Однородные и неоднородные определения
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему

Парушкина Галина Николаевна

 Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме "Однородные и неоднородные определения". Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС: ученики самостоятельно выводят тему урока, формулируют цели урока, задания. 

На уроке организуется парная работа.

В занимательной форме происходит знакомство учеников с новыми словарными словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnorodnye_i_neodnorodnye_opredeleniya.rar160.45 КБ

Подписи к слайдам:

Подготовьте рассказ-обобщение об однородных членах предложения по предварительно составленному плану.
1. Определение
однородных членов предложения.
2. В
каком отношении друг к другу находятся однородные
члены предложения и как они соединяются между собой?
3.Словами
какой части речи выражаются однородные
чле­ны
предложения?
4.Распространенные
и нераспространенные однородные
члены предложения.
5.Понятие
о рядах однородных членов предложения.
6.Синтаксическая
функция однородных членов
предложения
.
Упражнение 1
Стояли жаркие безветренные июньские дни.
Что-то необыкновенно широкое размашистое богатырс­кое тянулось по степи вместо дороги
.

(
А. Чехов)
Частые свежие следы то и дело пересекали дорогу.
Огромная темная туча быстро надвигалась с запада и ско­ро прошлась теплым летним обильным дожем.
Приятно возвратиться в старое испытанное место.
Но до сих пор на ту же яблоню в хорошее росистое утро прилетает старый воробей
.

(
М. Пришвин
)
Выхлопной
газ перемешиваясь с морозной снежной пылью увлекался скоростью движения.
3 + 3 + 1 = 7


Очень
внимательно прочитайте предложения. Рас­смотрите схему-пример. Сформулируйте задание к упражне­нию
.

Задания к упражнению:
Сделайте синтаксический разбор предложения, в котором
самое большое количество слов с безударной гласной в корне.
Составьте цепочку, в которой учитывалось бы количество
звуков в слове. Начните со слова
прикосновения.
Соблюдайте принцип
постепенного уменьшения количества звуков в словах.
Спасибо за урок!
Идет сильный, редкий дождь. По улице медленно шагает человек. Прохожий спрашивает его:
-Почему
вы так медлен­но идете под дождем
?
-

[ Б ] — отвечает он
.
— ?
[

].
Справка:
Впереди такой же сильный дождь. А зачем спешить?
Перед вами упражнение в виде необычным обра­зом написанной шутки и справка к ней. Сформулируйте зада­ние к этому упражнению.
Сформулируйте лексическое значение слов
рек­визит

и
декорация.
Реквизит

это совокупность предметов для театраль­ной постановки.
Декорация


установленное на сцене место и обстанов­ка театрального действия.
Используя орфографический словарь, расскажи­те о написании слов
реквизит
и
декорация
.
Составьте предложение, в которое вошли бы оба новых
сло­ва.

Первый
вариант
состав­ляет предложение с
однородным определением
, а
второй
— с н
еоднородным.
Отталкиваясь от темы урока и учитывая, что мы начали на прошлом занятии разговор об однородных членах предложения, сформулируйте цель урока
.
Цель урока:
повторить изученный материал об однородных членах предложения;
узнать, что такое однородные и неодно­родные определения;
учиться отличать их друг от друга.
Прочитайте материал учебника на странице 114.
А
теперь обобщите весь материал об однородных и неоднородных определениях.
Упражнение 2
Но маленький хитрый человек знал, что от одного его ма­лейшего прикосновения собака с визгом радости бросится на него и утопит
.

(
М. Пришвин)
А в лунную мартовскую ночь плывет над снегами опало­вый свет
.

(
В. Песков)
Васька решил выследить, куда пробирается украдкой этот шальной страшный человек
.

(
А. Гайдар)
Возле небольшой заводской площадки, возле складов туск­ло мерцали огни ночных фонарей
.

(
А. Гайдар
)
И
з
данных определений исключить одно с однородными
опре
-делениями
. Подчеркнуть однородные и неоднородные оп­ределения. Поставить недостающие знаки препинания.
Прочитайте предложения. Найдите в них синтак­сические конструкции по теме урока. Сформулируйте задание к упражнению.
Страница 114-115, упр.244
Дома
Однородные и неоднородные определения
Парушкина
Г.Н.
МКОУ «Бородинская ООШ Омского
муниципального района
Омской области»
Задания
к
упражнению:
1.
Укажите предложения, которые можно выделить из
чис­ла
написанных по какому-либо признаку.
Составьте две орфографические цепочки. В первую
дол­жны
войти слова из предложений с однородными определения­
ми. Во вторую — слова из предложений с неоднородными
опре­делениями
. Орфограммы в цепочках не должны повторяться.
Назовите слова, в которых звуков меньше, чем букв,
но по разным причинам.
.
Определите второе слово. Первая его часть являет­ся в латинском языке
приставкой, обозначающей отделение, уда­ление, отмену и движение вниз, снижение
. Чтобы найти вторую часть, нужно из корня слова
приковывать

убрать парный звон­кий согласный звук. К этим двум частям прибавьте слово, обо­значающее
переносную радиостанцию
. Назовите новое слово.
Это слово
декорация.
Наряду с однородными, в русском языке существу­ют неоднородные определения. Зная этот факт, сформулируй­те тему сегодняшнего урока
.
Тема сегодняшнего урока:
Однородные и неоднородные оп­ределения.
Идет сильный весенний дождь.
Скажите, какое определение относится непосредственно к определяемому слову
дождь:
ближайшее или дальнее.
Ближайшее определение (
весенний)
относится к опреде­ляемому слову (
дождь
).
К чему относится другое определение
(сильный
)?
Другое определение относится к словосочетанию первого определения с существительным.
Произносятся ли эти определения с интонацией перечисления и допускается ли между ними вставка союза
и?
Эти определения не произносятся с интонацией перечис­ления и между ними не допускается вставка союза
и.
Расскажите, чем отличаются однородные опреде­ления от неоднородных.
Прочитайте
из шутки предложение с однородны­ми членами. Скажите, какую синтаксическую функцию они выполняют в этом предложении
.
Это однородные определения.
Определение темы и цели урока
Упражнение 1
Стояли жаркие безветренные июньские дни.
Что-то необыкновенно широкое размашистое богатырс­кое тянулось по степи вместо дороги
.

(
А. Чехов)
Частые свежие следы то и дело пересекали дорогу.
Огромная темная туча быстро надвигалась с запада и ско­ро прошлась теплым летним обильным дожем.
Приятно возвратиться в старое испытанное место.
Но до сих пор на ту же яблоню в хорошее росистое утро прилетает старый воробей
.

(
М. Пришвин
)
Выхлопной
газ перемешиваясь с морозной снежной пылью увлекался скоростью движения.
3 + 3 + 1 = 7


Задания к упражнению:
Составьте сквозную орфографическую цепочку.
Включи­те
в
неё
слова с орфограммами, которые имеются во всех
вы­полненных
на уроке упражнениях.
Найдите не менее трех отличий в словах
народное

и
пев­цов
.
Если определения произносятся с интонацией
перечисления
и между ними можно вставить союз

и
,
то это одно­родные определения, и они одинаково относятся к определяе­мому слову. Попытайтесь отразить это схематически.
|


I


I
Идет сильный, редкий дождь
.
А теперь изменим данное предложение
:

Идет сильный весенний дождь.
Скажите, какое определение относится непосредственно к определяемому слову
дождь
:
ближайшее или дальнее
.
Познакомимся с двумя новыми словами. Назови­те первое слово. Первая его часть является корнем в слове
река.
Добавьте к ней слово иностранного происхождения, обо­значающее
посещение, преимущественно деловое
.
Это слово
реквизит.
Словарно-орфографическая работа
Используя предложения из справки, нужно восстановить текст шутки
.
Еще раз обратимся к предложению из шутки с од­нородными определениями. Прочитайте его. Определите, с какой интонацией произносятся однородные определения.
Однородные определения произносятся с интонацией пере­числения.
Допускают ли однородные определения вставку союза
и
между ними?
Между однородными определениями можно вставить союз
и.
Данные
предложения надо разделить на три группы.
В
двух группах — по три предложения, в третьей — одно.
По­ставить
недостающие знаки
препинания.
В
одну группу
необходимо записать
три пред­ложения с
однородными определениями
, в
другую
— три пред­ложения с
неоднородными определениями
, в
третью
— пред­ложение с
однородными и неоднородными определениями.
Прочитайте
части текста о китайском театре, на­писанные в нарушенной последовательности. Обратите внима­ние на дополнительную запись. Сформулируйте задание к уп­ражнению.
Нужно восстановить текст, определив правильный поря­док его частей, ориентируясь на наличие или отсутствие од­нородных и неоднородных определений. В п
ервой части

есть неоднородные
определения. Во
второй
— нет ни однородных, ни неоднородных определений. В
третьей
части имеются только однородные определения. Поставить недостающие знаки препинания
.
Устно составьте
текст,
проверьте
и
обоснуйте. Запишите
часть, в которой есть неоднородные определения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

различение однородных и неоднородных определений.

Данный материал создан для подготовки к ЕГЭ , внем дан теоретический материал, материал для закрепления, работа на повторение по орфографии (частьА 13) и слова, в которых нужно правильно расставить уд...

"Однородные и неоднородные определения" (Конспект урока)

Подробный конспект урока изучения новой темы "Однородные и неоднородные определения" (8 класс)...

урок по теме: «Однородные и неоднородные определения»

Однородные определения   Признаки и условия однородности 1. Перечисляют признаки разных предметов 2. Характеризуют предмет с какой-либо одной стороны, обозначают состояние ...

Однородные и неоднородные определения.

Цели: дать понятие об однородных и неоднородных определениях; уметь определять однородные и неоднородные определения....

урок по теме "Однородные и неоднородные определения

урок разработан по теме "Однородные и неоднородные определения" с использованием заданий ГИА : пересказ текста , замена слов стилистически нейтральным синонимом , использованы карточки Латыповой по те...

Однородные и неоднородные определения

Однородные и неоднородные   определения...

Открытый урок русского языка в 8 классе по теме "Однородные и неоднородные определения"

Тема урока: "Однородные и неоднородные определения",Технология: проблемное обучение....