урок по русскому языку в 5 классе по теме "Второстепенные члены предложения"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Светикова Ирина Владимировна

 

Предлагаю разработку урока русского языка для 5 класса по программе 

Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение».

      Разработка состоит из конспекта урока и презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprichastie.pptx813.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деепричастие МБОУ «СОШ № 15» г. Губкина Белгородской обл. Учитель русского языка и литературы Светикова И.В.

Слайд 2

Содержание Деепричастие как часть речи………….... 3 Признаки глагола …………………………. 4 Признаки наречия ………………………….5 Деепричастия несовершенного вида ….. 6 Деепричастия совершенного вида ...…....8 Деепричастный оборот …………………..10 Деепричастие как самостоятельная часть речи (тест) …………………………..14

Слайд 3

Деепричастие как самостоятельная часть речи Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия.

Слайд 4

Деепричастие как самостоятельная часть речи Признаки глагола: вид – совершенный (что сделав? улыбнувшись ); несовершенный (что делая? улыбаясь ); переходность – п ереходное ( скрестив (что?) руки); н епереходное ( дойдя (куда?) до реки); возвратность – дерущийся .

Слайд 5

Деепричастие как самостоятельная часть речи Признаки наречия: н е изменяется ни по лицам, ни по числам, ни по родам, ни по падежам. В предложении деепричастие связано со сказуемым («довесок» к сказуемому), является обстоятельством и отвечает на вопросы как? когда? с какой целью?

Слайд 6

Деепричастие как самостоятельная часть речи Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное (несовершенное) добавочное действие, отвечают на вопрос что делая? и образуются от глаголов при помощи суффикса -а- (-я-) : работа я , слыш а . Упражнение 1 Образуйте деепричастия несовершенного вида.

Слайд 7

Работать – работа.. понять – понима .. говорить – говор.. видеть – вид.. слышать – слыш .. тормозить – тормоз.. требовать – требу.. волочить – волоч .. Несовершенный вид (что делая?) Смеяться – сме .. сь с обираться – собира .. сь улыбаться – улыба.. сь держаться – держ .. сь и стекать – истека .. влезать – влеза .. завидовать – завиду .. выполнять – выполня .. Деепричастие как самостоятельная часть речи Проверь себя

Слайд 8

Деепричастие как самостоятельная часть речи Деепричастия совершенного вида обозначают законченное (совершенное) добавочное действие, отвечают на вопрос что сделав? и образуются от глаголов при помощи суффиксов -в-, -вши-, -ши- : рассмея вши сь, поня в , принёс ши . Упражнение 2 Образуйте деепричастия совершенного вида.

Слайд 9

Работать – поработа ... понять – пон ... говорить – поговор ... видеть – увид ... слышать – услыш ... тормозить – затормоз ... требовать – потребо ... волочить – приволоч ... Совершенный вид (что сделав?) Смеяться – рассме ... сь с обираться – собра ... сь улыбаться – улыбн ... сь держаться – задерж ... сь и стекать – истек… влезать – влез... завидовать – позавидо ... выполнять – выполн ... Деепричастие как самостоятельная часть речи Проверь себя

Слайд 10

Деепричастие как самостоятельная часть речи Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Деепричастный оборот в предложении относится к сказуемому, является обстоятельством и всегда выделяется запятыми: Он бежал, оглядываясь по сторонам . к ак?

Слайд 11

Деепричастие как самостоятельная часть речи Запятыми выделяется, как правило, и одиночное деепричастие: Он бежал, оглядываясь . Однородные деепричастия и деепричастные обороты подчиняются правилам однородных членов: Он бежал, оглядываясь и спотыкаясь . к ак? к ак?

Слайд 12

Деепричастие как самостоятельная часть речи Упражнение 3 Спишите предложения из произведений А. П. Чехова, расставляя запятые. Подчеркните деепричастные обороты и укажите глаголы, к которым они относятся. Упав и залив она утонула. Поглядев на небо Алёша увидел одну только звёздочку. Взобравшись он дёргает за звонок. Потухая и вспыхивая они двигались по одному направлению. Согнувшись и придерживая левой рукой шапку он тихо крался. Том Бекас растянувшись на полу спал, как у себя дома. Выглянув из-под одеяла на свет Божий и выругавшись он спрыгнул с кровати и потрясая кулаками зашагал по комнате. Проверь себя

Слайд 13

Деепричастие как самостоятельная часть речи Частица не с деепричастиями пишется раздельно : не зная, не сделав . Некоторые деепричастия без не не употребляются: не доумевая, не домогая . Упражнение 4 Допишите частицу не с деепричастиями. …зная броду, … суйся в воду. …убив медведя, шкуры … продают. … поклонясь до земли, грибка … подымешь. …давши слово, крепись, а давши, держись. Проверь себя

Слайд 14

1. Деепричастие отвечает на вопросы: А) Что делал? Что сделал? Б) Что делая? Что сделав? В) Каков предмет? Деепричастие как самостоятельная часть речи (тест)

Слайд 15

2. Укажите, признаки какой части речи имеет деепричастие? А) глагола и прилагательного Б) наречия и прилагательного В) глагола и наречия Деепричастие как самостоятельная часть речи (тест)

Слайд 16

3. Деепричастие А) изменяемая часть речи Б) неизменяемая часть речи Деепричастие как самостоятельная часть речи (тест)

Слайд 17

4. Укажите признаки (или признак) глагола, которые не имеет деепричастие. А) вид Б) возвратность В) время Деепричастие как самостоятельная часть речи (тест)

Слайд 18

5. Укажите на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении: Орёл (1) расправив (2) крылья (3) взлетел со скалы. А) 1, 2, 3 Б) 1, 2 В) 1, 3 Деепричастие как самостоятельная часть речи (тест)

Слайд 19

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. А) Ребята, сбежавшись наверх, смотрели на новенького. Б) Виноград вился карабкаясь по соседним деревьям. В) Вот бегает дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив… А Б В Деепричастие как самостоятельная часть речи (тест)

Слайд 20

7. Укажите предложение, в котором не пишется слитно. А) Сидели все (не)шевелясь. Б) Он работал (не)покладая рук. В) Я ушёл, (не) годуя на друзей. А Б В Деепричастие как самостоятельная часть речи (тест)

Слайд 21

8. Укажите суффиксы, с помощью которых образуются деепричастия несовершенного вида. А) -а-, -я- Б) -вши-, -ши- В) -в-, - вш - Деепричастие как самостоятельная часть речи (тест)

Слайд 22

9. Укажите суффиксы, с помощью которых образуются деепричастия совершенного вида. А) - нн - Б) -в-, -вши-, -ши- В) -в-, -а-, -я- Деепричастие как самостоятельная часть речи (тест)

Слайд 23

10. Укажите предложение, в котором есть деепричастие совершенного вида. А) Живя в маленьком домике, я наблюдал, как наступает весна в этом краю. Б) Отрезав нужное количество ткани, Яська завернул его в промасленную бумагу. В) Находясь еще в каком-то странном состоянии, он все-таки пошел в поле. А Б В Деепричастие как самостоятельная часть речи (тест)

Слайд 24

11. Укажите предложение, в котором есть деепричастие несовершенного вида. А) Проехав сто километров, путешественники сделали привал. Б) Он шел по полю, сильно взмахивая косой. В) Дети сидели тихо, спрятавшись под столом. А Б В Деепричастие как самостоятельная часть речи (тест)

Слайд 25

12. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Возвращаясь домой, А) мне стало грустно. Б) уже совсем стемнело. В) я вспомнил о своем обещании позвонить маме. Деепричастие как самостоятельная часть речи (тест)

Слайд 26

13. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Пользуясь калькулятором, А) мне удалось получить точный результат. Б) вы пренебрегаете устным счётом, тренирующим память. В) расчёт производится быстро и легко. Деепричастие как самостоятельная часть речи (тест)

Слайд 27

14. Выберите грамматически неправильное продолжение предложения: Приготовив ужин, А) мама пригласила всех к столу. Б) я пошла гулять. В) мне не хотелось его есть. Деепричастие как самостоятельная часть речи (тест)

Слайд 28

15. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Подъезжая к станции, А) у меня слетела шляпа. Б) необыкновенное чувство радости охватило меня. В) я немного взгрустнул. Деепричастие как самостоятельная часть речи (тест)

Слайд 29

Работать – работа я понять – понима я говорить – говор я видеть – вид я слышать – слыш а тормозить – тормоз я требовать – требу я волочить – волоч а Несовершенный вид (что делая?) Смеяться – сме я сь с обираться – собира я сь улыбаться – улыба я сь держаться – держ а сь и стекать – истека я влезать – влеза я завидовать – завиду я выполнять – выполня я Деепричастие как самостоятельная часть речи

Слайд 30

Работать – поработ а в понять – поня в говорить – поговор и в видеть – увид е в слышать – услыш а в тормозить – затормоз и в требовать – потребов а в волочить – приволоч и в Совершенный вид (что сделав?) Смеяться – рассмея вши сь с обираться – собра вши сь улыбаться – улыбн у вши сь держаться – задерж а вши сь и стекать – истек ши влезать – влез ши завидовать – позавидов а в выполнять – выполн и в Деепричастие как самостоятельная часть речи

Слайд 31

Деепричастие как самостоятельная часть речи Упражнение 3 Спишите предложения из произведений А. П. Чехова, расставляя запятые. Подчеркните причастные обороты и укажите глаголы, к которым они относятся. Упав и залив, она утонула. Поглядев на небо, Алёша увидел одну только звёздочку. Взобравшись, он дёргает за звонок. Потухая и вспыхивая, они двигались по одному направлению. Согнувшись и придерживая левой рукой шапку, он тихо крался. Том Бекас, растянувшись на полу, спал, как у себя дома. Выглянув из-под одеяла на свет Божий и выругавшись, он спрыгнул с кровати и, потрясая кулаками, зашагал по комнате.

Слайд 32

Деепричастие как самостоятельная часть речи Частица не с деепричастиями пишется раздельно : не зная, не сделав . Некоторые деепричастия без не не употребляются: не доумевая, не домогая . Упражнение 4 Допишите частицу не с деепричастиями. Не зная броду, не суйся в воду. Не убив медведя, шкуры не продают. Не поклонясь до земли, грибка не подымешь. Не давши слово, крепись, а давши, держись.

Слайд 33

Деепричастие как самостоятельная часть речи Правильно! ДАЛЕЕ

Слайд 34

Деепричастие как самостоятельная часть речи НАЗАД Неправильно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку 11 класс "Однородные члены предложения"

Урок по русскому языку 11 класс " Однородные члены предложения"...

Интегрированный урок по русскому языку по теме "Однородные члены предложения "и биологии ("Царство растения") в 5 классе.

Интегрированный урок позволяет расширить границы изучаемого материала, оживить сложный теоретический материал и способствовать  более глубокому его усвоению. И самое важное - раскрыть творческие ...

Конспект урока по русскому языку на тему:"Главные члены предложения. Способы их выражения ".

Конспект урока по русскому языку "Главные члены предложения. Способы их выражения"....

Урок по русскому языку на тему: "Обособленные члены предложения", 8 класс

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Обособленные члены предложения (определения, приложения, обстоятельства)»...

Конспект урока по русскому языку по теме "Второстепенные члены предложения"

Обобщающий  урок по русскому языку по теме "Второстепенные члены предложения" в 8 классе...

Конспект урока по русскому языку "Знакомство с однородными членами предложения" 5 класс коррекционная школа

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Гребенькова Олега МихайловичаПредмет: русский язык.Тема: Знакомство с однородными членами предложения...