Календарно-тематический план по русскому языку 6 кл.
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Лобанова Татьяна Петровна

Создание материала Учебный матeриал в раздел "Основная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_rus.yazyk_.doc418.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №13»

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол № ________

«_____» __________ 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ «ООШ № 13  »

__________ / Савкина Г. В.

«_____» __________ 2014 г.

УТВЕРЖДЕНА

Директор МБОУ «ООШ № 13 »

___________/_Летяева О.В.

Приказ  № _______

 от «_____» __________ 2014 г.

                                                                                                                 

                

                                                

Рабочая программа

по русскому языку

6 класс

Уровень: общеобразовательный

Учитель: Лобанова Т.П.

Квалификационная категория: нет

2014 - 2015 учебный год


СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

                

стр.

Паспорт программы ..…………………………………………………………………

Пояснительная записка……………………………………………………………….

Поурочное календарное  планирование ……………………………….. ………….

Требования к уровню подготовки обучающихся ………………………………….

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки……………..

Материально-техническое обеспечение………………………….………………….

Приложение Контрольно-измерительные материалы по курсу ………………….

Паспорт

рабочей программы учебного предмета

Тип программы:  программа основного общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного предмета

Назначение программы:

-        для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

-        для педагогических работников МБОУ «ООШ №13» программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

-        для администрации МБОУ «ООШ №13» программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования.

Категория обучающихся: учащиеся 6 класса МБОУ «ООШ №13»

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 170 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 5 часов в неделю

Формы контроля: стартовая контрольная работа, текущий контроль:  диктант (с грамматическим заданием, предупредительный, объяснительный, выборочный, графический, словарный, творческий, свободный, «Проверяю себя»), тест, комплексный анализ текста, сочинение (по картине,  по воображению, по данному сюжету,  на материале жизненного опыта), изложение (выборочное, подробное); итоговая контрольная работа.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

1.        Федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

2.        Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

3.        Учебного плана МБОУ « ООШ № 13» на 2014-2015 учебный год.

4.      Авторской программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т А. Ладыженской, Н. М. Шанского.

Задачи преподавания русского языка. Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.

Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Языковая компетенция (т. е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетическою идеала (т. е. представления о  прекрасном  в языке и  речи).

Коммуникативная компетенция (т. е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция — это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания но русскому языку; формирование общеучебных умений — работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т. д.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210  часов для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» на ступени основного общего образования в V классе, из расчета 6 учебных часов в неделю. Данная рабочая  программа рассчитана на 170 учебных часов, из расчета 5 часов в неделю, количество часов на изучение данного предмета уменьшено на 1 час в соответствии с распределением часов по каждому классу по авторской программе.

Поурочное календарное  планирование

Наименование разделов и тем

Дата

Русский язык – один из развитых языков мира (1 ч)

Русский язык – один из развитых языков мира

02.09.

Повторение пройденного в V классе (8 ч. + 2 ч. р/р)

Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Орфография

03.09.

Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и в корнях слов

05.09.

Части речи. Морфологический разбор слова. Орфограммы в окончаниях слов

06.09.

Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения

08.09.

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении

09.09.

Синтаксический и пунктуационный  разбор простых и сложных предложений

10.09.

Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью

12.09.

Р/р Текст

13.09.

Р/р Официально – деловой стиль

15.09

 Стартовая контрольная работа

16.09.

Лексика и фразеология. Культура речи (10 ч. + 3 ч. р/р )

Повторение изученного в V классе по теме «Лексика и фразеология

17.09

 Р/р Собирание материалов к сочинению

19.09

Р/р Устное сочинение-описание картины ( А. М. Герасимов «После дождя»)

20.09

Общеупотребительные слова. Профессионализмы.

22.09

Диалектизмы

23.09

Р/р Сжатое изложение

24.09

Жаргонизмы

26.09

Эмоционально окрашенные слова

27.09

Устаревшие слова. Новые слова(неологизмы)

29.09

Исконно  русские и заимствованные слова

30.09

Фразеологизмы

01.10

Источники фразеологизмов

03.10

Повторение изученного по теме «Лексика и фразеология. Культура речи»

04.10

Словообразование. Орфография.  Культура речи (24ч.+ 4ч. р/р)

Повторение изученного в V классе

06.10

Повторение изученного в V классе

07.10

Р/р Описание помещения

08.10

Основные способы образования слов

10.10

Основные способы образования слов

11.10

Этимология слов

13.10

Р/р Систематизация материалов к сочинению. Сложный план

14.10

Буквы о и а в корне –кос- - -кас-

15.10

Буквы о и а в корне –кос- - -кас-

17.10

Буквы о и а в корне –гор- -гар-

18.10

Буквы о и а в корне –гор- -гар-

20.10

Буквы о и а в корне –гор- -гар-

21.10

Буквы ы и и после приставок

22.10

Гласные в приставках пре- и при-

24.10

Гласные в приставках пре- и при-

25.10

Гласные в приставках пре- и при-

27.10

Гласные в приставках пре- и при-

28.10

Контрольная работа по теме «Словообразование.Орфография»

29.10

Обобщение материала по теме «Словообразование. Орфография»

31.10

                                              Итого за I четверть 43 часа

Р/р Выборочное изложение-описание помещения с изменением лица(А.С.Пушкин «Станционный смотритель»)

10.11

 Соединительные о и е в сложных словах

11.11

Соединительные о и е в сложных словах

12.11

Сложносокращённые слова

14.11

Сложносокращённые слова

15.11

Морфемный и словообразовательный разбор

17.11

Морфемный и словообразовательный разбор

18.11

Сочинение-описание изображенного на картине (Т. Н. Яблонская. «Утро»)

19.11

Обобщение материала по теме «Словообразование. Орфография»

21.11

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (18 ч. + 3 ч. р/р)

Повторение изученного в V классе

22.11

Повторение изученного в V классе

24.11

Р/р Составление письма другу

25.11

Разносклоняемые имена существительные

26.11

Буква е в суффиксе –ен- существительных на -мя

28.11

Р/р Составление устного публичного выступления о происхождении имен

29.11

Несклоняемые имена существительные

01.12

Род несклоняемых имён существительных

02.12

Род несклоняемых имён существительных

03.12

Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного

05.12

Морфологический разбор имени существительного

06.12

Р/р Сочинение- описание по личным впечатлениям

08.12

Не с существительными

09.12

Не с существительными

10.12

Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик)

12.12

Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик)

13.12

Гласные в суффиксах существительных –ек и -ик

15.12

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных

16.12

Повторение и обобщение по теме «Имя существительное

17.12

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

19.12

Систематизация материала по теме «Имя существительное»

20.12

Имя прилагательное (18 ч. + 3 ч. р/р)

Повторение изученного в V классе

22.12.

Повторение изученного в V классе

23.12

Р/р Описание природы 

24.12

Степени сравнения имён прилагательных

26.12

Степени сравнения имён прилагательных

27.12

                                                             Итого за II четверть 35 ч

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные

12.01

Относительные прилагательные

13.01

Р/р Выборочное изложение «Ужасная ночная метель»(по повести А.С.Пушкина «Метель»)

14.01

Притяжательные прилагательные

16.01

Морфологический разбор имени прилагательного

17.01

Не с прилагательными

19.01

Не с прилагательными

20.01

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

21.01

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

23.01

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

24.01

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-

26.01

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

27.01

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

28.01

Обобщение материала по теме «Имя прилагательное»

30.01

Р/р Сочинение-описание природы по картине( Н. П. Крымов «Зимний вечер»

31.01

Урок-практикум по теме «Имя прилагательное»

02.02

Имя числительное (12 ч. + 2ч. р/р)

Имя числительное как часть речи

03.02

Простые и составные числительные

04.02

Мягкий знак на конце и в середине числительных

06.02

Разряды количественных числительных

07.02

Числительные, обозначающие целые числа

09.02

Числительные, обозначающие целые числа

10.02

Р/р Выборочное изложение «Митраша» с использованием числительных (по повести М.М.Пришвина «Кладовая солнца»)

11.02

Дробные числительные

13.02

Собирательные числительные

14.02

Порядковые числительные

16.02

Морфологический разбор имени числительного

17.02

Контрольная работа по теме «Имя числительное»

18.02

Р/р Публичное выступление-призыв на тему «Берегите природу!»

20.02

Обобщение по теме «Имя числительное»

21.02

Местоимение (19 ч. + 3 ч. р/р) 

Местоимение как часть речи

24.02

Личные местоимения

25.02

Личные местоимения

27.02

Возвратное местоимение себя

28.02

Р/р Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица

02.03

Вопросительные местоимения

03.03

Относительные местоимения

04.03

Относительные местоимения

06.03

Неопределённые местоимения

07.03

Неопределённые местоимения

09.03

Отрицательные местоимения

10.03

Отрицательные местоимения

11.03

Отрицательные местоимения

13.03

Притяжательные местоимения

14.03

Притяжательные местоимения

16.03

Р/р Рассуждение. Сочинение - рассуждение 

17.03

 Указательные местоимения

18.03

Определительные местоимения.

20.03

Итого за III четверть 48 ч

Морфологический разбор местоимения Обобщение материала по теме «Местоимение»

30.03

Р/р Сочинение-рассказ по воображению или по картине(Е.В.Сыромятникова. «Первые зрители») 

31.03

Обобщение материала по теме «Местоимение»

01.04

Контрольная работа по теме «Местоимение»

03.04

Глагол (24ч. + 6ч. р/р )

Повторение изученного в V классе

04.04

Повторение изученного в V классе

06.04

Повторение изученного в V классе

07.04

Р/р Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста

10.04

Разноспрягаемые глаголы

11.04

Разноспрягаемые глаголы

13.04

Глаголы переходные и непереходные 

14.04

Глаголы переходные и непереходные

15.04

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

17.04

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

18.04

Р/р Изложение

20.04

Р/р Изложение

21.04

Условное наклонение

22.04

Условное наклонение

24.04

Повелительное наклонение

25.04

Повелительное наклонение

27.04

Повелительное наклонение

28.04

Р/р Рассказ по сюжетным рисункам

29.04

Употребление наклонений

02.05

Употребление наклонений

04.05

Безличные глаголы

05.05

Безличные глаголы

06.05

Морфологический разбор глагола 

08.05

Правописание гласных в суффиксах глаголов

11.05

Р/р Рассказ на основе услышанного 

12.05

Р/р Рассказ на основе услышанного 

13.05

Повторение по теме «Глагол»

15.05

 Повторение по теме «Глагол»

16.05

Урок-практикум по теме «Глагол»

18.05

Контрольная работа по теме «Глагол»

19.05

Повторение и систематизация пройденного в VI классе (8ч. + 2ч. р/р)

Разделы науки о языке.

20.05

Орфография. Орфографический разбор

22.05

Орфография. Орфографический разбор

23.05

Пунктуация. Пунктуационный разбор

25.05

Р/р Сочинение на выбранную тему

26.05

Итоговая контрольная работа

27.05

Лексика и фразеология

29.05

Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор

30.05

Морфология. Морфологический разбор слова

Синтаксис. Синтаксический разбор

Резерв 1 ч

Итого за IV четверть 44 ч + 1  ч резерв

Итого: 168часов+1 резерв

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

— производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

— с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

— соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

  1. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
  2. Оценка устных ответов учащихся

          Устный опрос является одним из основных способов учета  знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

  1. Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из  изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. В переносе слов;
  2. На правила, которые не включены в школьную программу;
  3. На еще не изученные правила;
  4. В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
  5. В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. В исключениях из правил;
  2. В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  3. В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
  4. В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  5. В написании ы и  и после приставок;
  6. В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
  7. В собственных именах нерусского происхождения;
  8. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  9. В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного  (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

  1. Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5»          1. Содержание работы полностью соответствует теме.

                              2. Фактические ошибки отсутствуют.

                              3. Содержание излагается последовательно.

                              4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых                    

синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

                              5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»  1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

                               2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

                               3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

                               4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

                               5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Грамотность:  допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

  1. Оценка «3»           1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2.                                2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3.                                3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

                               4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

                               5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при  отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

  1. Оценка «2»            1. Работа не соответствует теме.

                                2. Допущено много фактических неточностей.

                                3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

                                4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

                                5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

  1. Оценка «1»       В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Примечания.

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
  2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2,   2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 ,   4 – 6 – 4,   4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
  3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
  4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения  об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».  
  1. Оценка обучающих работ

        Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

        При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

        Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

         Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

         Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Выведение итоговых оценок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» или «1».

Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся 5-9 классов нерусской национальности, обучающихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1-2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки, или оцениваться в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся национальных (нерусских) школ по русскому языку», утвержденными Министерством образования РФ.

Материально-техническое обеспечение

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.)

Наименования объектов и средств

материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

Основная школа

Старшая школа

Базовый уровень

Профильный уровень

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

Авторские  программы по  русскому языку

Д

Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы, «Русский язык»,Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. 10-е издание, Москва «Просвещение»,2009 г.

Учебник по русскому языку. 5 класс.

К

«Русский язык» Учебник для общеобразовательных учреждений М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская. - М.: Просвещение. 2011

Учебник по русскому языку. 6 класс.

К

«Русский язык» Учебник для общеобразовательных учреждений М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба. - М.: Просвещение. 2011

Учебник по русскому языку. 7 класс.

К

«Русский язык» Учебник для общеобразовательных учреждений, Ладыженская Т. А. Баранов М.Т. Тростенцова Л.А. 31-е издание. Москва «Просвещение», 2009 г.

Учебник по русскому языку. 8 класс.

К

«Русский язык» Учебник для общеобразовательных учреждений Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова

- М.: Просвещение. 2011

Учебник по русскому языку. 9 класс.

К

Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; научный редактор Н. М. Шанский. -6-е издание- М.: Просвещение, 2009.

Учебные пособия  по элективным курсам.  Русский язык. 9 класс.

К

Сборник программ элективных курсов. Составители: Гончарова  С.Л., Лучкина Е.Н., Полежаева Н.В. Бийск: изд-во АКИПКРО, 2006

 Книги для чтения по русскому языку

П

В школьной библиотеке

 Школьные словари русского языка

Ф

В школьной библиотеке

Справочные пособия (энциклопедии,    справочники по русскому языку)

П  

 

1. Русский язык. Ответы на экзаменационные билеты 9 класса/И.И. Петрова. – М.: Изд. «Экзамен»

2. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку. 9 кл.: учеб. пособие /авт Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа

3. Русский язык. Экспресс-курс подготовки к итоговой аттестации. 9 класс/ Кравцов М.А.- СПб.: Тригон

+ в школьной библиотеке

Дидактические материалы для 5 – 11 классов

Ф

1.Водолазькая С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. Ростов н/Д.: Феникс

2.Н.Д.Кучеренко. Тесты по русскому языку / Учебное пособие. М.: «Лист-Нью»

3. Тесты по русскому языку к учебнику С.Г.Бархударова и др. «Русский язык. 9 класс». М.: Издательство «Экзамен»

4.Комиссарова Л.Ю. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 5 кл. М.: ООО «Издательство Астрель»

5. Составитель Л.А.Тропкина. Дидактический материал по русскому языку (Разрезные карточки для индивидуальной работы). 7 кл. Волгоград: Учитель

6.А.О. Орг. Олимпиады по русскому языку:Кн. Для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

Д

1.Урок – творчество учителя. Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы. Составитель: Лучкина Е.Н. Бийск Издательство АКИПКРО

2.Лебедев В.А. Поурочные разработки к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык. 5 класс» М.: Дрофа

3. Русский язык. Поурочные планы по учебнику Бархударова С.Г. 8 класс. Составитель: Сиденко Н.В., Волгоград, ИТД «Корифнй»,

4.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Бархударова С.Г., С.Е. Крючкова. М.: «ВАКО»

5. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 7 кл. М. М. Разумовская, С.И. Львова, В. И. Капинос, В.В. Львов. М.: «Дрофа»

6. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. Для учителя М.: Просвещение

7. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по русскому языку.  Дрофа

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

Таблицы по русскому языку  по всем разделам школьного курса.  

Д /Ф

  1. Правописание окончаний глаголов. Знаки препинания между частями с/п.
  2. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах. Правописание приставок.
  3. Знаки препинания и основные случаи их употребления. Различение не и ни.
  4. Знаки препинания между однородными членами предложения. Правописание корней с чередованием.
  5. Правописание суффиксов имен существительных. Обособление согласованных определений.
  6. Правописание суффиксов глаголов. Знаки препинания в предложениях с уточняющими членами предложения.
  7. Знаки препинания между частями с/с предложения. Правописание е-и в именах существительных ед. ч.
  8. Знаки препин. в предлож. с прямой речью.  Слитное и раздельное написание не со словами раз ч. речи.
  9. Зн. преп. в предлож. с союзом и. Правописание гласных после шипящих ж, щ, ш, ч.
  10. Знаки препин. В предлож. с обращениями, вводными и вставными конструкциями. Правописание н и нн в именах прилагательных и прчастиях.
  11. Зн. преп. Между частями бессоюзного сложного предлож. Правописание ь и ъ.
  12. Зн. преп. В предлож с союзом как. Правописание суффиксов причастий.

13. Зельманова, Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Репродукции картин. 5-7 классы. – М.: Дрофа

2.2

Схемы по русскому языку по всем разделам школьного курса.

Д/Ф

2.3

 Репродукции картин русской живописи для  развития речи.

Д/Ф

3

  ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКЦИОННЫЕ СРЕДСТВА

3.1

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса русского (родного) языка.

Д/П

Обучающая программа -

тренажер по русскому языку. Фраза.

3.2

Электронные библиотеки по курсу русского  языка

Д

1 С: Репетитор. Русский язык

Рефераты и сочинения. 2006

4. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.

Приложение

Контрольно-измерительные материалы по курсу

 Контрольная работа по теме «Повторение»

                                                Осень пришла

   Странные голоса, тяжелое дыхание ветра в вершинах лиственниц, шорохи, почти человеческое бормотание воды наполняли тьму таинственностью и жутью.

    И вдруг все стало тихо.

    Когда мы засыпали в палатке, мы совсем не думали, что в эту самую минуту в тайгу входила осень.

     Когда пришло время вставать, высунули мы головы, да так и замерли. Сразу за нашей палаткой начиналось невероятное. Нам показалось, что мы вдруг очутились на морском дне. Воздух сгустился, стал ощутимым и зыбким.

      Черные стволы деревьев колыхались, плыли в нем и были похожи на гигантские водоросли.

       Над головой скудные желтые лучи дробились о волны волшебного моря и трепетали, покачивались.**

        А напротив палатки алели заросли кораллов. За ними круто уходила стена невидимого берега. Выше темного обрыва не то лежал на суше, не то плавал золотой кленовый лист.

           

Грамматические задания

      1.Выпишите слова с непроизносимыми и сомнительными проверяемыми

согласными в корне, подберите проверочные слова к каждому из них, выделив корень.

      2.Найдите любое слово, в котором буква ю обозначает два звука, и выполните его фонетический разбор.

      3.Выполните синтаксический разбор предложения, отмеченного двумя звездочками.

                Контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология»

               Огнестрельное оружие потому так и называется, что в незапамятные времена действительно все началось с огненных стрел. Слово «стрелять» пошло от той огненной стрелы, которую с горящей паклей на наконечнике запускали враги в город при его осаде.

              Первый на свете выстрел прогремел почти тысячу лет тому назад из пушки, которую арабы называли модфа. Это железная труба на подставке. Стреляли из модфы небольшими ядрышками величиной с орех.

              Пушку, у которой не было колёс, называли бомбардой. Ей шестьсот лет. Её возили на телеге. Остальные пушки моложе. Наша Царь-пушка была по тем временам самая большая. В Кремле рядом с ней лежат пирамидкой громадные чугунные ядра. Но если вы думаете, что ими Царь-пушка стреляла, то точно попадёте впросак! Она должна была палить мелкими ядрышками, однако вести огонь великанше ни разу не пришлось. Вот бы так всем пушкам на свете!

(По Г. Юрмину и А. Дитриху)

Грамматические задания:

 1.  Выпишите 2-3 примера общеупотребительных заимствованных слов;

 2.  Из второго абзаца выпишите многозначные слова, приведите примеры переносного употребления данных слов;

  Контрольная работа по теме «Словообразование. Орфография»

           Астра – наидревнейшее растение. Когда около Симферополя вскрыли царскую гробницу двухтысячелетней давности, то среди разных гирлянд из листьев аканта, лавра и шишек сосны увидели изображение астры. Астра у древних греков считалась амулетом**. В языке цветов Венгрии астра олицетворяет осень, именуется остирозой, что в переводе на русский язык означает «осенняя роза».

           Астра – последняя улыбка осени. Это красивый и неприхотливый цветок, который вызывает у людей различные чувства.

Одни смотрят на астры и радуются, другие прикоснутся к ним и грустят, третьи призадумаются о вечности красоты, а четвертые разводят руками и говорят: «Зима на дворе, а они расцветают и даже выдерживают морозы до семи градусов!»

(По С. Красикову)

Грамматические задания

 1). Выпишите любое слово, в составе которого две приставки, и выполните его словообразовательный разбор;

 2). Выполните синтаксический разбор отмеченного предложения **.

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

                Для того чтобы приготовить овощную запеканку со свининой и сыром, мы возьмём картофель, морковь и брокколи, нарежем их кружочками и немного проварим. Не забудем добавить в воду соли и зелёный лучок, который предварительно измельчим.

                Затем откинем овощи на дуршлаг и дадим воде стечь. В эту массу добавим петрушку.

                А теперь мы разогреем духовку. Пока она прогревается, мы пожарим в растительном масле мясо, которое посолим, поперчим и нарежем ломтиками.

Когда всё будет готово, выложим мясо и овощи слоями в форму. Польём запеканку смесью молока, муки, сливочного масла и тёртого сыра и поставим запекать.

Времени на приготовление уйдёт немного. Готовится такое кушанье почти часик. Но получается вкусно, и это не блюдо, а целый ужин, которым можно накормить семью из четырёх человек.

(Из «Книги о вкусной и здоровой пище»)

Грамматические задания

1). Подчеркните 3-5 существительных 2-го склонения в соответствии с их синтаксической ролью;

2) .Выпишите существительное с орфограммой «Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных» и выполните его морфологический разбор.

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

                -Чукотское и эскимосское искусство резьбы по моржовой кости раньше заменяло все – книгу, и скульптуру, и художество, - рассказывала по дороге мама. – Рисунки на клыке – это как бы рассказы, легенды, волшебные сказки, романы и повести, написанные своеобразным языком. Это не картинное письмо, а совсем другое, гораздо более сложное, более богатое, чем пиктография. Пиктография – значит картинное письмо.

(Ю. Рытхэу)

Грамматические задания

1).Выпишите прилагательное с орфограммой «Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных» , определите его разряд;

2).Найдите в тексте прилагательное и укажите условия его написания с не.

 

Контрольная работа по теме «Имя числительное»

УДИВИТЕЛЬНАЯ АВТОМАТИКА

           Интересный автомат разработали наши и немецкие инженеры. Он предназначен для производства тортов. Автомат приготавливает тесто, разрезает бисквит на квадраты, поливает их сиропом и даже украшает рисунком. Такой автомат выпускает за минуту одиннадцать тортов. Это в пять раз больше, чем делалось раньше.

            Интересно также смотреть, как машины делают макароны. Тесто продавливается через специальные отверстия. Получается сразу несколько десятков длинных сырых макаронин. Они повисают на вешалках и отправляются в сушильную камеру. Только восемь часов спустя из них получаются твёрдые золотистые макароны. Остаётся их упаковать. Это тоже делают автоматы.

             Всего три секунды нужно бутербродному автомату на изготовление одно бутерброда. За это время автомат успевает нарезать хлеб, положить на него всё необходимое и подать готовый бутерброд покупателю. В час автомат – этот механический кулинар – изготавливает тысячу двести бутербродов.

(По Г. Черненко)

Грамматические задания

 1). Подчеркните имя числительное, подберите к нему 2-3 однокоренных слова, в скобках укажите часть речи для каждого из данных слов (2-й абзац);

2).Выполните морфологический разбор любого существительного или прилагательного из данного абзаца (2-й абзац).

Контрольная работа по теме «Местоимение»

                У меня всю жизнь часто возникали в голове всякие трудноосуществимые желания и фантазии.

                Одно время я, например, мечтал изобрести такой аппарат, с помощью которого можно было бы у любого человека на расстоянии отключить голос. По моим расчетам, этот аппарат должен был действовать так. Предположим, что сегодня на уроке учитель рассказывает нам о чем-нибудь неинтересном и тем самым мешает мне думать о чем-нибудь интересном. Я щелкаю в кармане выключателем тихофона, и голос учителя исчезает. У кого такого аппарата нет, те продолжают слушать, а я в тишине спокойно занимаюсь своим делом.

                Другой пример. Я вхожу утром в класс. Зинка Фокина налетает на меня и тут же начинает читать мне нотацию. Я спокойно щелкаю в кармане рычажком и выключаю голос Фокиной на целый день.

         Мне очень хотелось изобрести такой аппарат, но дальше названия у меня почему-то дело не пошло. Может быть, потому что я все же не так сильно хотел осуществить то, что задумал.

Грамматические задания

1). Выпишите неопределенное местоимение и выполните его морфологический разбор;

2). Выпишите прилагательное с приставкой не- и объясните в скобках его написание.

Контрольная работа по теме «Глагол»

               Если бы вы видели горы такими, какими их видел я! Красоту гор описать еще такими не удалось никому. Когда стоишь на какой-нибудь вершине и видишь плавно уходящий от тебя изумрудный склон, обильное высокотравье, в которой мерцают голубые гречавки, белые, ярко-желтые, синие крокусы, бледные анемоны, золотые лапчатки, а дальше ледниковое озеро ангельской синевы, стройные темно-зеленые пихты в прозрачном воздухе, ты вдруг чувствуешь, что достиг предощущения полета или счастья. И именно в эти мгновения хочется, чтобы эти ощущения не кончились. «Пусть подольше продлятся эти минуты!» - думаешь ты, а за спиной у тебя постепенно вечереет, солнце уходит из зенита на закат и превращается в яркий оранжево-красный диск.

Грамматические задания

1). Подчеркните в тексте глагол  в условном  наклонении;

2). Выпишите личное местоимение не в Им.п. и выполните его морфологический разбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование 5 класс русский язык

календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе ( УМК Т.А.Ладыженской и др.)...

Календарно-тематическое планирование 9 класс, русский язык УМК М.М. Разумовской

Дано календарно - тематическое планирование по русскому языку , 9 класс, УМК М.М. Разумовской...

календарно-тематическое планирование 5 класс русский язык

Календарно - тематическое планирование в 5 классе  по предмету русский язык соответствует  Приказу Министерства образования и науки РФ от 13....

календарно-тематическое планирование 7 класс русский язык

Пояснительная записка к курсу «Русский язык»(Русский язык, учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др., М.: « Просвещение», 2007 ....

Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку. 7 класс. Программа Бунеева.

Планирование составлено на основе «Программы по русскому языку для основной школы 5-9 класс. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучёва: М, Баласс, 2008....

Календарно-тематическое планирование 7 класс русский язык по С.И.Львовой

Календарно-тематическое планирование ( пояснительная записка) 7 класс русский язык по учебнику  С.И.Львовой...