факультативный курс по русскому языку 9 класс
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Панькова Инна Анатольевна

Цель:

            способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой

            культуры    школьников.

Задачи:

               - обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса;

              - развитие интонационно выразительной речи;  

          - активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и

                 письменной речи;

              - развитие логического и абстрактного мышления.

                                    Пояснительная записка.

Программа факультативного курса для учащихся 9 класса рассчитана на 34 часа. Она построена в основном на углубленном изучении главных членов предложения.

Программа включает в себя:

- теоретический материал;

- вопросы и задачи практического  характера;

- вопросы и задания занимательного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filerocrrv.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное автономное образовательное учреждение

                                              «Лицей № 3»                                 

                                     

                                   Факультативный курс

                          по русскому языку в 9 классе    

            « Всемогущий и занимательный синтаксис»               

                                            2014 год.

Цель:

            способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой

            культуры    школьников.

Задачи:

               - обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса;

              - развитие интонационно выразительной речи;   

          - активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и

                 письменной речи;

              - развитие логического и абстрактного мышления.

                                    Пояснительная записка.

Программа факультативного курса для учащихся 9 класса рассчитана на 34 часа. Она построена в основном на углубленном изучении главных членов предложения.

Программа включает в себя:

- теоретический материал;

- вопросы и задачи практического  характера;

- вопросы и задания занимательного характера.

                                              Содержание программы.

Раздел 1. О словах и словосочетаниях ( 4 часа). Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок слов.

   Роль интонации, логического ударения, пазы и порядка слов в предложении. Влияние логического ударения на порядок слов. Смысловое значение паузы.

Слова. Сочетания слов. Словосочетания.

Различие слова и словосочетания на слух. Условия превращения словосочетаний в слова. Порядок слов в словосочетании. Лексическое значение словосочетаний. Грамматическое значение словосочетаний. Объединение слов  в словосочетания.

Раздел 2. Основные виды подчинения. (5 часов).

Согласование. Порядок слов при согласовании. Определительные отношения.

Управление. Средства связи при управлении. Определительные отношения при управлении.

Примыкание. Роль порядка слов в примыкании. Одинаковые синтаксические отношения. Сближение примыкания и управления.

Раздел 3. Простое предложение. (15 часов)

Типы предложений.

Односоставные, двусоставные, полные, неполные, определённо-личные, обобщённо-личные, безличные предложения, инфинитивные, назывные предложения.  Разновидности назывных предложений. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

Главные члены предложения.

Какой из главных членов предложения важнее. Предмет речи в предложении. Роль подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения. 

Значение  второстепенных  членов предложения. Определительные отношения. Определения особого рода ( приложения)

Обособленные второстепенные члены предложения.                                                                                                                                   

Обособление. Отличие обособленных членов предложения от необособленных. Ряд условий, которые способствуют смысловому выделению второстепенных членов. Случаи  обязательного обособления. Советы по обособлению. Значение обособленных обстоятельств.

Уточняющие члены предложения.

Назначение уточняющих членов предложения. Особенности уточняющих членов предложения.

Слова, не являющиеся членами предложения. Вводные конструкции ( слова, словосочетания, предложения). Обращение. Функции обращений.

Раздел 4. Сложное предложение (4 часа).

Виды сложных предложений. Своеобразие их тематики, структуры и функций.

Раздел 5. Пунктуация (5 часов)

Немного о пунктуации. Трудные вопросы пунктуации. Группа знаков препинания по их функции. Многофункциональность запятой, тире, двоеточия. Особые случаи постановки многоточия. Знаки препинания в особых речевых ситуациях.

                                            Учебно- тематический план.

№/п

Название курса.

Кол-во часов

Формы и методы обучения.

Форма контроля.

Раздел 1 .   О словах и их сочетаниях. (4часа)

1.

Введение. Всемогущий синтаксис.

1.

Практическая работа. Составление предложений. Работа со словарём.

Устный опрос.

2.

Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов.

1.

Беседа. Игра « Что? Где? Когда?»

Нахождение алгоритма « восстановления строки»

3-4.

Слова, Сочетания слов. Словосочетания.

2.

Сообщения учащихся.

Индивидуальная работа. Составление рассказа.

Раздел 2. Основные виды подчинения (5 часов)

5.

Согласование.

1.

Сообщение учащихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа.

Словарная работа, Конструирование предложений.

6.

Управление.

1.

Беседа. Графическое обозначение связи. Практическая работа.

Нахождение алгоритма «расшифровка записи».

7.

Примыкание.

1.

Беседа. Сообщение учащихся. Графическое обозначение связи.

Формулирование принципа группировки словосочетаний.

8-9.

Основные виды подчинения.

2.

Семинар. Работа в группах. Практическая работа.

Составление таблицы.

 

Раздел 3. Простое предложение (15) часов.

10.

Типы предложений. Общие сведения.

1.

Сообщения учащихся. Составление таблицы. Беседа.

Сочинение-миниатюра. Индивидуальная работа.

11-12.

Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим.

2.

Беседа. Практическая работа.

Рассказ о спорте. Изложение.

13.

Нераспространённые и распространённые предложения.

1.

Лекция. Беседа. Конструирование предложений. Работа с текстом худ.  литературы.

Игра «Будь внимателен!»

14-15.

Второстепенные члены предложения.

2.

Работа в группах.

Письменный ответ на вопрос.

16-17.

Односоставные предложения.

2.

Сообщения учащихся.

Дополни ответ товарища… Игра «Своё предложение».

18.

Неполные предложения.

1.

Сообщения учащихся. Наблюдение текста худ.литературы с последующими выводами.

Устный опрос. Работа с текстом.

19-20.

Однородные члены предложения и их добрососедские отношения.

2.

Практикум. Беседа. Работа в группах.

Сказка или рассказ «Друзья или враги леса».

21-22.

Обособление второстепенных членов предложения.

2.

Практикум. Беседа. Работа в группах. Наблюдение поэтического текста. Работа со словарём.

Конструирование предложений.

23-24.

Слова , не являющиеся членами предложения.

2.

Беседа.

Раздел 4. Сложные предложения. (4 часа)

25-26.

Виды сложных предложений

2.

Сообщения учащихся. Составление таблицы «Виды сложных предложений».

Рассказ на лингвистическую тему. Взаимопроверка.

27-28.

Простое предложение.

2.

Урок-игра.

Игра «Всё о простом предложении».

Раздел 5. Пунктуация (5 часов).

29.

Немного о пунктуации. Трудные случаи пунктуации.

1.

Семинар. Работа с учебниками.

30-31.

Всё о трудном предложении.

2.

Сообщения учащихся.

Игровой рассказ.

32-33.

Лингвистический карнавал «Это непростое простое предложение».

2.

Определение победителей в трёх номинациях.

34.

Обобщение знаний.

1.

         

                                                                 Литература.

1. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка .

2. Блинов Г.И. Изучение связи слов на уроках русского языка.

 3.Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса /сост. В.А. Мызина- М.:    Просвещение.

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика  русского языка – М.: АСТ-ЛТД, 1998.

5. Словарь сочетаемости слов русского языка/ под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина-М.,2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Русская словесность»

Рабочая программафакультативного курса по русскому языку для 9 класса«Русская словесность»   Рабочая программа составлена на основеПрограммы по русскому языку для общеобразователь...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса.

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса....

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (для 9 класса).

Рабочая программа составлена с учетом программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 классов. Программа содержит следующие разделы: 1) пояснительная зап...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...