Контрольная работа по лексике 10 класс
тест по русскому языку (10 класс) на тему

Контрольная работа по лексике в форме теста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kr_po_leksike_10_kl.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА» (10 КЛАСС)

Вариант 1

Часть 1

Вариант 2

Часть 1

  1. Какие слова из современного русского языка считаются заимствованными?

А) из индоевропейского языка-предка;                   в) из украинского;                                    

 б) из восточнославянского;                                          г) из старославянского.

1)а, б, в       2)  б, в      3)в        4) в, г

  1. Что служит доказательством родства языков?
  1. Сходство фонетических знаков
  2. Отсутствие различий в грамматическом строе
  3. Сходство наиболее старой части лексики
  4. Сходство наиболее поздней  части лексики
  5. Одинаковый алфавит

  1. Укажите в каждой паре исконно русское слово:
  1. а) эмаль        б) серебро
  2. а) улица        б) аллея
  3. а) сарафан    б) сорочка
  1. Укажите в каждой паре исконно русское слово:
  1. а) фундамент       б) основа
  2. а) яблоко               б) арбуз
  3. а) мойка                 б) ванна
  4. а) вульгарный       б) пошлый

  1. Допишите слово.

Из праславянского  gordъ образовалось польское grod, сербохорватское град, русское……………….

  1. Допишите слово.

Из праславянского drevo  образовалось польское  dzevo, болгарское ДЪРВО , русское……………….

  1. Укажите стилистические синонимы.
  1. Текучий – текущий
  2. Могучий – могущий
  3. Страж – сторож
  4. Прах – порох
  1. Укажите стилистические синонимы.
  1. огородить - оградить
  2. предсказывать - предрекать
  3. отремонтировать - починить
  4. дорогостоящий - драгоценный

  1. Какой из глаголов имеет омоним?

Поднялась метель, и ветер стал резать прямо в глаза. Я крикнул солнцу: «Погоди! Послушай, златолобо! Чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!» кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит.

1)подняться      2)резать     3)зайти    4)принадлежать

  1. Какой из глаголов имеет омоним?
  1. топить
  2. собирать
  3. расцветать
  4. продвигать
  1. В каком предложении вместо глагола одевать следует употребить надевать?
  1. Всех детей одевали одинаково.
  2. Спускаясь в катакомбы, исследователи одевали противогазы.
  3. Хозяин обещал работнику весь год кормить его и одевать.
  4. Не надо одевать ребенка в тесную одежду.

  1. Значение какого слова определено неверно?
  1. Филиал – часть какого-то предприятия, учреждения.
  2. Триллион – число, изображаемое единицей с 12 нулями.
  3. Стажёр – лицо, проходящее испытательный срок.
  4. Сувенир – подарок ко дню рождения.
  1. В каком предложении вместо прилагательного ординарный следует употребить одинарный?
  1. Начальник показался мне человеком ничем не примечательным, ординарным.
  2. Возьмите ординарный лист и согните его пополам.
  3. У гениального человека часто бывает ординарная внешность.
  4. Критики называют новую повесть М. ординарной.
  1. Значение какого слова определено неверно?
  1. Свекровь  – мать мужа.
  2. Десерт – сладкие блюда, фрукты, подаваемые в конце обеда.
  3. Обескуражить – лишить кого-либо уверенности в себе.
  4. Репутация – уважение к кому-либо или чему-либо со стороны людей.

  1. Какое из перечисленных слов имеет значение «презрительно-надменный»?
  1. Высокомерный;  2) фамильярный;  3) тщеславный;  4) алчный.

  1. Какое из перечисленных слов имеет значение «старательный, хорошо исполняющий свои обязанности»?
  1. Исполненный;  2) исполняемый;  3) исполнительский;  4) исполнительный.

  1. В каких предложениях встречается лексика разных стилей?
  1. Драма предназначена для исполнения на сцене, этим и отличается от эпоса и лирики.
  2. Грибоедов написал свою знаменитую комедию в 1823 году.
  3. Молчалин, возлюбленный Софьи, показан ничтожным приспособленцем и просто подлецом.
  4. Фамусов, отец Софьи, не только богатый московский барин, но и крупный чиновник.

  1. В каких предложениях встречается лексика разных стилей?
  1. Фамилия Фамусов переводится как «богатый, знаменитый».
  2. Молчалин не молчит, а постоянно подлизывается ко всем героям комедии.
  3. Критики неоднозначно отзывались о личности Чацкого, а Пушкин и вовсе отказал ему в уме.
  4. Чацкий – один из первых «лишних людей» в русской литературе 19 века.

  1. Укажите вариант с речевой ошибкой.
  1. а) играть большую роль;    б)выполнять большую роль.

2.а) салатовый цвет косынки;   б) салатный цвет косынки

  1. В каких предложениях есть тавтология (стечение в одной фразе нескольких однокоренных слов)?
  1. В романе М. Лермонтова «Герой нашего времени» изображается «история души человеческой».
  2. Судя по тем находкам, которые они нашли, уже есть  доказательства в пользу этой гипотезы.
  3. В своем романе писатель описал тип «лишнего человека».
  4. В стихотворении «Дума» Лермонтов не сочувствует «лишним людям», а гневно обвиняет их.

  1. Какая стилистическая фигура представляет собой «расположение слов (обычно однородных членов) по принципу возрастания или убывания какого-либо качества»?
  1. Инверсия    2) анафора   3) градация   4) оксюморон

  1. Укажите вариант с речевой ошибкой.
  1. а) иметь важное значение;    б)играть важное значение.
  1. а) увеличить уровень;   б) повысить уровень.
  1. В каких предложениях есть тавтология (стечение в одной фразе нескольких однокоренных слов)?
  1. Рассказ, который он нам рассказал, не вызывает доверия.
  2. Лирика Пушкина конца 20-х годов имеет философский характер.
  3. Публикация каждой из глав романа «Евгений Онегин» сопровождалась критическими отзывами в газетах и журналах, спорами читающей публики.
  4. По словам Мережковского, Пушкин говорит о смерти спокойно, как люди, близкие к природе, как древние эллины и русские мужики.
  1. Какое из средств выразительности представляет собой «сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе»?
  1. Инверсия    2) метафора   3) градация   4) оксюморон

Часть 2

Прочитайте текст.

1)Крик, хохот, рассказы оглушили кузнеца. 2) Все наперерыв спешили рассказать красавице что-нибудь новое, выгружали мешки и хвастались паляницами, колбасами, варениками, которых успели набрать довольно за свои колядки. 3) Оксана, казалось, была в совершенном удовольствии и радости, болтала то с той, то с другой и хохотала без умолку. 4) С какой-то досадой и завистью глядел кузнец на такую веселость и на этот раз проклинал колядки, хотя сам бывал от них без ума.

  1. Какие слова выступают в качестве контекстных синонимов?
  1. спешили – успели
  2. красавица – Оксана
  3. болтала – хохотала
  4. досада – зависть
  1. Какое слово в предложении № 2 является украинизмом?

Выпишите из текста фразеологический оборот

Прочитайте текст из народной сказки.

(1)Еще усерднее принялся он (работник) за работу: ночь недосыпает, день недоедает.   (2)Поглядишь: у кого хлеб сохнет, желтеет, а у хозяина все бутеет ; чьего коня под гору тащат, а его и на поводу не удержать. (3) Хозяин разумел, кого благодарить, кому спасибо говорить.                 (4) Кончился срок, миновал год – он кучу денег на стол. (5) Берет работник опять одну денежку, идет к колодезю воды испить.

1. В каком предложении используются контекстные антонимы?

1) в 5-м     2) во 2-м    3) в 3-м   4) в 4-м

2. Выпишите  устаревшие слова.

3. Замените выражение «усердно работать» фразеологическим оборотом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по лексике для 6 класса

Итоговая контрольная работа проводится на последних уроках раздела"Лексика".В ней учтены практически все изученные темы.Особое внимание уделено фразеологизмам,т.к . ребята мало знают их , редко употре...

Домашняя контрольная работа по лексике. 6 класс

Незамысловатая работа, направленная на формирование культуры работы со словарём. Задания оформлены по моделям заданий ЕГЭ....

Задания ЕГЭ раздела «Владение Языком» (Language USE) «Грамматика и Лексика» (Grammar and Vocabulary) при составлении контрольных работ в старших классах.

Материал содержит основную информацию и примеры упражнений для старшеклассников при подготовке к разделу ЕГЭ "Лексика и грамматика"...

контрольная работа по лексике 6 класс

контрольная работа на закрепление знаний по лексике состоит из 3 вариантов. Подготовлена для учащихся разных уровней знаний....

Лексико-грамматическая контрольная работа для 3 класса за II четверть

Контрольная работа составлена для 3 класса для  проверки уровня усвоения лексики и грамматики за II четверть. Учебник: Верещагина....

Лексико-грамматическая контрольная работа для 4 класса за II четверть

Контрольная работа была составлена для прверки уровня усвоения учащимися 4 класса пройденной лексики и грамматики за II четверть....

Лексико-грамматическая контрольная работа в 4 классе по теме “Being happy in the country and in the city”

Контрольна работа предназначена для проверки знания лексического и грамматического материала по теме " Being happy in the country and in the city"...