Слово и его лексическое значение (урок № 1, урок № 2).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Дмитренко Ольга Александровна

Урок в формате ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_formate_fgos.russkiy_yazyk.5klass.rar195.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный этап

Включение в деловой ритм.

Подготовка класса к уроку.

Самоопределение (Л)

2. Проверка домашнего задания

Вопросы для работы в парах (Слайд № 2):

1.Что такое лексика? 2. Для чего служит слово в языке?

3.Что такое словарный состав языка?

4.Известно ли точное количество слов в русском языке?

Чтение творческих (работ по желанию).

Работают в парах, поочередно отвечая на

вопросы.

Самооценка.

Взаимооценка.

Читают сочинения-миниатюры.

Самопознание (Л)

Контроль (Р)

Учет позиции собеседника (К).

Строить монологическое высказывание (К)

2. Актуализация

Повторение знаний:

прямая речь (Слайд № 3): словосочетание, правописание безударных гласных в корне слова.

Повторяют по справочнику (по таблице,  по учебнику).  

Контроль (Р)

Оценка (Р)

3. Мотивация познавательной деятельности

Когда нам может понадобиться умение разъяснять лексическое значение слова?

Отвечают: В обычной жизни, на уроках.

Смыслообразование(Л)

 

Контроль (Р)

Коррекция (Р)

4. Организация познавательной деятельности

 1. Лексическое значение известного слова мы всегда можем объяснить (истолковать). Для овладения новым, незнакомым словом важно усвоить его лексическое значение. Поэтому мы должны знать основные способы толкования лексического значения слова и уметь ими пользоваться.

2. Нахождение в толковом словаре слов. Составление словосочетаний. Упр.326.

Обратить внимание учащихся на слова, помещенные на правом поле. Они являются близкими по значению к слову лазурный, данному в образце, поэтому его можно толковать с помощью этих слов: лазурный — «небесный, бирюзовый, голубой, т. е. цвета ясного неба».

Обратить внимание учащихся на то, что слово голубой имеет широкую сочетаемость, а слово небесный — узкую: небесная синева.

3. Определение приема (способа) толкования лексического значения слова.

Упр. 327  даёт возможность повторить предложения с прямой речью и постановку знаков препинания в них. Разъясняет, что данные высказывания при составлении предложения должны стать прямой речью (она выделяется с обеих сторон кавычками). Слова автора учащиеся составляют сами из фамилии автора высказывания и глагола, например: советовал (для первого высказывания), говорил (для второго), утверждал (для третьего).

Проверьте работу. (Слайд № 4).

4. Узнавание слова по толкованию его лексического значения (упр. 328).

Напоминает, как решается кроссворд.  Обращает внимание: при отгадывании кроссворда мы имеем дело с лексическими значениями слов, по которым узнаем слова. Рекомендует детям отгадывать кроссворды, помещаемые в детских газетах и журналах.

5. Тест с последующей самопроверкой.

( Слайд № 5).

1.Читают теоретические сведения на стр.135.

2. Выполняют упр. 326.

небо

глаза

море

цвет

незабудка

                                                   небо         голубое небо, лазурное небо, бирюзовое небо
                                                    голубые глаза

                                                     голубое море, лазурное море, бирюзовое море
                                                    голубой цвет, небесный цвет

                                                    голубая незабудка

3. Выполняют упр. 327 (1, 2). Учащиеся находят в толковом словаре учебника словарную статью, в которой разъясняется лексическое значение слова лексикон. Оно толкуется с помощью указания на признаки понятия.

Толкование этого слова записывается как предложение:

«Лексикон — это запас слов и выражений отдельного человека».

1. М. Горький советовал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте таких мастеров словесного искусства, каковы Пушкин, Гоголь, Лев Толстой, Лесков, Чехов».

2. «Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму», - говорил М.Горький.

Самопроверка.

4. Выполняют упр. 328.

5. Выполняют тест. Проверяют.

Самопознание (Л)

Целеполагание (Р)

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Контроль (Р)

Коррекция (Р)

Оценка (Р)

Формировать собственное мнение (К)

Строить монологическое высказывание (К)

Общеучебные (П)

Логические (П)

5. Домашнее задание

1. Прочитать теоретич. сведения стр.133 - 135.

2. Упр. 327 (3) или составить кроссворд.

Записывают.

Смыслообразование(Л)

Контроль (Р)

6. Рефлексия

Какое задание было трудным (лёгким, интересным)?

Отвечают.

Самопознание (Л)

7. Самооценка

Выполните самооценку.

Выполняют самооценку.

Самопознание (Л)

Самоанализ урока

Достижения

Затруднения

Предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение.

Презентация к уроку русского языка (5 класс) по программе Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

Технологическая карта урока русского языка "Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)"

Технологическая карта урока русского языка Тема:  Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)Класс: 5 Цели: совершенствование умения понимать роль слова в формировании и вы...

Слово и его лексическое значение. Лексическая норма (точность словоупотребления)

Презентация включает в себя информацию об основном лексическом значении слова, грубых лексических ошибках, нормах сочетаемости слов....

Урок руского языка в 5 классе по теме "Слово и его лексическое значение" и презентация к уроку

Урок- изучение нового материала в 5 классе по теме "Слово и его лексическое значение" и презентация к уроку...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС  Предмет:    русский языкКласс:      5Тема урока:    Лексика. Культура речи. ...