Задание №4 ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Коверзнева Тамара Ивановна

В работе представлены задания из открытого банка ФИПИ  для отработки умения определять значение приставки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._pristavki.docx38.56 КБ

Предварительный просмотр:

1вариант

1. Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение»:

  1. Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, и прилегли стада.
  2. Все мальчики засмеялись и опять приумолкли на мгновение.
  3. Он вынужден был приехать в деревню в течение лета.
  4. И Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо

      приседали на  корточки.

2. Из предложений  выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

«Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» – рассуждала бабушка.

Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега.  Когда приходили гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась:

– Всё он!..Своими руками!

3. Из предложения выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения.

Выпущенная перед войной, к третьей военной осени она вспухла от прикосновения многих рук, картонная обложка обтёрлась и потрескалась, как будто это кусок глинистой земли, пересохшей от безводья. 

4. Из предложений   выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

И мне вдруг  расхотелось  пускать  с  балкона  голубков. 

Я сделал последнего и – сам  не  знаю  почему  –  нарисовал  вечернее  небо, оранжевое солнце на  горизонте  и  дорогу,  по  которой  идут  рядом  двое мальчишек.

5. Из предложений    выпишите слово, в котором  правописание приставки определяется  значением неполноты действия, которое она придаёт слову.

 И Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки.  Будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным чёрным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.

 6.Из предложений  выпишите слово, в котором приставка имеет значение неполноты действия.

 На груди его покоилась скрипка, длинная палочка-смычок была зажата в правой руке.

 Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку и сел на порог, не отрываясь глядя на руку, в которой зажата была гладкая палочка.

–  Сыграйте, дяденька, ещё.

–  Что тебе, мальчик, сыграть?

–  Что хотите, дяденька.

 7.Из предложений   выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от ударения.

Мишка схватил мой самосвал и  убежал.   А  я  остался со своим светлячком,  глядел на него и никак не мог наглядеться:  какой он зелёный,  словно в сказке,  и как он хоть и близко,  на ладони,  а светит, словно издалека... 

 8.Из предложений   выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки  следует звонкий согласный, то на конце её пишется З».

 Тут мама одну руку вскинула, что-то тихонько замурлыкала, какую-то мелодию, и давай руками размахивать.

–  Ладно, ладно! – рассмеялся я. –  Расскажи лучше, как же они на пальцах танцуют.

9. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»?

1) принаряженных

2) преображение

3) провести

4) перечёркнуты

10. В каком слове правописание приставки определяется её  значением – «неполнота действия»?

1) привела

2) придумал

3) приподнимал

4) придвинул

11. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?

1) пожелтевшие

2) приходит

3) пригодятся

4) переплавят

12. В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения?

1) избалованность

2) изжарила

3) вступление

4) растерянно

2 вариант

 1. Из предложений 3—4  выпишите слово, в котором  правописание приставкиопределяется  значением непол

     ноты действия, которое она придаёт слову.

(3)И Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки. (4)Будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным чёрным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.

2. Из предложений 23–29 выпишите слово, в котором приставка имеет значение неполноты действия.

(23)На груди его покоилась скрипка, длинная палочка-смычок была зажата в правой руке.

(24)Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку и сел на порог, не отрываясь глядя на руку, в которой зажата была гладкая палочка.

– (25)Сыграйте, дяденька, ещё.

– (26)Что тебе, мальчик, сыграть?

– (27)Что хотите, дяденька.

(28)Вася сел на топчане, повертел деревянные штырёчки скрипки, потрогал смычком струны. (29)Потом он вскинул к плечу скрипку и заиграл.

3. Из предложений 21—22 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от ударения.

(21) Мишка схватил мой самосвал и  убежал.  (22)А  я  остался со своим светлячком,  глядел на него и никак не мог наглядеться:  какой он зелёный,  словно в сказке,  и как он хоть и близко,  на ладони,  а светит, словно издалека...  (23)И я слышал,  как стучит моё сердце. (24)И  я не мог ровно дышать,  и хотелось плакать.

4. Из предложений 18–20 выпишите слово, в котором правописание приставкиопределяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется З».

(18)Тут мама одну руку вскинула, что-то тихонько замурлыкала, какую-то мелодию, и давай руками размахивать.

– (19)Ладно, ладно! – рассмеялся я. – (20)Расскажи лучше, как же они на пальцах танцуют.

5. Из предложений 1–4 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от её значения.

     (1)Мы собирались на рыбалку, когда прибежала Наташка.

— (2)К тёте Марье родственник приехал, — затараторила она. — (3)Вышел на лужайку и прыгает через голову…

— (4)То-то ты вырядилась, — сказал Мишка.

— (5)А собака у него — с телёнка.

6. Из предложений 1–5 выпишите слова, в которых приставки имеют значение приближения.

(1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. (2)Здесь он познакомился с Машей. (3)Она была то ли студенткой, то ли практиканткой и работала с медведями. (4)Маша позволяла Тимофею смотреть, как она кормит маленьких медвежат. (5)Однажды он принёс воды, когда медвежонок опрокинул полное ведро, и с тех пор она разрешила Тимофею помогать ей.

7. Из предложений  23—25  выпишите слово, в котором правописание приставкиопределяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».

 (23)Я мог её раз по двадцать на день рассматривать. (24)Особенно мне нравилось, как барон сам себя за косу из болота тащит. (25)И другая картинка, где ворота разрéзали коня пополам. (26)Он стоит, спокойно пьёт воду из фонтана, а сзади хлещет целый водопад.

8. Из предложений 6—7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук, если после приставки следует звонкий согласный».

(5)Две толстые свечи медленно оплывают в подсвечниках. (6)Диван мягкий, с покатой спинкой. (7)Я подкладываю под спину расшитую бисером взбитую подушку, вытягиваю ноги.

9. В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения?

1) избалованность

2) изжарила

3) вступление

4) растерянно

10. В каком слове приставка всегда пишется одинаково, независимо от произношения?

1) расцвеченные

2) перехватывал

3) взгляд

4) исправленные

11. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»?

1) прочитал

2) пришли

3) прищурив

4) переходила

12.В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения?

1) развалины    2) сжигали      3) беспамятство     4) взрывы

3 вариант

1. Из предложения 12 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит отглухости/звонкости  соглас

    ного звука, обозначенного последующей буквой.

(12)Но это было не важно, потому что Мишка озорно смотрел на меня своими разными глазами, расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто уже заранее сдавался...

2. Из предложений 20—21 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

(20) Но... если в последний миг можно улизнуть, то отчего же не воспользоваться случаем? (21)И дремлет, слегка покрякивая, кряква: лисица к этой кочке уже не придёт. (22)А значит, можно ещё ей, глупой крякве, жить.

3. Из предложений 15–16  выпишите образованное приставочно-суффиксальным способом наречие, в котором правописание приставки зависит от суффикса.

(15)Странно: вокруг так много взрослых,  а  поговорить по-настоящему не с кем. (16)Слишком у этих взрослых всё разложено по полочкам. (17)Быть троечницей –  позор,  серьёзной любви  в  школьном возрасте быть  не может,  человек без высшего образования – не человек…

4. Из предложения 42 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».

              (42)Лена широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

5. Из предложений 19 – 21 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения.

             (19)Я готов был сгореть со стыда, но всё-таки взглянул на Нинку: она смотрела в сторону. (20)Мне стало горько. (21)Протарахтел в коридоре звонок, и начался урок, а я всё не мог прийти в себя. (22)Было так хорошо, и вот…

6. Из предложений 17—18 выпишите слово, в котором выбор начальной гласной корня зависит от приставки.

(17)Улыбалась она смущённо и с любопытством, будто это не вы разглядывали её, а она, чуть робея, глядела на вас.

(18)Выполнено всё это было предельно безыскусно, но как-то удивительно… (19)Я даже не мог понять, в чём тут секрет.

7. Из предложений 6—8 выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит озвончение.

5)В нашем овраге, как говорится, без перемен. (6)Как-то ночью прошли две наши дивизии. (7)Шли долго, беспрерывно, всю ночь напролёт, батальон за батальоном. (8)Раза два немцы пытались сгоряча перебраться через овраг, и тогда начиналась автоматная трескотня.

8.  Из предложений 17–18 выпишите слово, в котором выбор приставки определяется тем, что она придает слову значение действия, совершаемого в собственных интересах.

             (17)Словом, прижился в военной среде, приобретя приятелей среди офицерства, а ещё более – среди солдат.

             (18)Будущая офицерская жизнь представлялась мне тогда в ореоле сплошного веселья и лихости, а не в бремени

                    трудов и забот, как это бывает в действительности. 

9. Из предложений 6—7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

(4)Деду не спалось. (5)Он поставил самовар — от него окна в избе сразу запотели. (6)В сенях мирно спал заяц, дедов любимец, и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.

(7)Мы пили чай ночью, дожидаясь нерешительного рассвета, и за чаем дед поведал мне историю о зайце.

10. Из предложения 11 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

(11)Даже когда он стал взрослым, то, будучи в самых сложных переделках,  он, вспоминая дом, думал не только о родных, которые населяли его, но и о «людях скартин», которых никогда не знал…

11. В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения?

1) вспомнила

2) обдумать

3) бесполезно

4) рассеянно

12. В каком слове правописание приставки не зависит от глухости – звонкости последующего согласного?

1) развод

2) отгул

3) испуганно

4) рассказывал

Распределите слова в зависимости от значения приставки:

приближение

присоединение,

прибавление

близость

неполнота действия

высокая степень

 (= очень)

через,

по-иному

(= пере-)

Приходит, притормозить, презабавный, придорожный, претерпевать, приделать,  пренеприятное, притих, пришкольный, преградить, пришить, прескверный, притупился, прервать,  примотать, примчаться, пристанционый, прескучный,  приглушить, привязать, преинтересный, прибежать, притворить,  приусадебный, приоткрыть, привокзальный,   приклеить, приехать, приприкрутить,  превозмочь, прилепить, пресмешной, приподнять, преодоление, приморский, премудрый, прискакал, привскочить, приплыл, прибрежный,     прилетел, пререкаться,  приозерный, пресытиться, преобразить, превозмочь, пришел, прибить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 6 класс. "Координатная плоскость" Задания для развития и обучения учащихся (задания для интерактивной доски)

Задания для развития и обучения учащихся. Задания для интерактивной доски. Данный материал можно использовать для закрепления или повторения темы....

Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).

Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).  ...

Структура задания и презентация компетентностно-ориентированного задания

Презентация "Метапредметные результаты. Компетентностно-ориентированные задания. " Структура задания. Материал предназначен для урока биологии в 7 классе....

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для занятий в объединении "КОМП"

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для проверки навыков работы в старндартных прогаммах...

задание для подготовки ОГЭ по информатике (задание по Exel, задание 19)

Данный фал может использоваться как для подготовки, так и для итоговой проверки по 19 заданию ОГЭ по информатике. На закладках файла собраны тексты и сами задания для школьников....

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть  В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С ...