Относительные местоимения
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Слепцова Виктория Николаевна

Открытый урок по русскому языку в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – путешествие по русскому языку в 6 классе

Тема: Относительные местоимения.

Цель: 1) Познакомить учащихся с понятием относительные местоимения.

2) Учить детей отличать относительные местоимения от вопросительных.

3) Определить роль относительных местоимений в сложном преждложении.

4) Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

5) Воспитывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Ход занятия

I Организационный момент

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

               Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

"С добрым утром!"

Итак, давайте пожелаем друг другу добра. Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу, настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу!

Девиз урока: «Удивительное рядом, умей видеть и наблюдать!»

II. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний.

1) Сегодня нам предстоит отправиться в Морфологическую галактику. Полёт нам поможет осуществить межпланетный корабль «Прономина» (лат. – местоимение). Для успешного выполнения всех заданий в этом путешествии, вы поделены на три экипажа.

Итак, мы летим на ближайшую соседку именных планет – планету Местоимений, которая вращается по заместительной орбите.

- Приготовиться к полёту! Три, два, один, пуск! Летим. (звучит косимческая музыка «полёт»)

- Почему орбита называется заместительной? (Ответы учащихся)

Жители планеты Местоимений тесно контактируют с планетами именной группы.

- Какие это планеты? (Ответы учащихся)

Верно, планеты Существительных, Прилагандия, Числяндия. Так вот, местоимения научились вслед за существительными указывать на предмет, вслед за прилагательными указывать на признаки, вслед за числительными – на количество и порядок предметов. Местоимения, одни из которых способны заменить в тексте существительные, другие – прилагательные, третьи – числительные, считают необходимым тщательно изучать свои особенности, поэтому они запустили 9 спутников – лабораторий.

- Какие это спутники? Почему их именно 9? (Ответы учащихся)

2) С некоторых спутников вам отправлены задания. Ваша задача: выполнить задание и ответить на вопрос, с каких спутников – лабораторий отправлены задания.

1 экипаж: «Говорите по-русски» Найдите грамматические ошибки и предложите правильные варианты, определите разряд местоимений.

* Мы пошли к им в гости. (Мы пошли к ним в гости).

* Больной попросил медсестру налить себе воды. (Больной попросил медсестру налить ему воды).

2 экипаж: Вставьте местоимение по смыслу, определите падеж и разряд.

Знать … цену; рвать на … волосы; читать про … .

3 экипаж: Прослушайте отрывок из песенки, какое слово в нём повторяется? К какой части речи оно относится? Определите его разряд.

- Итак, из каких лабораторий были отправлены задания. Ну что ж, вы хорошо справились, и мы продолжаем наш полёт.

- А у меня вопрос. Как вы думаете, может местоимение кто быть другого разряда? На этот вопрос мы сегодня найдём ответ.

III 1) Мобилизующий этап, создание проблемной ситуации.

О, ужас! Началась космическая буря. Это страшное бедствие! Спутники сбились с курса, все местоимения в панике! Поможем им, ребята!

И нам поступает первая радиограмма с неизвестного спутника. Ребята, помогите нас распутать.

- Заполните четвёртую строчку, исключив из каждой лишнее слово.

1. Я, вы, что.

2. Он, себя, сколько.

3. Оно, какой, они.

4. … … … (что, сколько, какой)

- Что это за группа местоимений?

- А как вы думаете, могут вопросительные местоимения относиться к другому разряду местоимений?

2) Проведём лингвистический эксперимент.

- Найдите в предложениях вопросительные местоимения.

* Кто читал эту книгу?

* Какие книги тебя интересуют?

- Какие это предложения по цели высказывания? (вопросительные)

- Составьте повествовательные предложения, используя вопросительные местоимения. Затрудняетесь?

*На доске: Мы знаем, кто читал эту книгу.

Найдите грамматическую основу. Какое это предложение? (СП)

- В русском языке все сложные предложения делятся на две группы: союзные и бессоюзные. Какое предложение мы записали? Сложное, сложноподчинённое, так как от главного члена можно задать вопрос.

-Мы знаем ЧТО? Кто читал.

КТО – союзное слово, синтаксическая роль – подлежащее, выражено местоимением. И это местоимение – относительное.

Ребята,  сформулируйте тему нашего заниятия. Запишите в тетради.

- Правильно, сегодня мы познакомимся с понятием относительные местоимения.

- Как вы думаете, что будет целью такого знакомства? Сформулируйте:

НА доске:

Познакомиться  с понятием ….  …….

Учиться отличать относительные местоимения от ….

Определить роль относительных местоимений в  ……….    ……….

3) – Итак, получается, что у вопросительных местоимений есть родственники на другом спутнике, на каком? (относительный спутник)

- Что у них общего? Чем они различаются (вопросительное и относительное местоимение) (В значении; вопросительные местоимения служат для выражения вопроса, относительные местоимения для связи простых предложений в составе сложного).

Жители вопросительного и относительного спутников подготовили для Вас, ребята, викторину под названием “Узнаете ли Вы нас?”. Сформулируйте задания к этой викторине. (определить разряд местоимений, включенных в предложения):

  1. Кто из Вас не мечтал о далёких галактиках? (кто – вопрос., вас – личн.)
  2. Пожалуй, нет ребят, кто бы не мечтал побывать на других планетах.(кто – относит.)
  3. Планета, которую мы увидели, - настоящее чудо.(которую – относит., мы – личное)
  4. О каких открытиях Вы мечтаете? (каких – вопросит., вы – личное)
  5. Что Вы хотели бы увидеть на других планетах? (что – вопросит., вы – личное)
  6. Непременно сбудется то, что ты загадал? (что – относит., ты – личное)
  7. Чьим именем дорожишь? (чьим – вопросит.)

IV 1) Словарно-орфографическая работа.

Наш полёт продолжается. Мы побывали на разных спутниках планеты Местоимений. А сейчас мы находимся на межпланетной станции “Логос – Словариус” в речевом модуле. Учёные этой станции хотят удивить вас своими открытиями. Они образовали новые слова. Ваша задача, попробовать отгадать эти слова по их лексическому значению.

Инструмент – лат. Instrumentum – орудие: 1)орудие для работы (слесарный, хирургический); 2) музыкальные … (пианино, рояль).

Коллекция – лат. Collection – собирание: систематизированное собрание однородных предметоа, представляющих научный, художественный, исторический интерес.

- А теперь, посмотрите на запись и сформулируйте задание. (Дописать часть предложения, которая начинается с относительного мечтоимения)

* Я воспользуюсь инструментом из коллекции, которая …………………… .

2) Синтаксический разбор предложения.

3) А мы летим дальше, и на пути станция «Учебниково». Как вы думаете, что мы будем делать на этой станции?

Работа по учебнику: с.174 у.142 ( по цепочке у доски)

3) –Ну что ж, наш полёт подходит к концу, но чтобы вернуться домой, капитан Космического корабля «Прономина» подготовил вашим экипажам самостоятельные задания.

 - Внимание морфологический ящик. Самостоятельная работа.

Списать предложения, найти относительные местоимения, определить их синтаксическую роль.

1 экипаж: Все хотят знать, кого тренеры пошлют на соревнования.

Мы не понимали, что происходит в его душе.

Через несколько часов должен я был увидеться с той, которую почитал уже для меня потерянною.

2 экипаж: Я понёс мою песенку к Швабрину, который один во всей крепости мог оценить произведения стихотворца.

Мы хорошо знаем, кто победил в сочинской олимпиаде.

Петя стал наблюдать, что будет дальше.

3 экипаж: Лиса подошла к дереву, на котором сидел тетерев.

Все хорошо знают, кто будет участвовать в школьной олимпиаде.

Мы знаем, чья кандидатура одобрена на собрании.

В конце задания поставьте восклицательный знак на полях, для того, чтобы я знала как вас проверять.

«Красный» - проверьте, пожалуйста, всё и исправьте ошибки.

«Зелёный» - отметьте, пожалуйста, ошибки, я сам исправлю.

«Синий» - укажите, пожалуйста, количество ошибок, я сам их исправлю.

«Чёрный» - не относитесь, пожалуйста, серньёзно к моей работе, я делал всё в спешке.

-Вот мы и вернулись домой, на Землю. Сдайте свои тетради.

V Подведение итогов.

1) - Какие местоимения являются относительными?

-Как отличить относительные местоимения от вопросительных?

- Какую роль выполняют относительные местоимения в сложном предложении?

-Поднимите руки те, кто считает, что мы справились с целью урока.

2)- Пароль на выход: экипажу придумать предложение с относительным местоимением.

VI Домашнее задание

Сделать паспорт относительных местоимений.

Выставление отметок.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный тренажёр "Относительные местоимения. Pronoms relatifs qui, que, dont."

Материал может быть использован для тренировки и  закрепления употребления и усвоения относительных местоимений в модельных фразах (9 класс)....

Презентация "Вопросительно-относительные местоимения"

Презентация по русскому языку в 6 классе для урока по вопросительно-относительным местоимениям...

Открытый урок немецкого языка по теме: "Относительные местоимения"

грамматические задания на урок в 8 классе по теме: "Относительные местоимения"...

Открытый урок "Относительные местоимения". 6 класс.

Относительные местоимения. 6 класс....

Открытытй урок по тмем "Относительные местоимения."6 класс.

Разработка открытого урока . "Относительные местоимения". 6 класс....

Тест на употребление относительных местоимений

Данное упражнение и тест можно испрользовать для проверки понимания и умения правильно употребить относительные местоимения....

Относительные местоимения "qui" "que"

К УМК "Синяя птица" 6 ( 10 Unité). Предлагаю использовать тренировочное упражнение на упортебление относительных местоимений "qui" "que"...