Открытый урок по русскому языку и развитию речи в 7 классе.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Сусенкова Валентина Михайловна

Это урок закрепления   полученных знаний уч-ся о глаголе как части речи. Прослеживаются межпредметные связи с литературой, окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_pismu_i_razvitiyu_rechi_v_7klasse.doc911 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку и развитию речи в 7классе.

Тема урока: Глагол как часть речи.

Цели урока:

  1. Повторить и осмысленно  закрепить уже полученные знания уч-ся о глаголе как части речи, обозначающий действие предмета;
  2. Развивать навык и орфографическую зоркость, направленные на распознавание и видение глаголов в тексте, предложении;
  3. Развивать логическое мышление уч-ся, внимание, совершенствовать навыки самостоятельной работы, развивать речь уч-ся, обогащать словарный запас;
  4. Способствовать воспитанию любви к русскому языку, к труду, к сказкам – русскому народному творчеству.

Оборудование урока: грамзапись «Голоса моря, рисунок корабля, кроссворды для уч-ся, таблица «Вопросы глагола», названия пристаней.

Ход  урока:

  1. Организационный момент.
  2. Целевая установка. Слово учителя.

-Наш урок будет «необычным» потому,  что будет сказочным, поэтичным. Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства: «Закройте глаза, представьте себе море, волны плещут, ветер по морю гуляет… (Включается запись звуков моря.)

…И кораблик подгоняет,

  Он бежит себе в волнах.

   На поднятых парусах…

Откройте глаза. Вы – команда, а на каждом корабле должен быть капитан. Определите, кто у вас будет капитаном. (На доске рисунок корабля).

-Учитель обращает внимание уч-ся на рисунок корабля.

Слово учителя : но наш корабль, на котором мы сегодня отправимся путешествовать, плыть только с помощью ветра не может. Он придет в движение, если вы решите кроссворд. Решить его, вы еще определите тему нашего урока. Задание: вам  надо отгадать пропущенные слова в отрывках из сказок А.С.Пушкина.

  1. Учитель читает отрывки с пропуском слов, а ученики по группам вписывают слова ( у каждого уч-ся кроссворд). Капитан команды решает кроссворд  у доски.
  1. Вот открыл царевич очи

Отрясая грезы ночи,

И, дивясь, пред собой

Видит (город) он большой.

  1. Пушки с пристани палят,

(Кораблю) пристать велят.

  1. Царь Дадон к шатру спешит..

Что за страшная (картина)!

г

л

а

г

о

л

Перед ним его два сына…

  1. Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет не берег пустой,

Расплеснется в скором беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

 Тридцать три (богатыря).        

  1. Корабельщики в ответ:

«Мы Объехали весь свет,

Торговали мы не даром

Неуказанным товаром;

А лежит наш путь далек:

Восвояси на (восток) ».

  1. Вот въезжает в город он;

Вдруг раздался легкий звон,

И в глазах у всей (столицы)

Петушок вспорхнул со спицы…

Учитель:  -Что за слово получилось по вертикали?

Уч-ся:  Глагол.

Учитель: Молодцы! Вы определили тему урока.

Глагол как часть речи.

Вывешивается табличка «Вспоминайка» Вопросы глагола.

а) Беседа с классом:

Что такое  глагол? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Что еще помните?

б) Чтение правила с. 184, 185 учебник. Примеры уч-ся. Работа с таблицей на доске.

в) Вывод: Глагол обозначает признак действие предмета, отвечает на вопросы что сделать? Что делать?

А все ли мы знаем о глаголе?  Можем ли мы изучаем что-то новое, не повторив то, что знаем. Сегодня мы подготовимся к изучению нового о глаголе.

2.  Итак, мы отправляемся в путь!

1. Наша первая остановка у пристани «Словознайка».

Задание: запишите два слова из кроссворда , а к ним припишите слово , которое покажет, какое действие может выполнять упомянутый предмет.

У доски работает ученик, остальные выполняют в тетради.

Корабль(что делает?) плывет, останавливается,

Богатыри (что делают?) выходят, охраняют.

Вопрос к классу: Чем сходны все слова, которые вы приписали к именам существительным? (на какие вопросы отвечают? Как называются? –(Глаголы)

 2. Наша вторая остановка у пристани «Сказочная»

Задание: Послушайте нашу сказительницу Наталью. Ученица рассказывает сказку «Глагол и его друзья»

Вопрос к классу: Кем работает прилагательное? А кем работает глагол? Кем работает существительное?

Ученики: (Подлежащим , второстепенным членом, сказуемым)

Царевна из сказки А.С.Пушкина тоже хочет приносить пользу.

Задание классу: Записать предложение в тетрадь обратить внимание уч-ся на написание слов царевна, обошла, порядком, убрала.

Найти и подчеркнуть главные члены предложения, определить, чем они выражены.

Дом царевна обошла,

Все порядком убрала.

-Какую работу глагол выполняет в предложении?

-Является сказуемым (ответ уч-ся)

-Что обозначает? На какой вопрос отвечает?

Физкультминутка.

-Вот наш корабль подошел к пристани «Отдыхайка». Значит, пора отдохнуть. Я буду называть слова, а вы выполнять соответствующие действия: вставай, выпрями спину, поднимись на мыски, возвратись в исходное положение, поверни голову, посмотри налево, затем направо, прямо. Шагай на месте, хлопай в ладоши, стой, садись.

-Что общего во всех этих словах? (обоз.дейст.)

-Слова какой части речи использованы??

Продолжаем путь.

Следующая остановка у пристани «Дружная».

Чтобы правильно и быстро выполнить задание, вам нужно работать дружно, слаженно.

Задание: Образуйте от имен существительных однокоренные глаголы, выделите корень в них.

(Работа, плач, крик, шум, танец, стук, шутка.) Работать, плакать, кричать, шуметь, танцевать, стучать, шутить.

-Какую работу вы выполнили? (Образовывали от сущ. Глагол).

5. Работа с учебником. Следующая остановка у пристани «Думайка».

Откройте учебник на стр.184 упр 233. Прочитайте стих-е, спиши, подчеркни глаголы., устно став. Вопросы.

-Вопрос к классу: На какие вопросы отвечают глаголы?

Вам предстоит хорошенько подумать и самостоятельно выполнить работы.

 Вывод На конце глаголов отвеч. на вопросы что делать? Что сделать? Пишется ь.

  1. Итог урока. Слово учителя:

Вот и подошел наш корабль к пункту назначения – к городу Новороссийску.

Какую тему мы начали изучать? Что мы называем глаголом? Все ли мы знаем о глаголе? На след. уроках мы узнаем много интересного . Кто легко выделяет глаголы из речи, кто все понял и кому понравился сегодняшний урок, пустите в море плавать желтую рыбку, кому было сложно и еще  надо поработать – красную рыбку.

  1. Домашнее задание : упр.234, с.185, правило с 184, записи в тетради.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Формирование коммуникативных компетенций на уроках чтения, русского языка и развития речи и совершенствование их во внеурочной деятельности у детей со сниженным интеллектом»

«НРАВСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВИДНАВ ЕГО ОТНОШЕНИИ К СЛОВУ».Л.Н.ТОЛСТОЙКоммуникативная компетентность  - это развивающийся опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного...

Конспект урока по русскому языку и развитию речи (для детей с легкой умственной отсталостью) 4 класс

Конспект урока по русскому языку и развитию речи (для детей с легкой умственной отсталостью) 4 класс на тему "Упражнение в написании слов с безударными гласными".Ход урока происходит на основе событий...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку и развитию речи 8 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку и развитию речи...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку и развитию речи 5 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку и развитию речи 5 класс...

Технологическая карта урока русского языка по развитию речи, 5 класс

Тема: Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки»....

Рабочая программа по русскому языку и развитию речи 6 класс

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся         с        умс...

Открытый урок по русскому языку и культуре речи

Презентация  к открытому уроку по русскому языку и культуре речи...