урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса."
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

 

Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Основные единицы синтаксиса”

(учитель Жуков Алексей Иванович)

8 «Б» класс

Тип урока: комбинированный.

Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между синтаксисом и пунктуацией? Какая связь называется сочинительной, а какая – подчинительной? Синтаксические средства связи слов. Дать определение. Отличать сочинительную связь от подчинительной. Выделять синтаксические средства связи слов. Уметь связывать слова с помощью разных видов связи.

Уровень В, С. Какая связь между морфологией и синтаксисом? Определять синтаксические значения и средства выражения этого значения. Понимать и объяснять, что значит “Синтаксические средства – знаки. Знаки в языке”.

Цели:

Познавательные:

1) выяснить, что такое синтаксис и какова его функция;

2) единицы синтаксиса;

3) средства связи единиц синтаксиса.

Воспитательные:

1) поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;

2) воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним доброжелательными.

Развивающие:

1) развивать критическое мышление через чтение информационного текста;

2) развивать логическое мышление;

3) развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка;

4) развивать умение работать в команде.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Эмоциональный настрой на работу.

2. Стадия вызова

Вспомните: по каким ступенькам языкознания (или лингвистики) мы уже с вами прошли в этом учебном году? Начните с самой первой (фонетика, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология). Обратимся к тексту на стр. 21 учебника:

Синий май. Заревая теплынь. Не прозвякнет кольцо у калитки. Липким запахом веет полынь. Спит черёмуха в белой накидке. (С.Есенин) (Слайд №1)

В чем нам помогает фонетика? Морфемика и словообразование? Лексикология и фразеология? А теперь представьте себе, что в этом отрывке пропали все знаки препинания, а слова стояли бы в своей начальной форме и писались бы с маленькой буквы. Преобразуйте текст. Что получилось?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8-м классе: "Безличные предложения"

Жуков Алексей Иванович, учитель русского языка и литературы

Цели: использовать воспитательный потенциал текста В.П.Астафьева при формировании понятия о безличных предложениях.

Задачи учения:

  1. находить безличные предложения по значению и структурным особенностям;
  2. употреблять безличные предложения;
  3. использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными.

Задачи обучения:

  • формировать понятие о безличных предложениях;
  • выявить способы выражения сказуемых в безличных предложениях;
  • определить роль безличных предложений в тексте.

Ход урока

1. Организационный этап.

2. Этап  актуализации ранее изученного материала.

(перед каждым учеником на парте лежат оценочные листы, которые заполняются в начале и в конце урока, и художественный текст В.П.Астафьева)

Какое сырое утро!

      За окном мутно. Каплет с крыши. Каплет с черёмух. Окна залеплены серым снегом. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает…
Как болят кости! Ах, как болят кости! Но надо вставать. Надо вставать и работать.
Наступило утро. В деревне уже выходят на работу. И мне надо работать.
Но как болят кости! И старые раны болят. Полежу ещё маленько, чуть - чуть…
Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать!
Всё то же сырое утро, нет, уже день, мутный, промозглый, родившийся из морока и стыни. Всё так же каплет с черёмух. Мимо окон проехал дядя Фёдор на мокрой лошади к ферме – он везёт вонючий силос.
Я вожу ручкой по бумаге. И дяде Феде, и лошади, и мне не хочется работать.

Учитель:  Сегодня изучать новую тему мы будем на художественном тексте В.П.Астафьева.     (чтение текста  учителем или заранее подготовленным учеником. Анализ текста

  • В каком стиле написан текст?
  • О чём этот текст?
  • Почему он так называется? Какова основная мысль текста?
  • Какая часть речи наиболее часто употребляется? (глаголы)
  • Почему такое обилие глаголов? (главное – передать действие)
  • А по составу, какие предложения в тексте? Назовите.

    Учитель:  Просмотрите первые четыре абзаца данного текста.

  • Какие предложения  по своей структуре использует автор для передачи основной мысли текста?
  • На какие две большие группы можно разделить их? Укажите эти предложения и распределите их в таблице.

Двусоставные

Односоставные

Определённо-личные

Неопределённо-личные

?

Окна залеплены серым снегом.

Полежу ещё маленько, чуть-чуть.

В деревне уже выходят  на работу.

За окном мутно.

Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает.

 

 

Каплет с крыши.

Как болят кости!

 

 

Надо вставать.

Наступило утро.

 

 

И мне надо работать.

3 этап. Изучение нового материала (постановка задач и целей урока)

  • Чем схожи односоставные определённо-личные и неопределённо-личные предложения?
  • Что характерно для предложений, составляющих другую группу? Какие это предложения?
  • Каково их общее грамматическое  значение?    (все они простые, распространённые,  односоставные)    

 Учащиеся: (учитель должен подвести их к определённому ответу) Это  тоже односоставные предложения и сообщают они о таком действии или состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим.

  • Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос в форме именительного падежа, кто производит действие или кто испытывает состояние, названное в предложении?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Итак, о каких предложениях мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока?
(Запись темы урока в тетради –
БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

  • На что указывает приставка БЕЗ - ? (на отсутствие чего-либо)

       Учитель: Возьмите оценочные листы и укажите, что вы знаете или не знаете на начало урока. Это нам необходимо для того, чтобы определиться с задачами и решить их.

Учитель: Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи нашего урока. Что вы должны знать?

ЗАДАЧИ (закрыты на доске, постепенно открываются)
- значение безличных предложений
- особенности сказуемого в безличных предложениях
- роль в речи безличных предложений

Что обозначают безличные предложения?

Учитель:  Безличные предложения – самая пёстрая и наиболее употребительная группа односоставных предложений. Безличные предложения позволяют в полной мере увидеть богатство нашего языка. Я надеюсь, что, читая миниатюру В.П.Астафьева, «Какое сырое утро!» вы почувствуете, какими богатыми возможностями выражения мыслей обладают безличные предложения.

Чем выражены сказуемые в этих предложениях?  (При работе с текстом вам поможет учебник-теория Бабайцевой параграф 183, стр.189 – 190)
Поделитесь своими наблюдениями.

На доске должно появиться

 Способы выражения сказуемого в безличных предложениях

1. Личным глаголом в значении безличного.  Каплет с черёмух.
2. Словом состояния на – о (окружающей среды или человека). За окном мутно.
3. Возвратным глаголом в безличном значении.   Мне не хочется работать.
4. Инфинитивом (модальное слово в сочетании с инфинитивом – надо, нужно, можно, возможно, нельзя).  Надо вставать. Встать.

Чем ещё может быть выражено сказуемое в безличных предложениях? Обратитесь вновь к тексту.

5. Безличным глаголом.
6. Неизменяемой глагольной формой  нет
7. Краткой формой причастия (страдательное, ср. рода с суф. – н -, - ен, - т -) (опережающее задание в учебнике, если останется время.)

  Задание: Составьте предложения, чтобы сказуемое в них было бы выражено отрицательным
словом, кратким причастием, безличным глаголом

4. Этап первичного закрепления.

(Выполняется  дифференцированная работа по тексту. Задания для групп написаны на доске)

      1 группа – Составить 2 односоставных предложения на тему: «Пейзаж». Выполните синтаксический разбор одного из них.

      2 группа -  Выписать односоставные предложения. Определить их вид. Переконструировать одно односоставное предложение в двусоставное.

     3 группа – Выпишите из текста все односоставные предложения. Подчеркнуть основы предложений.

Проверка выполненной  работы.

Учитель: Как видно из проделанной работы, безличные предложения очень часты в языке Астафьева.

  • Какова роль безличных предложений в речи?
  • Чем можно объяснить это?

(На доске появляется)

Роль в речи:

  • Выразительность предложений
  • Лаконичная форма
  • Используется для описания пейзажей, обстановки
  • Лиричное повествование
  • Оттенок стихийности

       (С помощью безличных предложений  можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные  предложения Астафьев использует для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттенков – необходимости, возможности и т.п. Безличные предложения делают повествование более лиричным. С помощью них действию можно придать оттенок стихийности.)

5. Подведение итогов урока

  • О чём вы узнали на уроке?
  • Как вы думаете, почему для данного урока я взяла текст В.П.Астафьева?
  • Когда используются безличные предложения? (в тех случаях, когда надо обратить внимание на действие, усилить его)
  • Что является сигналом безличности? (формы сказуемых)

Учитель: Посмотрите ещё раз на доску, на тему урока, возьмите оценочные листы и отметьте, что получилось выполнить вам сегодня, а над чем ещё предстоит поработать. Насколько были достигнуты те задачи, которые мы ставили на начало урока?

  ( Заполнение оценочных листов)

 Оценочный лист

Ф.И.________________________________________________

 

На начало урока

На конец урока

могу

не могу

могу

не могу

1

Находить двусоставные предложения

 

 

 

 

2

Находить односоставные предложения

 

 

 

 

3

Отличать односоставные предложения от двусоставных

 

 

 

 

4

Определять вид односоставных предложений

 

 

 

 

5

Находить односоставные безличные предложения

 

 

 

 

6

Определять признаки безличных предложений

 

 

 

 

Домашнее задание (дифференцированное)
3 группа – Учебник «Практика» упр. 217, заполнить таблицу упр. 219

2 группа -  Из произведения «Ася» И.С.Тургенева (учебник литературы) выписать односотавные предложения, указать вид односоставных предложений, выполнить синтаксический разбор безличного предложения.

1 группа -  Составить текст их 8-10 предложений, состоящий только из безличных предложений.
Указать способ выражения сказуемого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Разделы лингвистики... Пунктуация». 7 класс

Цели: - систематизировать знания обучающихся о пунктуации, повторить теоретический материал о  разделах лингвистики, закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения, составлят...

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Обобщение по теме «Синтаксис сложного предложения»

Цель: 1) Обобщение ЗУН по теме.2) Развитие навыков интерактивного тестирования; формирование навыков работы по методу учебных проектов: выполнение, оформление и защита проектов в виде слайдовой ...

Сценарий открытого урока русского языка в 5 классе по теме "Понятие о синтаксисе"

Сценарий открытого урока русского языка в 5 классе по теме "Понятие о синтаксисе"...

Исследовательская работа по английскому языку "Англицизмы в современном русском языке. Их влияние на культуру речи подростков."

Подростки всегда впитывают что-то новое. И в своей речи также отражают все веяния современного времени. Исследовательская работа посвящена данной проблеме....

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Грамотная речь как показатель культуры человека. Подготовка к ЕГЭ."

Данная презентация содержит материалы к уроку-практикуму по русскому языку в 11 классе (Подготовка к ЕГЭ), позволяет повторить следующие курсы русского языка: орфоэпические нормы, лексические нормы, р...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...