Урок русского языка по теме "Фонетические чередования в русском языке"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Кузовлева Ирина Васильевна

Урок русского языка  по теме "Фонетические чередования в русском языке" позволяет расширить знания учащихся об исторических процессах русского языка. исторических корнях  русских слов. Учащиеся должны Ø  Знать о фонетических «приметах» старославянских слов.

Ø   Находить слова с полногласием и неполногласием в современном русском языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл foneticheskie_cheredovaniya_v_russkom_yazyke.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока        «Фонетические чередования  в русском языке»

  • Знать о фонетических «приметах» старославянских слов.
  •  Находить слова с полногласием и неполногласием в современном русском языке.

Ход урока:

  1. Актуализация знаний и проверка домашнего задания:
  • Назовите фразеологизмы, в состав которых входят буквы  старославянской азбуки. Объясните их значение.

Примерные ответы учащихся: Прописать ижицу. Аз да буки – вот и все науки Аз, буки, веди страшат, что медведи. Сначала аз да буки, а потом и науки. Азбуку учат на всю избу кричат. Азы да буки избавляют от муки. С азов, азы науки. Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет.

  1. Объяснение нового материала. Лекция.

Лексика русского языка разнообразна. Она включает в свой состав не только слова русские по происхождению, но и заимствованные из других языков.  Все иноязычные слова имеют свои приметы:

  • Словам немецкого происхождения свойственны сочетания начальных шт и шп: штамп, штемпель, штык, штаб, штраф; и окончание слов -мейстер: гроссмейстер, капельмейстер, концертмейстер и др.
  • Для английских заимствований характерно наличие сочетаний тч, дж: матч, скетч, менеджер, имидж, джаз; -ва, -ви, -ве: ватт, виски, вельбот; конечных сочетаний - инг, -мен, -ер: митинг, брифинг, рейтинг, бизнесмен, супермен, таймер.

Есть свои признаки и у слов заимствованных из старославянского языка.

К фонетическим признакам старославянизмов относятся:

а) неполногласие, т.е. сочетания -ра-, -ла-, -ре-, -ле- между согласными на месте полногласных русских -оро-, -оло-, -ере-, -еле, -ело- в составе одной морфемы: брада

б) сочетания ра-, ла- в начале слова на месте русских ро-, ло- раб,
            в) сочетание жд на месте русского ж, восходящие к единому общеславянскому созвучию [dj]: одежда,

г) согласный щ на месте русского ч, также восходящие к одному и тому же общеславянскому созвучию [tj]: нощь, дщерь; ср. восточнославянские: ночь, дочь,
д) гласный е в начале слова на месте русского о

е) гласный е под ударением перед твердым согласным на месте русского о (ё): крест

  1. Закрепление изученного материала
  • Рассмотрим примеры, подберем пары к предложенным словам  и проведем исследование, чтобы определить, какие изменения произошли со старославянизмами в русском языке.
  1. Град                                       Вывод: неполногласия заменены полногласием

Чреда                                                        оло, оро, ере

Глава

Брег

Плен

Глад

  1. Одежа                                         Вывод: чередование ж//жд

Надежа

Меж

  1. Елень                                           Вывод: е//о  (особое внимание обратить на слово

Един                                                          Есень – осень, отсюда – Есенин)

Есень

  1. Нощь                                            Вывод: чередование щ//ч

Дщерь

  1. Ладья                                             Вывод: чередование ла, ра//ло,ро

Равный

  • Определите, какое слово в паре является старославянизмом. Чем кроме фонетических чередований различаются слова в парах?

(Ответ: стилистической окраской среди старославянизмов много книжных слов, принадлежащих к высокой лексике)

Агнец-ягненок, страж-сторож, молочный – млечный, здоровье – здравие, мрак – морок, уж -юж, аз-я ,ворота- врата, горожанин – гражданин, расти- рослый, волость – власть.

  • Задание на смекалку. В русском языке есть слово с неполногласием  «смрад», заимствованное из старославянского языка. Какое «географическое» сказочно- былинное название связано с этим словом? ( река Смородина, смрадная, зловещая)
  1. Домашнее задание:
  1. Рассмотрите пары слов: глава и голова, древо и дерево, шлем и шелом. Объясните, какое значение имеет каждое слово в паре. Различны ли они по стилистической окраске?
  2. Подберите пары к словам полон, порох, хоробрый, болого, молодость, молоко
  3. Как вы считаете есть ли пары у слов горох и время?

 

, ,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Корни с чередованием букв Е-И".

- объяснить правописание корней с чередованием букв Е-И; - развивать наблюдательность и смекалку, умение быстро ориентироваться при выборе правильного ответа; - воспитывать трудолюбие. ...

Разработка урока русского языка по теме "Чередование корней кос-кас"

Методические рекомендации к проведению урока с чередованием корней...

Презентация к уроку русского языка "Корни с чередованием раст- ращ- рос-"

Данный материал содержит материал для проведения урока в 5 классе на тему "Правописание корней с чередованием гласных А-О ". В работе представлены разнообразные задания по теме....

Методическая разработка открытого бинарного урока по теме «Личные местоимения в русском и испанском языках», ФГОС 5 класс, учитель испанского языка Никольская С. А., учитель русского языка Сизова Н. В., Гимназия №148 им. Сервантеса, г. Санкт-Петербург

Открытый урок по теме: «Личные местоимения в русском и испанском языках» представляет собой  бинарный урок общеметодологической направленности  (один из четырёх типов уроков деятельностной н...

Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)

Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность  изучения тем и разделов с учетом  межпредметных связей, воз...