Чтение как процесс речевой деятельности
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Гончарова Анастасия Александровна

Урок русского языка в 10 классе обобщения и систематизации знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon goncharova_a_a_urok_russkogo_yazyka_v_10_klasse.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе

Чтение как процесс речевой деятельности.

Гончарова А.А.,

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ с УИОП № 2 г. Котельнича

Тема урока: Чтение как процесс речевой деятельности.

Тип урока: Развитие речи. Урок обобщения и систематизации знаний.

Дидактическая цель: Обобщение и систематизаций знаний о чтении как процессе речевой деятельности, применить знания о чтении в знакомой и новой учебных ситуациях, проверить уровень усвоения учебной информации и уровень познавательной самостоятельности (воспроизведение, конструирование, творчество).

Образовательная задача: Актуализировать и обобщить знания учащихся о чтении как процессе речевой деятельности.

Развивающая задача: Продолжить формирование умений использовать различные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста и осуществлять информационную переработку текста.

Воспитательная задача: Способствовать воспитанию духовности и культуры, самостоятельности, инициативности и совершенствованию способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

Формирование ключевых компетенций: Формирование коммуникативной компетенции.

Технологическая карта

этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование умений

Орг. момент

  1. Приветствие.
  1. Доклад дежурного.

Обоснование темы и постановка цели урока

  1. Учитель предлагает учащимся прочитать небольшой текст (Приложение 1) и сделать выводы о теме урока.
  2. Учитель спрашивает  о том, зачем нужно уметь читать и где это может пригодиться ученикам.
  3. Озвучивает требования Государственного стандарта образования.
  1. Учащиеся предполагают, что речь пойдет о чтении.
  2. Формулируют цели урока и определяют средства их достижения.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения.

Повторение учебного материала

  1. Осуществляет проверку домашнего задания и просит учащихся определить основной вид деятельности при выполнении задания. Текст домашнего задания и упражнения к нему (Приложение 2).
  2. Организует беседу с учащимися о чтении как процессе речевой деятельности и видах чтения

Некоторые из учащихся рассказывают о результатах выполнения домашнего задания, остальные проверяют правильность выполнения задания.

В ходе беседы учащиеся должны отметить разные виды чтения, которые были использовании при выполнения задания.

Объективное оценивание своих учебных достижений.

Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Закрепление учебной информации

  1. Слушая и направляя  учащихся, обобщает знания через денотантный граф, в котором фиксируется информация о чтении.
  2. Учитель предлагает определить вид, способ и характер чтения учащихся во время выполнения домашнего задания.
  1. Учащиеся повторяют и обобщают свои знания о чтении как процессе речевой деятельности, фиксируют граф в своих тетрадях.
  2. Делают выводы о виде, способе и характере чтения во время выполнения домашнего.

Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста

Применение учебной информации

Учитель организует самостоятельную работу учащихся в группах. Текст задания (Приложение 3).

Прием работы с текстом – «Мозаика» (Приложение 4).  

Перед учащимися ставится несколько задач:

  • прочитать текст;
  • выполнить задание к тексту;
  • определить вид чтения, который необходим для выполнения задания;
  • создать высказывание о том виде чтения, которое они использовали и объяснить почему оно более эффективно в данной ситуации.

Учащиеся объединяются в группы и  самостоятельно работают с текстом.

Вся команда может работать над одним и тем же текстом. Но при этом каждая группа свои задания к тексту.

После выполнения задания представители группы отчитываются о проделанной работе, все учащиеся фиксируют полученные результаты в тетради:

  • правильные ответы на задания к тексту;
  • виды чтения, которые были использованы при выполнении задания.

В ходе обсуждения результатов учащиеся могут задавать друг другу вопросы.

Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи, совершенствования коммуникативных способностей,  развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному общению, сотрудничеству

Проверка уровня усвоения учебного материала

Учитель предлагает учащимся прочитать отрывки из художественных произведений и определить вид чтения, который упоминается в данных отрывках.

Учащиеся работают в парах, определяя вид чтения, который упоминается в отрывках из художественных произведений.

Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).

Рефлексия

Д/З

Выполнить одно из предложенных заданий по выбору учащихся.

  1. Подобрать текст публицистического стиля речи о чтении.
  2. Составить конспект стать «Чтение и аудирование текста» из книги С.Л. Львовой «ГИА 2012. Русский язык. Сборник заданий» (стр. 200).
  3. Подготовить рассказ о разных видах чтения и подобрать в качестве иллюстрации примеры из художественной литературы.

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях

Дидактические материалы и оборудование

Приложение 1.

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвнао ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.

Приложение 4.

Приём «Мозаика»

Данный прием основан на разделе «банка информации», то есть текста. Учащиеся объединяются в группы для работы над текстом. Каждая группа работает над одним и тем же текстом, но выполняет различные задания. Затем происходит обмен полученной информацией. Всем необходимо внимательно слушать друг друга, делать записи. На заключительном этапе учитель может задать любому ученику в группе вопрос по тексту.

Примерные задания для групп на карточках:

- определите верно и неверно утверждение;

- найдите в тексте;

- ответьте на вопросы;

- поставьте предложения в правильной последовательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме самообразования "Чтение как вид речевой деятельности на уроках английского языка"

Как известно, активность в усвоении информации у детей происходит на основе их собственных взглядов и интересов, что является основным средством мотивации учебной деятельности. При этом необходимо учи...

Выступление по теме самообразования "Чтение как вид речевой деятельности на уроках английского языка"

Как известно, активность в усвоении информации у детей происходит на основе их собственных взглядов и интересов, что является основным средством мотивации учебной деятельности. При этом необходимо учи...

Доклад "Обучение чтению как самостоятельному виду речевой деятельности и как средству формирования сложных языковых и речевых навыков и умений.

Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить информацию из текста. Задачи обучения чтению как самостоятельному виду речево...

Чтение как вид речевой деятельности

Чтение – это процесс обучения иностранному языку в школе, которое выступает в качестве средства для лучшего усвоения языкового и речевого материала.  Для достижения хороших результатов в чтении, ...

Иностранный язык. Психологическая, лингвистическая и коммуникативная характеристика чтения Чтение как вид речевой деятельности

Иностранный язык. Психологическая, лингвистическая и коммуникативная характеристика чтения Чтение как вид речевой деятельности...

Чтение как вид речевой деятельности

             Чтение входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей и обеспечивает в ней письменную фор­му вербального общения[1].[1]«...

Чтение как вид речевой деятельности на уроках французского языка

В статье я рассмотрела такой вид речевой деятельности как чтение. Его суть с точки зрения коммуникативности и интерактивности. Также представлен текст "Les Français et le sport" и разные вид...