Определенно-личные предложения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Веричева Любовь Александровна

Урок русского языка в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olp.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели:

  • проследить, как «работают» односоставные определенно-личные предложения в речи, используются в различных стилях;
  • формировать умения, обнаруживать односоставные предложения в заданном тексте; развивать навык уместного употребления определенно-личных предложений в собственной речи;
  • воспитывать потребность в познании и открытиях, способствовать развитию любознательности и любви к родному языку.

Оборудование: слова на плакате М. Цветаевой «Не думаю, не жалуюсь...», слова А. Блока «Ночь, улица...», тексты для учащихся, таблички названий стилей речи, таблицы-схемы для ответов учащихся (сигналы), слова Ломоносова: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности служит».

1.Слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами. Приглашаю вас в Мир русского языка.

А вы не знаете, почему у нас много гостей?

Появилась я в вашей школе, меня ознакомили с приказом, спросили: «Вы Веричева Любовь Александровна? Вы идете в 8Б класс?» Отдали докладную, заявление - документы серьезные, официальные. Я пыталась объяснить, что у нас урок русского языка и тема - Определенно-личные предложения. Нам необходимо научиться находить определенно-личные предложения, посмотреть, как удается «творить чудеса» великим писателям, проследить, как «работают» односоставные предложения в нашей речи, где они нас окружают. Но, увы! Спорить было не к лицу. Я принесла документы к вам и по окончании урока мы должны дать исчерпывающую информацию.

Итак, я приглашаю вас в мир русского языка, обещаю вам удивительное открытия в

области Синтаксиса.

1. Обращение к эпиграфу:

Не думаю, не жалуюсь, не спорю.

Не сплю.

Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,

Ни к кораблю.

Не чувствую, как в этих стенах жарко,

Как зелено в саду.

Давно желанного и жданного подарка

Не жду.

Не радуют ни утро, ни трамвая

Звенящий бег.

-Почему особняком стоит «Не сплю?» (Разговор о бессоннице, но не как болезненно-утомительной ситуации, а как о даре Божием: бессонница для творческого человека - это время творчества, а для подростка - это время роста души, время сосредоточенного размышления о себе, время открытий и познаний).

2. - Отправимся в мир Познаний? Записываем число, классная работа, тема урока.

Астролог (учитель в шляпе астролога) - Стоп! Ребята! Остановитесь! А вдруг вас ждут разочарования? Может, не стоит рисковать? Давайте я подскажу вам по звездам, что день грядущий вам готовит: Козерогов ждут открытия в области синтаксиса;

Водолеи будут подвержены некоторым неясностям со стороны пунктуации;

Рыбам стоит опасаться появления обращений в односоставных предложениях;

Овны должны внимательно присмотреться к грамматическим основам;

Тельцы могут заразиться опасной болезнью неузнавания простых и сложных предложений;

Близнецы истратят весь запас терпения, сдержанности и рассудительности, узнавая

односоставные предложения;

Раки и Львы столкнутся с коварством назывных предложений;

Девы должны присмотреться к предложениям определенно-личным;

Весам и Скорпионам советуем не доверять предложениям с неопределенным лицом;

Стрельцам, как самым стойким и отважным, предстоит распознать синтаксические

конструкции без всякого лица.

В целом урок с новым учителем благоприятно подействует на знания учащихся, необходимо только быть внимательными, активными и жаждущими познаний.

II. Учитель: - Спасибо Астрологу. А перед нами первое задание. Вы получили приглашение.

? Найдите в нем определенно-личное предложение. Какие предложения называются определенно-личными? Что значит предложение односоставное? Какие односоставные предложения вы знаете? О чем говорит вам сигнал на доске? (Иду - идем; идешь - идете; иди - идите) Какую помощь могут оказать вам местоимения (я -мы, ты - вы).

? А знаете ли вы, что определенно-личные предложения, как люди, большие труженики, где их только не встретишь: и в кабинете официального лица, и за столом ученого, и в классе и среди бумаг писателя. Давайте вспомним, как начинался ваш день.

1. Предлагается текст.
Утром я встаю в семь часов.

Я делаю зарядку. Потом я умываюсь

и завтракаю. В 8 часов я выхожу из дома.

? Какие это предложения? Не назойливо ли это я? Попробуем его убрать. Прочитайте

получившийся текст. Какой лучше?. Чем отличаются? Сделайте вывод.

Вывод: Без подлежащих речь динамична, лаконична.

2. - Ребята, спешу познакомить вас с документом

Директору школы № …

зам. директора по хозяйственной части

докладная.

Довожу до Вашего сведения, что ученик 8 Б класса сегодня по дороге в

школу, догнав группу курильщиков из 5 класса с жаром убеждал их в непозволительности баловства с сигаретой. Я ясно слышала, как он говорил:

  • Брось сигарету, пацан, брось!
  • Относись к своему здоровью бережно!
  • Дружок, подумай о вреде табакокурения.
  • Курить - здоровью вредить! (Текст написан на доске)

? Выпишите синтаксическую конструкцию с которой начиналась докладная. Из предложений, записанных на доске, выпишите грамматические основы. Какое предложение четвертое лишнее? Почему? Являются ли членом предложения обращения?

3. Восстановленный текст.

? Выпишите грамматические основы. По ним восстановите содержание.

Цените все хорошее, что приобрели в школьные годы. Не растрачивайте богатств юношеских лет. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Берегите и любите своих родителей.

? Какому стилю присуща призывность? Публицистическому (на доске высвечивается табличка с надписью стиля - ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ)

Вывод: Определенно-личные предложения трудятся в публицистике.

4. Работа с заявлением.

Директору школы № …

зав. почтовым отделением г. Межгорье

заявление. Прошу помочь мне в обнаружении письма Хлестакова, адресованного его благородию Ивану Васильевичу Тряпичкину, которое вопреки всем правилам тайны

переписки пропало и находится у ученика 8Б класса Знание

содержания письма необходимо для стратегической безопасности объектов г. Межгорье.

? Выпишите первое предложение заявления.

Заслушивается содержание письма. Из какого произведения (содержание письма находится

на столе каждого ученика). Найдите определенно-личные предложения.

В дружеских письмах какой стиль употребляется? (высвечивается на доске табличка

РАЗГОВОРНЫЙ)

Вывод. Без определенно-личных предложений не обойтись в разговорном стиле .

5. Ознакомление с приказом.

ПРИКАЗ О пользовании сотовой связью.

Во избежание передачи учебной информации по сотовой связи ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Запретить пользование сотовыми телефонами во время проведения учебных занятий.

? Приказываю запретить - это какое предложение? (Определенно-личное).

- А информация по сотовой связи все-таки дошла до нас. И появилась она не где-нибудь, а

в нашем кабинете. (Открываются слова)

Ночь, улица, фонарь, аптека. Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века. Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала. И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.

А.Блок.

? Из каких предложений состоит текст? Найдите определенно - личные предложения.

6. Работа над поэтическим текстом М. Цветаевой (эпиграф на доске)

? Прочитайте, пожалуйста. Из каких предложений состоит текст? Для чего автор использует определенно-личные предложения? Какой стиль речи? (Высвечивается табличка ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ)

7. Высвечивается фраза М. Ломоносова:

«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности

служит»

Вывод .Определенно- личные предложения украшают речь художественную.

8. Самостоятельное осмысление определенно-личных предложений в художественном
тексте.

? На месте точек вставить подходящие по смыслу глаголы - сказуемые в определенно -

личные предложения.

(Текст на листочках о родном городе Межгорье).

? А зачем были переданы официальные документы: заявление, докладная? (В них работают определенно-личные предложения). Какой стиль речи характерен для официальных документов? (Высвечивается табличка ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ).

9. Укрась свою речь.

На доске три вазы. Условно каждая ваза - это наша речь. Речь должна быть красивой. 1 ряд

украшает вазу определенно-личными предложениями, 2 ряд – определенно-личными

предложениями, 3 ряд - двусоставными.

(У каждого ученика на парте имеется комплект предложений желтого, красного и синего

цветов).

10. Подведение итогов. Оценивание.

? В каких стилях трудились определенно-личные предложения? Какой стиль речи не был представлен? (Высвечивается табличка НАУЧНЫЙ)

Дается домашнее задание: из учебника геометрии выписать 5-6 определенно-личных предложений научного стиля.

Заключительное слово учителя: Подошел урок к концу. В течение всего урока мы рассматривали определенно-личные предложения, анализировали, наблюдали, как они «работают» Вы старались проникнуть в тайны синтаксических конструкций, а значит, в нашу речь. Радует, что вы хорошо усвоили материал. Успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.

Данный урок представлен в разделе « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» На данном уроке предполагается изучение и закрепление новой темы....

Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.

Презентация к уроку русского языка  в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...

Урок по теме "Односоставные предложения. Определенно-личные предложения."

Урок по теме "Односоставные предложения. Определенно-личные предложения."...

Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.

Урок усвоения новых знаний к учебнику М.М.Разумовской....

Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.

Урок для учащися 8 класса. Программа М.М.Разумовской. Урок выполнен в системно-деятельностном подходе....