"В стране невыученных уроков" (Внеклассное занятие по русскому языку для 5, 6 классов)
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Шипухова Людмила Ивановна

Занимательный материал по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

    «В стране невыученных    

            уроков»

           ВНЕКЛАССНОЕ   ЗАНЯТИЕ

ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ  в  5,6  классах

ЦЕЛЬ: развитие у школьников интереса к изучаемому предмету,

            глубокое и всестороннее овладение богатствами русского языка.

                                                    Главный характер нашего языка состоит в

                                                    чрезвычайной лёгкости, с которой всё вы-

                                                    ражается на нём- отвлечённые мысли,

                                                    внутренние лирические чувствования,

                                                    искрящаяся шалость и потрясающаяся страсть.

                                                                                                       А.И.Герцен

                                                  1 ТУР

  1. Разгадайте и запишите получившиеся слова, сравните их. Какими звуками и буквами они различаются?

                             

                    1. Со звуком   «с»  я не вкусна,

                        Но в пище каждому нужна.

                        С  «м»  берегись меня, не то

                        Я съем и платье и пальто.   ( Соль-моль)

                   2. С  «к»  я в школе на стене.

                        Горы, реки есть на мне.

                        С  «п» – от вас не утаю-

                        Тоже в классе я стою.       (Карта-парта)

                    3. Хоть и мала я, но взгляни:

                        Весь мир в себе я отражаю .

                        Но  «к»  на  «ц»  перемени-

                        Я по болоту зашагаю.    (Капля-цапля)

                     

                   4. Я цвет одинаковый часто имею:

                       Но с  «г»  зеленею и с  «к»  зеленею.

                       Но с  «к»  вам со мною рискованно быть:

                       Могу и до слёз довести и убить!    (Луг-лук)

                   5. С  «б»  мучительной бываю,

                       С  «м»  одежду пожираю,

                       С  «р»  актёру я нужна,

                       С  «с»  для повара важна.      (Боль-моль-роль-соль)

                                          2 ТУР

1. « Третий лишний»

а) гореть, угорать, гора;

б) горе, нагорный, горевать;

в) пот, потолок, потливый;

г) море. морщины, морской;

д) боль, большой, больница.                                                                                                                                

                  (Гора, нагорный, потолок, морщины, большой)

 

          2.   «Четвёртое лишнее»

а) косточка, шапочка, звёздочка, ленточка;

б) стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик;

в) горошинка, соломинка, изюминка, снежинка;

г) подстаканник, подснежник, подоконник, подорожник;

                (Шапочка, огурчик, снежинка, подорожник)

а) носок, мозоль, георгин, помидор;

б) тюль, бюллетень, гроздь, рояль;

в) магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь;

г) озимь, цитадель. Фланель, панцирь;

                (Мозоль, гроздь, вестибюль, панцирь)

                          3 ТУР

  1. Докажите, что буквенное сочетание  ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ

 имеют не  менее 6 прочтений.

                            ОТВЕТ:

            а) Те перья подними, те тоже.

            б) Те перья поднимите тоже.

            в) Те перья под ним, и  те тоже.

            г) Те перья под ними, те тоже.

            д) Теперь я, подними те тоже.

            е) Теперь я, под ними те тоже.

2.  Какими частям речи могут быть слова ЖАРКОЕ, ЗВОНОК, МЕЛОК?

                (Существительное и прилагательное)

3.Дайте парное соответствие мужского рода к женским названиям профессий:

ДОЯРКА, МАНИКЮРША, МЕДСЕСТРА

            (Дояр,  маникюрщик, медбрат)

       4. Дайте названия детёнышам животных:

У кошки - котята      у лошади - …(жеребята)   у крокодилицы -…(крокодильчата)

У львицы -…(львята)     у курицы -…(цыплята)     у черепахи -…(черепашата)

У тигрицы -…(тигрята)  у козы -…    (козлята)       у  грача - …(грачата)

У коровы -…(телята)      у овцы -…    (ягнята)         у собаки -…(щенки)

 

5. Напишите названия людей по городу или стране, в которых они живут:

В Москве -москвичи       в Липецке -…(липчане)  в Воронеже -…(воронежцы)

в Курске -…(куряне)       в Пскове -…(псковичи)   в Ростове -…(ростовчане)

в Германии -…(немцы)   в Англии -…(англичане) во Франции - …(Французы)

                                   4 ТУР

                  1.   Игра на внимание

1.Сколько троек изображено?    (3)

2.Сколько всего лошадей на картине? (11)

3.Сколько женщин в санях?    (2)

4.Сколько деревьев на картине?   (-)

5. Сколько башен на церкви?    (2)

6.День солнечный или пасмурный?    (пасмурный)

7.Кто написал картину?     (П.Н.Грузинский)

  1. По строчке узнай произведение.  Скажи его название и автора

1.Царь с царицею простился,

В путь дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.  («Сказка о мёртвой царевне» А.С.Пушкин)

2.-Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

 Французу отдана?    («Бородино» М.Ю.Лермонтов)

3.В одной из отдалённых улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окружённая многочисленной дворней   («Муму» И.С.Тургенев)

4.Сиротка круглый был этот парнишечко. Годов поди тогда двенадцати, а то и боле. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чём душа держится. Ну, а с лица чистенький. Волосёнки кудрявенькие, глазёнки голубенькие

(«Каменный цветок» П.П.Бажов)

3. По описанию пейзажа определи название и автора произведения

1.Однажды в студёную зимнюю пору

  Я из лесу вышел; был сильный мороз. («Крестьянские дети» Н.А.Некрасов)

2. Сквозь волнистые туманы

   Пробирается луна,

   На печальные поляны

   Льёт печально свет она.  («Зимняя дорога» А.С.Пушкин)

3. И такой на полях кавардак,

    И такая ручьёв околесица,

    Что попробуй, покинув чердак,

    Сломя голову в рощу не броситься!    («Уступи мне, скворец, уголок..» Н.А.Заболоцкий)

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительное занятие по русскому языку в 8 классе

В данной разработке идет повторение по основным темам, можно использовать, как подготовку к ЕГЭ....

Внеклассное занятие по русскому языку в 10 классе "Исследование одного слова"

Данное внеклассное занятие расчитано на исследование одного слова старшеклассниками, в результате которого появляется общий продукт - текст, а также мини-проекты учащихся. Формы и методы организации д...

Факультативное занятие по русскому языку в 6 классе "Долой однообразие"

Факультативное занятие в рамках курса "Занимательная грамматика" направлено на развитие речи учащихся, совершенствование их устной и письменной речи,  на умение редактировать текст,а также ...

Дидактический материал для организации коллективных учебных занятий по русскому языку в 6 классе в школе с государственным (казахским) языком обучения. Модуль "Имя существительное".

В пособии представлен дидактический материал в системе методик коллективного способа обучения для организации коллективных учебных занятий по русскому языку в 6 классе в школе с государственным ...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Урок внеклассного чтения. Тема: «Жемчужины русского языка»

Конспект урока внеклассного чтения  можно использовать для изучения темы "УНТ" в 4-6 классах.Занятие позволит  познакомить обучающихся с разнообразием пословиц и поговорок, их стру...


 

Комментарии

Шипухова Людмила Ивановна

Занимательные ребусы, загадки способствуют привлечению внимания школьников к изучению русского языка