Урок внеклассного чтения. Тема: «Жемчужины русского языка»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Конспект урока внеклассного чтения  можно использовать для изучения темы "УНТ" в 4-6 классах.Занятие позволит  познакомить обучающихся с разнообразием пословиц и поговорок, их структурой, происхождением, развивает творческие способности обучающихся, воспитывает умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения

Тема: «Жемчужины русского языка»

                                                                                                                  Исполнители:   Олистратенко Ольга Владимировна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения    «Тяжинская средняя общеобразовательная школа №3»;

      Лебедева Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы    

      муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения   «Тяжинская  

      средняя общеобразовательная школа №3»

Предмет: литературное чтение

Класс: 4 или 5

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Тема урока

«Жемчужины русского языка»

Цель урока

познакомить обучающихся с разнообразием пословиц и поговорок, их структурой, происхождением, развивать творческие способности обучающихся, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Планируемые результаты

Личностные:

- формирование чувства любви к родному языку;

-формирование ценностных ориентиров смыслов учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и «незнания».

Метапредметные

   Познавательные УУД:

- осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в   устной форме, структурирование знаний;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

        Регулятивные УУД:

- корректировать свою деятельность;  самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- принимать и сохранять учебную задачу, умение самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий и при необходимости их скорректировать.

        Коммуникативные УУД: 

- умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать выразительные средства;

- умение задавать вопросы;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные:

- создать условия для формирования  умения увидеть проблему и наметить пути её решения;

- подвести обучающихся к самостоятельным выводам о пословицах и поговорках.

Организация пространства

Эвристическая беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

I.Актуализация изученного  материала.

 Фронтальная беседа:

- Что такое устное народное творчество?

- Как по-другому называется устное народное творчество? (Фольклор, «народная мудрость»).

 - Какие признаки фольклора вы можете назвать? (анонимность, устная форма, коллективное авторство, художественное своеобразие).

- Какие жанры народного творчества вы знаете? (сказки, прибаутки, песни, пословицы, поговорки, небылицы).

II.Постановка проблемы и составление плана урока.

На доске написаны строчки :

Сказка – ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.

- Где мы встречали это выражение? (Ответы учащихся).

- Это слова – концовка сказки Пушкина, но что  она напоминает? Во что она превратилась? Как называются такие выражения? (пословицы).

 - Определите тему нашего урока (изучение пословиц).

-  Какие вопросы у вас возникают?  (Что такое пословица или поговорка? Из каких частей она состоит? Как возникли пословицы и поговорки? Какую роль в нашей речи они выполняют?)

Запись вопросов на доске. К этим вопросам возвращаемся в течение урока.

III.Открытие нового знания.

  1. Самостоятельная работа в парах.

На доске записаны пословицы. Задание: «Прочитайте предложения, определите прямое и переносное значение пословиц. Какие особенности в построении пословиц вы заметили? Что такое пословицы? Определите их значение в нашем языке.  Старый друг лучше новых двух.

Умную речь хорошо и слушать.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Вывод: Пословица – краткое образное изречение, в котором заключено поучение, обобщение, суждение о каком-либо жизненном явлении. Оно почти всегда состоит из двух частей, логически и грамматически законченных, ритмически организованных.

  1. Исследовательская работа.

- Какие пословицы вы знаете? Каким темам посвящены пословицы?

Даль определял «складная краткая речь, ходящая в народе, но не составляющая полной пословицы».

- Как вы думаете, что это? (поговорка).

-Какие поговорки вы знаете? Докажите,  что это поговорка.

Комар носа не подточит. Как снег на голову.

Заблудился в трёх соснах.

Вывод: Поговорка – меткое образное выражение, определяющее жизненное явление. Придаёт нашей речи выразительность ( незаконченная мысль).

Поговорка - образное словосочетание, это поэтическая форма слова.

Вертится как белка в колесе – сравнение.

Трескучие фразы – метафорический эпитет.

Не сносить тебе головы – метафора.

- Можно ли заблудиться в  знакомом и небольшом лесу? Есть ли об этом поговорка? (В трёх соснах заблудился).

- Как объяснить её переносное значение?

- Как говорят о человеке, который неожиданно появился перед кем-нибудь? Что говорит об этом поговорка? (Как с луны свалился). Как истолковать её прямой и переносный смысл?

IV.Развитие умений, применение новых знаний.

1.Фронтальная работа у доски.

 - Распределите по столбикам пословицы и поговорки. Объясните, чем вы руководствовались,  выполняя задание.

Не лезет за словом в карман.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

После дождичка в четверг.

Семь вёрст до небес.

Не из храброго десяток.

Легко чужими руками жар загребать.

2.Самостоятельная работа с карточками.

- Выпишите пословицы, распределив по темам. Объясните смысл понравившейся пословицы.

- Какие главные черты пословиц мы можем назвать?( краткость, образность, способность быт применёнными к разным случаем в жизни, мудрость).

3. Групповая работа.

А) Подберите к пословицам разных народов русские пословицы- синонимы.

И в тихой воде есть крокодилы (малайская)

Мороза бояться – на двор не ходить( латышская)

В трудную минуту друг – тут как тут (арабская)

В чужом глазу и соломинка кажется верблюдом, а в своём – целый мост не заметил (арабская)

Осталось дело до завтра – считай, что застряло (армянская)

Б) Подберите пословицу к предложению и объясните её смысл.

Он очень хорошо сдал экзамены……

Работа сделана хорошо, так, что……..

День длился очень долго, потому что…

В) Придумайте предложение, в которое можно ввести пословицы о дружбе или труде.

4. Конкурс на лучший сюжет по пословице.

Учитель называет пословицу,  детям даётся 3-5 минут на раздумье, после чего учащиеся придумывают небольшой сюжет по пословице. Например:

Друг до поры - тоже недруг.

Друг дороже денег. Друга на деньги не купишь.

Не сиди сложа руки – так не будет и скуки.

V. Подведение итогов.

1. Ответ на вопросы, поставленные в начале урока.

2.Раскройте смысл высказывания А.С. Пушкина: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей. Что за золото».

3.Составление синквейна на тему: «Пословица».

-  Вспомните все, о чем мы говорили: какой бывает пословица, что она делает, чем является для человека.

VI.Домашнее задание.

Подобрать пословицы  о Родине, труде, учении  или нарисовать иллюстрацию к пословице или поговорке.

Список литературы

1Асмолов, А.Г.,Бурменская,Г.В.,Володарская,И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]: пособие для учителя.-2-е изд./А.Г.Асмолов,  Г.В.Бурменская, И.А. Володарская под редакцией  А.Г. Асмолова. - М., Просвещение, 2010.-152 с.

2.Зверкова, П.К. Развитие познавательной активности обучающихся при работе с первоисточниками [Текст] / П.К. Зверкова. - М., Академия, 1999.-204 с.

3.Кривобок, Е.В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]  / Е.В. Кривобок. -  Волгоград, Учитель, 2008.-126 с.

4.Кашурникова, Т. М. Чудо, имя которому — книга [Текст] / Т.М.Кашурникова. - М.: Школьная библиотека, 2006. - 104с.

5.Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]  / Е.С. Полат. – М., Академия, 1999.- 224 с.

6.Савенков, А.И. Методика исследовательского  обучения младших школьников [Текст] / А.И.Савенков.- Самара, Учебная литература, 2008. - 119 с.

7.Савенков, А.И. Психология исследовательского обучения [Текст] / А.И. Савенков. – М., Академия, 2005. - 345 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Уроки внеклассного чтения по творчеству русских писателей

Урок внеклассного чтения по творчеству русских и советских писателей для начальной школы...

Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"

Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок  рассчитан на 1 академический час. Данный...

Урок внеклассного чтения. Тема детства и взросления в современной литературе.

Литература не успевает за стремительными изменениями жизни, «устарели» произведения В. Драгунского, Е. Носова, А. Алексина, А. Лиханова и др.Пытаются «выжить» произведения В. Крапивина (фантастическое...

Урок внеклассного чтения. Тема: К. Паустовский «Рассказы» («Бриз», «Снег», «Радуга»), 8 класс

В материале даются три модульные карточки для самостоятельной работы в группах по теме "Творчество К.Паустовского. Обзор рассказов "Бриз", "Снег", "Радуга"....