши шефы
      б) быстро доехать
      в) прогулка верхом
      г) выглянуло из-за туч

 В каком словосочетании вид связи — управление?
      а) немного странно
      б) забыл рассказать
      в) таять во мгле
      г) рубашка навыпуск

 В каком словосочетании вид связи — примыкание?
      а) бутылка из-под молока
      б) говорить по-французски
      в) тринадцатая глава
      г) глядеть по сторонам

КУЛЬТУРА РЕЧИ

  синтаксические нормы.

Нормы управления.      Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежной формы существительного, местоимения, а также правильный выбор предлога в словосочетаниях. Наиболее типичны следующие ошибки:
      1. Предложное сочетание используется вместо беспредложной конструкции. Например:
разъяснение о смысле указа вместо разъяснение смысла указа.
      2. Беспредложная конструкция употребляется вместо предложного сочетания. Например:
потребность знаний вместо потребность в знаниях.
      3. В предложной конструкции используется неверный предлог. Например:
указал о том вместо указал на то.
    
  ЗАПОМНИТЕ:
      характеристика кого, на кого:
характеристика ученика, характеристика на ученика
      заведовать (заведующий) чем:
заведовать (заведующий) лабораторией
      командовать (командующий) чем:
командовать (командующий) армией
      управлять (управляющий) чем:
управлять (управляющий) банком, трестом
      апеллировать к кому/чему:
апеллировать к общественному мнению
      говорить о ком/чем:
говорить о сыне, о победе
      гордиться кем/чем:
гордиться внуком
      задуматься над чем, о чем:
задуматься над проблемой, задуматься о жизни
      неприемлемый для кого/чего:
неприемлемый для товарища, для переговоров
      непримиримый к кому/чему:
непримиримый к противникам, ко лжи
      указать что, на кого/что:
указать методическую литературу, указать на водителя, указать на недостатки, промахи
      4. Неправильно используются предлоги
ввиду, вследствие, благодаря, в силу для выражения причинно-следственных отношений; предлог по — для выражения временных значений; предлоги в, из — для обозначения пространственных отношений.
      
ЗАПОМНИТЕ: предлоги ввиду, вследствие, благодаря, в силу еще не потеряли своего первоначального лексического значения, связанного со значением их корней. Например, неудачным следует считать оборот благодаря пожару, поскольку предлог благодаря употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих положительный, желаемый результат.

10_1

(благодаря стараниям, согласно приказу, вопреки указаниям)

10_2

(ввиду болезни, вследствие засухи, в случае непогоды)

В связи    с чем? (творительный падеж)      (в связи с выборами)

      В книжной речи предлог по используется в значении «после» и сочетается с существительными в предложном падеже. Например: по приезде из столицы, по окончании спектакля.
      При обозначении пространственных отношений для указания обратного направления предлогу
в соответствует предлог из, а предлогу на — предлог с.

      В DИЗ
      НА
DС

      Например: поехал в Москву — приехал из Москвы; отправился на Кавказ — вернулся с Кавказа.
      5. Неправильно используются конструкции со словами, близкими по значению, или однокоренными словами, требующими различного управления (разных падежей). Например:
беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь.

      
ЗАПОМНИТЕ:

беспокоиться о ком

тревожиться за кого

идентичный чему

сходный с чем

надеть что на что

одеть кого во что

обращать внимание на что

уделять внимание чему

отзыв о чем       

рецензия на что

превосходство над чем

преимущество перед чем

предостеречь от чего

предупредить о чем

препятствовать чему

тормозить что

уверенность в чем

вера во что

уплатить за что

оплатить что

                               Составьте словосочетания, употребив заключенные в скобках слова в нужном падеже.

      Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение).

Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей зависимого слова. Укажите смысловые и стилистические различия между словами-синонимами.

      Ручаться — гарантировать, начать — приступить, одевать — надевать, спрос — потребность, беспокоиться — тревожиться, примириться — смириться, преимущество — превосходство, вера — уверенность, расфасовать — упаковать, тормозить — препятствовать, обосновать — основать, опираться — базироваться, поражаться — удивляться, предупреждать — предостерегать, ценить — дорожить.

Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.

Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее распространенных элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.

Тестовые задания

1. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
      а) поражаться — кому? чему?
      б) восхищаться — кем? чем?
      в) возмущаться — кем? чем?
      г) удивляться — на кого? что?

2. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
      а) рад — кому? чему?
      б) обеспокоен — кем? чем?
      в) доволен — за кого? что?
      г) спокоен — за кого? что?

3. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
      а) отзыв — на что?
      б) вера — во что?
      в) рецензия — на что?
      г) уверенность — в чем?

4. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
      а) Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
      б) Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
      в) Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
      г) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.

5. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
      а) Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
      б) Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
      в) Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
      г) Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.

6. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
      а) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
      б) О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
      в) Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
      г) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.

7. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
      а) Девочка очень бережно относилась с книгами.
      б) Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
      в) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
      г) При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.

8. В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа?
      а) препятствовать (развитие)
      б) примириться (недостатки)
      в) отчитаться (работа)
      г) приветствовать (победители)

9. В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа?
      а) поздравить (награда)
      б) уклониться (ответ)
      в) разочароваться (профессия)
      г) убедиться (правота)

10. Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки?
      а) родительного падежа
      б) винительного падежа
      в) дательного падежа


КУЛЬТУРА РЕЧИ

Порядок слов в предложении.

      Для правильного построения предложения существенное значение имеет порядок слов, последовательность в расстановке членов предложения. В русском языке порядок слов свободный. Это означает, что за тем или иным членом предложения не существует строго закрепленного места. Однако произвольная расстановка слов в предложении может привести к нарушению логических связей между словами и впоследствии к изменению смыслового содержания всего высказывания. Например: На встрече представителей двух государств принятые обязательства были успешно выполнены. (Смысл данного предложения может быть понят так, что обязательства были выполнены на самой встрече. Для устранения неточности необходимо исправить предложение следующим образом: Обязательства, принятые на встрече представителей двух государств, были успешно выполнены.) Особенно важен точный порядок слов для письменной речи, в которой смысловое содержание высказывания не может быть уточнено с помощью логического ударения, невербальных средств общения (жестов, мимики) и самой ситуации.

                              Исправьте текст. Объясните ошибки в предложениях.

      1. Все зависящие меры от нас для предотвращения катастрофы были приняты. 2. Среди жителей уже в Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. 3. Под мощной кроной вымахавшего дуба к небу любил сидеть Иван Сергеевич. 4. Над площадью пролетает рассыпающий листовки вертолет с портретами космонавтов. 5. Столяр сделал подставку из дуба с четырьмя ножками. 6. Есть немало произведений, повествующих о детстве автора в мировой литературе.

Тестовые задания

                                                  В каком предложении нарушен порядок слов?
      а) Облака надвигались на друг друга.
      б) Он очень выразительно читает стихи.
      в) Наставник не всегда беседует с учеником, хотя это очень важно в процессе обучения.
      г) В последнее время появилось много новых аббревиатур.

            В каком предложении грамматическая ошибка, вызванная нарушением порядка слов, привела к искажению смысла?
      а) По дороге в школу я часто встречаю людей, спешащих на работу.
      б) На стендах расклеены афиши и плакаты о выступлениях И. Эренбурга на немецком, французском, польском и других языках.
      в) Многие сотрудники этого рекламного агентства приехали из России.

                                                 Подлежащее и способы его выражения

      Подлежащее — это главный член двусоставного предложения, обозначающий предмет речи. Общим вопросом к подлежащему является вопрос, который позволяет выявить предмет речи: о чем говорится в предложении? Также возможны вопросы: кто? что? Один из ярких признаков подлежащего — способ его выражения, т. е. морфологические разряды слов, которые могут выполнять функцию подлежащего.

Способы выражения подлежащего

1. Части речи, обозначающие предмет или лицо, в им. п. (сущ., мест., субстантивированные1 прил. и прич., числ.)

Снова пришел тихий розовый вечер. Никто не рыдает и не смеется. У меня на Чукотке есть близкие. Окружавшие молчали. Семеро одного не ждут. 

2. Инфинитив

Влюбиться не значит любить. 
Идти было весело и очень интересно.   

3. Синтаксически неделимое словосочетание (с разными значениями: количественным, совместности, избирательности, приблизительности и др.)

Тысячи колоколов торжественно зазвонили. Маша с летчиком медленно пошли по росе. Никто из них не хотел начинать разговор первым. До берега было около двухсот шагов. 

4. Фразеологическое
сочетание

Млечный Путь серебристой тканью разостлался по небу. 

5. Любая часть речи в значении существительного

Вот раздалось «ау» вдалеке. 

6. Целое предложение

Ее «Мне без тебя так грустно» еще долго звучало в моей душе после расставанья. 

Примечание. При обозначении приблизительного количества с использованием слов больше, меньше, свыше, около и т. п. подлежащее выражается словосочетанием, не имеющим в своем составе именительного падежа. Сравните: Двадцать лет прошло с тех пор. — Больше двадцати лет прошло с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый тест по теме «Синтаксис, пунктуация, культура речи»

Тест  предназначен  для  проверки  знаний  учащихся  5-го  класса  по  всем  темам  изученного  раздела....

Обобщение и систематизация знаний по теме “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи” в 5 классе. Урок-путешествие в сказку.

Урок необычный – урок-путешествие в сказку “Добрыня Никитич и Змей Горыныч”.Путешествуя по сказке и помогая Елисею в поисках Любавы, мыповторили теоретические сведения о главных и второстепенных...

урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса."

Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.Основные единицы синтаксиса”(учитель Жуков Алексей Иванович)8 «Б» классТип урока: комбинированный.Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между си...

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (Планирование изучение темы в 5 классе)

Выполнено с учетом требований ФГОС, включает в себя образовательные результаты: предметные, метапредметные и личностные, а также характеристику видов деятельности с указанием обязательных проектных пр...

Дидактические материалы по русскому языку 8 класс. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Тема: «Словосочетание как единица синтаксиса».

Данные дидактические материалы соответствуют федеральному  государственному образовательному стандарту. Использование материалов позволит педагогу:-целенаправленно и систематически работать ...