НАРЕЧИЕ. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НАРЕЧИИ. РР. СОСТАВЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ С ОПОРОЙ НА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

В данной разработке урока  рассматривается наречие как часть речи, его основные морфологические признаки. Часть урока посвящена развитию речи с опорой на вспомогательный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narechie.doc297.5 КБ

Предварительный просмотр:

НАРЕЧИЕ. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НАРЕЧИИ.

РР. СОСТАВЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ С ОПОРОЙ НА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

5 класс                                                  

Цель:

Изучить наречие как часть речи, основные морфологические признаки. Овладеть работой в малых группах с целью дальнейшего использования её в обучении.

Развивать внимание, логическое мышление, воображение,

формировать у учащихся навыки и умения самостоятельной работы.

Воспитывать интерес к русскому языку, любовь к природе, эстетический вкус.

 

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: карточки с заданиями, картины Бакшаева В.Н. «Голубая весна», Жуковского С.Ю. «Весна» для составления высказывания.

ХОД УРОКА

I. ОРГ.МОМЕНТ.

II. МОТИВАЦИЯ.

Ребята, я прочитаю вам стихотворение, а вы найдите известные части речи, назовите их.

Было тихо, очень тихо:

 Тихий час теней...

 Лишь будильник робко тикал,

 Мышь скреблась,

 Сверчок пиликал,

 Козлик мекал,

 Кот мяукал,

 Поросенок дерзко хрюкал.

В. Орлов.

- Какие части речи вам знакомы?

(час, будильник, мышь, сверчок, козлик, кот, поросенок — это имена существительные)

- Назовите признаки имен существительных.

(бывают мужского, женского и среднего рода, изменяются по числам падежам, бывают I, II, III склонения)

- А прилагательное есть?

 (тихий — имя прилагательное)

- Назовите признаки имен прилагательных.

 (изменяются по родам, числам, по падежам).

- Какие еще части речи есть?

(тикал, скреблась, пиликал, мекал, мяукал, хрюкал — это глаголы)

- Назовите признаки глаголов. (изменяются по лицам, бывают 1 и II спряжения, имеют 3 наклонения)

-Какую еще часть речи мы видим

(Наречие тихо, робко, дерзко)

- Что вы уже знаете о наречии

 

III. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

Тема сегодняшнего урока «Наречие». На уроке мы вспомним, что такое наречие и изучим его основные морфологические признаки, обратим внимание на особенность произношения некоторых наречий.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Итак наречие – это самостоятельная неизменяемая часть речи, обозначает признак действия, признак признака.

- Обратите внимание, рядом с каким словом стоит наречие

( с глаголом)

 - Вот что значит признак действия, а может обозначать признак признака.

- Попробуем изменить слово по падежам.

И. п. есть кто? что? тихо.

 Р. п. нет кого? чего? тихо.

 П. п. думаю о ком? о чем? о тихо.

- Изменяется по падежам? (нет).

- Попробуем изменить слово тихо по лицам.

Я тихо

Ты тихо

Он, она, оно тихо

Мы тихо

Вы тихо

Они тихо

- Изменяются по лицам? (нет).

Не изменяются никак . Наречие -  неизменяемое слово.

- С какой частью речи связано?

 (чаще всего наречие связано с глаголом, поясняет глагол и с другими частями речи.)

Древние римляне эту часть речи называли приглаголием.

В предложении наречие выполняет роль обстоятельства

Угрюмый мальчик говорил резко

(Подчеркиваем все члены предложения, обращаем внимание на наречие)

- Подчеркнем члены предложения. И мы видим, что в этом предложении наречие выполняет роль обстоятельства.

- А теперь, ребята, пусть каждый из вас назовет по 1 наречию.

- Так же следует обратить внимание на правильное произношение таких наречий

Глубоко, широко, высоко        

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

  1. Распределительный диктант

(4 колонки КАК?     КОГДА?   ГДЕ?    КУДА? )

Весело, интересно, дружно, неожиданно.

 Вчера, сегодня, завтра, потом, сейчас, давно.

 Слева, внизу, справа, вверху, вдали.

 Налево, направо, вниз, вверх, вперёд.

 

2. Работа в группах

КАРТОЧКА № 1

Подбери наречия синонимы

Холодно –

печально –

тихо –        

правильно –

весело –        

скоро –

гладко –

торопливо –


КАРТОЧКА № 2

Подбери наречия антонимы

Близко –

поздно –

вверху –        

много –

громко –

грустно –        

рано –

легко –

КАРТОЧКА №3

Фразеологические сочетания запишите одним словом — наречием.

Идти черепашьим шагом — (как?)

Все идет как по маслу — (как?)

Встать чуть свет —-

Рукой подать —-

 (до магазина)

Яблоку негде упасть — -

3.Физминутка.  Повторяем движения за мной.

Нам с тобой 
Пришёл черед 
Сыграть в игру "Наоборот". 
Скажу я слово ВЫСОКО, 
А ты ответишь: (НИЗКО). 
Скажу я слово ДАЛЕКО, 
А ты ответишь : (БЛИЗКО).

Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:(ПОЛ).
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ.
И скажешь ты:(НАШЁЛ).
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты: (ХРАБРЕЦ),
Теперь НАЧАЛО я скажу, -
Ну, отвечай:(КОНЕЦ).

-Какие по значению слова вы слышали в физминутке? Как называются такие слова? (Антонимы)

5.Работа у доски. Разберите  по  членам  предложения  и  частям  речи.

 Мальчик быстро промчался проч... споткнулся и упал навзнич... .

-Каким членом предложения является наречие?

4. Вывод: В предложении наречие является обстоятельством.

5. Вопросы-головоломки. 
1. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни дня? 
Какие наречия помогут вам в этом? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра) 
Запись наречий с комментированием. 

VI. РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Посмотрите на картины. Это картины Бакшаева В.Н., «Голубая весна», Жуковского С.Ю. «Весна».

Я вам предлагаю дополнить текст о весне необходимыми наречиями

Пришла долгожданная весна.

Солнышко запело ….

Природа … начинает оживать.

Ручейки говорливые … журчат.

Около старого скворечника … распевают песенку птички.

……………………………………………………………   .        

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составить сочинение-миниатюру «Воскресная прогулка», используя наречия

VIII. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

- Покажите на линеечках настроение, с которым вы заканчиваете урок.

Векторный клипарт скачать, векторные рисунки, векторные изоб…

IX. ИТОГ УРОКА

Итак сегодня на уроке мы изучили такую самостоятельную часть речи как наречие, его морфологические признаки

- Какое задание вам показалось самым трудным?

 - Самым интересным?

- Как вы чувствовали себя на уроке?

- Как вам сегодня было на уроке скажите наречиями.

Дети говорят:

- хорошо

 - тепло

 - уютно

 - интересно

 - весело

 - здорово

- Выскажите свое отношение к уроку, используя начало фразы.

Я узнал…

Мне понравилось…

Я затруднялся…

- Вы работали хорошо, мне с вами на уроке было интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для составления высказывания по теме урока по внеклассному чтению

Данный дидактический материал "Задания для составления высказывания по теме урока внеклассного чтения по творчеству С.А.Есенина" разработан для составления связных высказываний обучающихся на уроке вн...

7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 2 "Общая характеристика природных явлений"

Данная публикация иллюстрирует второй урок ОБЖ в 7 классе  «"Общая характеристика природных явлений"» (презентация) по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов о...

7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 3 "Общая характеристика природных явлений"

Данная публикация иллюстрирует третий урок ОБЖ в 7 классе  «Опасные и ЧС. Общие понятия и определения» (презентация) по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов ...

Презентация урока по предмету Элементы грамоты и развитие речи. 5 год обучения , 2 отдление вспомогательной школы.Тема: чтение слов с опорой на наглядный материал

Материал презентации, а также используемые картинные символы коммуникации являются наглядной основой и помощью для формирования читательских умений (чтение целыми словами) у учащихся с интеллектуально...

План-конспект урока и презентация по теме: «Понятие о наречии» (русский язык, 7 класс).

Данный урок проводится по методическому комплексу М.М. Разумовской....

Наречия.Обобщение.Дефис в наречиях

урок-обощение по теме "Наречие"...