задания для олимпиады по русскому яззыку
олимпиадные задания по русскому языку (5 класс) на тему

Олимпиадные задания по русскому языку для 5,6,10 классов. Школьный этап

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Школьный этап

10  класс

Вопрос № 1 В каком слове ударение падает на первый слог?

А) генезис        Б) мытарства         В) сироты                     Г) столяр

Вопрос № 2 Через два часа после отхода поезд был в ... от Петербурга.

А) полуторастах километрах                     Б) полуторах стах километрах

В) полутора ста километров                     Г) полутораста километрах

Вопрос № 3 Антропоним – это собственное имя, обозначающее:

А) личное имя человека          Б) отчество          В) фамилию       Г) собственное имя человека вообще

Вопрос № 4 Русские предлоги в основном однопадежны, т.е. каждый предлог употребляется только с одним падежом. И только 8 предлогов употребляются с двумя и тремя падежами. Какой из предлогов употребляется с двумя падежами?

А) ДЛЯ             Б) ПОД                В) К             Г) СКВОЗЬ

Вопрос № 5   Сколько существительных в приведенных ниже строках А.С.Пушкина образованы бессуффиксным способом?

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ.

А) 4             Б) 5           В) 6           Г) 7

Вопрос № 6  Сколько грамматических основ в следующем предложении? Ответ дать цифрой.

В работах Б. Паскаля утверждается: прошлое не должно захватывать нас, потому что оставляет нам только сожаление о наших прегрешениях, а будущее должно касаться нас еще меньше, потому что его нет перед нашим взором, а, возможно, мы до него и не доживем, и    лишь настоящее – единственное время, которое для нас истинно.

Вопрос № 7  В каком примере нет грамматической ошибки?

А) по прибытию из отпуска      Б) по приезду из Москвы       В) по окончанию школы

Г) по предъявлении загранпаспорта

Вопрос № 8 Ниже приведён шуточный диалог из индийской сказки «Хитрый шакал»:

— Попался тигр в клетку.

— Странно, сколько я ни встречал тигров, все они были в полоску.

В этом диалоге второй собеседник неверно понял фразу первого, потому что воспринял «в клетку» как

А) часть составного именного сказуемого            Б) дополнение

В) несогласованное определение                            Г) обстоятельство

Вопрос № 9 Укажите лишнее слово с грамматической точки зрения:

А) письмишко         Б) домишко           В) серебро        Г) помещение

Вопрос № 10 Какое из следующих событий связано с именем знаменитого русского историка Н. М. Карамзина?

А) исключение из русского алфавита буквы «ять»

Б) введение в русский алфавит буквы ё

В) введение в русский алфавит буквы й

Г) введение гражданского шрифта

Вопрос № 11 Даны слова: собезьянничать, соболеводство, содовый, соловушка, сопеть, сосулька, сотовый. В скольких словах выделяется приставка со-?

А) ни в одном        Б) в одном         В) в двух               Г) в трёх

Вопрос № 12 Установите соответствие между словами и их значениями

        А                                                                    В

Аквамарин                                    1. Черный, с серым отливом

Сапфировый                            2. Коричневато-зелёный

Кумачовый         \                           3. Синий или голубой

Хаки     \                                    4. Зеленовато-голубой

Маренго                                    5. Ярко-красный

Вопрос № 13 В левой колонке приведены слова чешского языка, а в правой - их значения в произвольном порядке. Учитывая родственные связи чешского и русского языков, приведите в соответствие слова и их значения; обоснуйте свой ответ.

(Справка: в чешском языке сочетание букв ch обозначает звук, похожий на русский звук [х], буква h – такой же звук, как в словах ого, ага; буква y обозначает звук, похожий на русский [ы], č - звук, похожий на русский [ч]).

А                                    В

helm                              1. облако

drobeček                 2. каска

chmura                 3. бедняк

chudaček                 4. голод

hlad                            5. крошка

Вопрос № 14  В каком из этих предложений знаки препинания расставлены неправильно?

А) Между тем сгустились тучи и подул резкий ветер.

Б) Я давно мечтал об этой встрече, и вот она наконец состоялась.

В) Однако я, кажется, не вовремя.

Г) Некоторые обитатели леса, например медведи, зимой впадают в спячку.

Вопрос № 15   Укажите, как называется стилистическая фигура, основанная на пропуске некоторых членов предложения:

А) градация             Б) инверсия                      В) оксюморон          Г) эллипсис



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Школьный этап

6 класс

Задание 1.

В каких фонетических транскрипциях допущены ошибки? Какие?

[г в `о з т’]- ____________________________

[п а л а т’ `э н ц э] -______________________

[к а н’ к’ `и]- ___________________________

[`я с т р и п]- ___________________________

[с й` э с т]- _____________________________

[г р `а м ы] -____________________________

Каким словам соответствуют верные транскрипции?

Задание 2

В какой паре надо вставить одинаковые гласные?

А) Прим…рять костюм – прим…рять противников

Б) Посв…тить фонариком – посв…тить стихи маме

В) Прив…дение в замке – прив…дение к присяге

Г) Разв…вающиеся страны – разв…тый ребёнок

Задание 3

Укажите исконно русское слово.

А) тюль

Б) бюллетень

В) гроздь

Г) рояль

Задание 4.

 Отгадайте загадку:

Красное коромысло через реку повисло.

Объясните, почему коромысло красное. Подтвердите свое объяснение примерами.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5

У какого из существительных нельзя определить ни род, ни склонение?

А) пенальти

Б) кольраби

В) хлопоты

Г) плакса

Задание 6.

Допишите фразеологизмы-синонимы.

Гневаться — метать громы и молнии

Исчезнуть —______________________________

Медлить —_________________________________

Прослушать -_______________________________

Бездельничать —____________________________

Голодать —_________________________________

Запретить —________________________________

Помнить —__________________________________

Задание 7

Расположите реплики диалога в правильном порядке.

– Для землян… Но они же пришельцы! (1)

– Вчерашние  события потрясли весь мир. (2)

– Но ведь они  не знают языков нашего мира. (3)

– Нет, они братья по разуму. (4)

– Но ведь никто не говорит, что мысль универсальна! (5)

– Был установлен контакт с внеземной цивилизацией. (6)

– Зато, как утверждают ученые, универсальны законы мышления. Во всяком случае, это верно для землян. (7)

– А что случилось? (8)

– Ну и что… Ведь не зря говорят, что мысль материальна. (9)

Ответ : _________________________________________________________________

Задание 8

Укажите, какое из существительных образовано при помощи суффикса –К- .

А) старушка

Б) тётушка

В) матушка

Г) дедушка

Задание 9

В «Большом толковом словаре русского языка» используется ряд помет для характеристики заголовочных слов. Определите, какая из приведенных ниже помет не относится к стилистическим.

А) жарг.

Б) высок.

В) м.р.

Г) разг.

Задание 10

В каком из перечисленных слов НЕ пишутся двойные согласные?

А) артил…ерия

Б) интел…ект

В) дрож…и

Г) гум…анизм

Задание 11

Для недели русского языка в школе составьте ребусы, отгадкой к которым служат слова речь, суффикс, грамматика, сочинение, олимпиада.

Напоминаем, что ребус – это загадка, в которой искомое слово изображено комбинацией фигур, букв или знаков.



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Школьный этап

5 класс

1.     Поставьте ударения в словах:

квартал, средства, револьвер, километр, отдал, камбала, петля.

2. Вставьте, где необходимо, Ь.

Убор(…)щица Бол(…)шакова ня(…)нчила с бубен(…)чиком ребеноч(…)ка прач(…)ки Саввич(…)ны. Отлич(…)ница Анеч(…)ка Короч(…)кина отдирала жвач(…)ку от дощеч(…)ки и  плас(…)тика, собирала разбросанные по диван(…)чику фан(…)тики. Двоеч(…)ник Иван(…)чиков пал(…)чиком на песоч(…)ке рисовал фантас(…)тических человеч(…)ков. Не скуч(…)но текло времеч(…)ко!

3.     Укажите, сколько раз встречается звук Т в предложении:

Документ подписан директором. Ответ:___________________________________________________

4. Отгадайте загадку:

Красное коромысло через реку повисло.

Объясните, почему коромысло красное. Подтвердите свое объяснение примерами

Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какие из трех признаков (род, число, падеж)  нельзя определить в каждом случае для слов:

сирота, ворота, пальто, читал, аккуратно, улыбчивые?

Запишите ответ в форме таблицы

 6.  Подберите второе слово  пары по приведенному образцу:

Образец:  купить – продать  

  1. чинить –   _________________                     6. вешать –   _________________
  2. жевать -  __________________                     7. работать-  _________________
  3. медлить – _________________                     8. чистить-    _________________                                    
  4. скандировать  - ______________                 9. скромничать-_______________
  5. утаивать- ______________                            10.вечереть- _________________

7. Расположите реплики диалога в правильном порядке.(Записать только цифры)

– Для землян… Но они же пришельцы! (1)

– Вчерашние  события потрясли весь мир. (2)

– Но ведь они  не знают языков нашего мира. (3)

– Нет, они братья по разуму. (4)

– Но ведь никто не говорит, что мысль универсальна! (5)

– Был установлен контакт с внеземной цивилизацией. (6)

– Зато, как утверждают ученые, универсальны законы мышления. Во всяком случае, это верно для землян. (7)

– А что случилось? (8)

– Ну и что… Ведь не зря говорят, что мысль материальна. (9)

Ответ: ___- ___-____-___-___-___-___-____-____

8. Определите состав слов: 

перчик, переплетчик, огурчик, избирательный, паровозоремонтный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы и задания к олимпиаде по русскому языку в 5 классе

Для подготовки или проведения олимпиады по руссому языку в 5 классе (два варианта)...

Задания к олимпиаде по русскому языку (9-11 класс)

Предложенные 10 заданий отражают все уровни языка - от фонетики до синтаксиса, они направлены на проверку знаний и смекалки школьников....

Задания к Олимпиаде по русскому языку в 5 классе

Примерные материалы для подготовки к Олимпиаде по русскому языку в 5 классе...

Задания к Олимпиаде по русскому языку в 6 классе

Примерные задания к Олимпиаде по русскому языку в 6 классе...

Задания к Олимпиаде по русскому языку в 7 классе

Примерные задания к Олимпиаде по русскому языку в 7 классе...

Задания к Олимпиаде по русскому языку в 8 классе

Прмерные задания к Олимпиаде по русскому языку в 8 классе...

Задания к Олимпиаде по русскому языку в 9 классе

Примерные задания к Олимпиаде по русскому языку в 9 классе...