Главные вкладки

    Изучение сложного предложения в 9 классе узбекской школы. 2 часть
    методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

    Методические рекомендации были опубликованы в "Учитель узбекистана" 9.01.2015

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v_pomoshch_9_prodolzhenie.docx145.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Изучение сложного предложения на уроках русского языка

    в 9 классе с узбекским языком обучения (часть 2).

    Во второй и третьей четверти на уроках русского языка в 9 классе школ с узбекским языком обучения изучаются способы указания на место и направление действия, время действия, способ совершения действия, причину и условие действия, уступительные отношения. Грамматический материал представляют различные виды  сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными. На уроках  родного языка этот материал изучается позднее и не столь подробно. Таким образом, учитель должен строить урок не на теоретических сведениях о сложном предложении, а на том коммуникативном опыте, который имеется у учащихся.

    Учащиеся национальной школы обычно без затруднений воспринимают обстоятельственные придаточные в речевом потоке. Трудности возникают при самостоятельном конструировании СПП с различными союзами и союзными словами. Как часть речи союзы отдельно в узбекских классах не изучаются, но достаточно знакомы по художественным текстам. Поэтому основное внимание на уроке учитель должен уделить знакомству с новыми союзами и углубленному изучению видо-временных форм глаголов.

    Урок на тему «Как указать на место и направление действия» труден еще и тем, что ребята не могут назвать этот вид придаточных в родном языке. Зато им известны хорошо обстоятельства места (o’rin holi), поэтому будет понятен вопрос, который нужно задавать к придаточному. Придаточная часть в СПП с придаточными места содержит указание на место или пространство, где совершается то, о чем сказано в главном предложении (соответственно местонахождение, конечный и исходный пункт перемещений). Присоединяется она только союзными словами, раскрывающими часто содержание обстоятельств места – указательных слов там, туда, оттуда, везде, всюду. Именно поэтому конструирование данного вида предложений доступно большинству обучающихся русскому языку.

    Учитель может предложить в дополнение к примерам учебника на странице 28 русские пословицы, указывающие на пространственное тождество. Соотносительные пары указательных и союзных слов там – где, туда – куда, оттуда – откуда в таких фразеологизированных конструкциях понятны для учащихся.

    Восстановите пословицы. Найдите главное предложение. Назовите союзные слова.

    Где мед, … и мухи. … любовь, там и совет. Куда иголка, … и нитка. Где я шел, … след, … я был, там нет. Хорошо там, … нас нет. … родился, там и пригодился. Откуда ветер, … и дождь. …. дождик, оттуда и снег.  Где вода, … и жизнь. Куда матушка, … и дитя. … два, там не один. Куда ночь, … и день. Где любовь, … и совет. … муж, там и жена. Где тонко, там и рвется.

    Подобные примеры очень удобны для первичного ознакомления учащихся «прозрачностью» конструкции и параллелизмом односоставных или неполных предложений и даны в упражнении 64 для повторения. Выполняя упражнение 58, ребята уже должны будут указать грамматические основы предложений и вопрос к придаточному.

    Далее нужно будет обратить внимание учеников на возможное несовпадение соотносительных слов в предложениях (схема на стр. 29). Выбор союзного слова зависит от значения глагола придаточного предложения, а выбор указательного – от глагола главного предложения. Если глагол обозначает действие, происходящее в каком-то месте, используются где/там. Если глагол обозначает направление движения, его начальный и конечный пункт, нужны куда/туда, откуда/оттуда. Например, при глаголах жить, учиться, работать, читать возможны только наречие там в главной части или союзное слово где в придаточной.

    В упражнении 59 выбор наречия не запрограммирован соотносительностью указательных и союзных слов, нужно понять значение глагола-сказуемого и всего предложения. Упражнение 60 на придумывание придаточной части со значением места предназначено для сильных учащихся. Для домашней работы лучше дать упражнение 63 (связный текст или предложения).

    На следующем уроке, оценив подготовку ребят и рассмотрев таблицу на странице 29, можно выполнить упражнение 61 на разграничение различных видов СПП с союзными словами где, куда, откуда. Главная цель учителя при этом – совершенствовать навык постановки правильного вопроса к придаточному.

    Интерес у ребят вызывает конструирование предложений по схеме-модели с заданными сказуемыми (глаголы, которые войдут в активную лексику) и выбором нужных подлежащих.

    … находится там, где раньше был … . (Самарканд, Ташкент, Несеф, Афросиаб, Кеш, Карши, Шахрисабз, Чач)

    располагается там, где протекает  . (Самарканд, Термез, Ходжент, Пайкенд; Амударья, Сырдарья, Зарафшан)

    При работе со схемой учебника учитель должен обратить внимание на то, что придаточное может быть на любом месте по отношению к главному.

    СПП с придаточными времени (payt ergash gapli qo'shma gap)изучаются в теме «Как указать на время действия». Они сочетаются с главным при помощи временных союзов и могут иметь значение одновременности и разновременности (предшествования или следования) событий. Эти значения уже знакомы учащимся по теме «Деепричастие». Особенность СПП с придаточными времени в том, что сказуемые стоят в одинаковых временных формах или имеют формы временных контактов (могут быть прошедшее и настоящее время, настоящее и будущее). Именно это нужно объяснить детям, разбирая пример на странице 35. Сказуемые в нем употреблены только в прошедшем времени совершенного вида и указывают на последовательные действия.

    Вид глаголов

    Схема действий

    Пример

    (несов. вид) + [несов. вид]

    Параллельные, одновременные действия

    Когда директором киностудии становится Н.Ганиев, он создает замечательные киноленты.

    (сов. вид )+ [сов. вид]

    Последовательные действия

    Когда окончилась война, Ш. Аббасов снял фильм «Ты не сирота».

    (несов. вид) + [сов. вид]

    (сов. вид) +[несов вид]

    Результативное действие на фоне длительного действия

    Когда солдаты воевали далеко от Родины, К. Ярматов подготовил фильм-концерт «Мы победим». Когда автор уже закончил сценарий, ассистенты еще искали актеров.

    Ученикам трудно самостоятельно разобраться в способах выражения полной и частичной одновременности или разновременности событий, поскольку вид глагола – достаточно сложная категория и на ее усвоение нужно очень много времени. Для конструирования СПП в 9 классе можно предложить схемы-модели с заданными видо-временными формами и наиболее частотным союзом когда (qachon, qachonki).Этот союз имеет общее значение времени и не указывает точно на одновременность или последовательность.

    Придумайте предложения по модели:

    Когда я (что делаю?), … (что делает?). Когда ты (что сделаешь?), … (что сделает?).

    Когда … (что делал?), … (что делали?). Когда … (что сделал?), … (что сделали?).

    Когда мы (что будем делать?), … (что будут делать?). Когда …(что сделает?), я (что сделаю).

    Варианты предложений: Когда я делаю уроки, брат тихо читает книги. Когда ты приедешь к нам, брат пойдет с тобой в цирк.

    В слабом классе можно предложить конструирование по этим моделям предложений с заданными видовыми парами глаголов.

    Когда … читал …, он …. . Когда … прочитал …, он … . (звонил – позвонил, смотрел – посмотрел, писал – написал, отвечал – ответил) Когда Анвар читал книгу, он записывал новые слова. Когда Анвар прочитал книгу, он поставил ее в шкаф.

    Союз пока (vaqtda, paytda) выражает неполную одновременность и обычно требует сказуемое несовершенного вида в придаточном, но можно использовать и повелительное наклонение.

     Пока … (что делали?), … (что сделал?). Пока … (что делает?), ты (что сделай?)

    Пока мы смотрели кино, пошел дождь. Пока режиссер отдыхает, повтори свои слова.

    Предложения с этим союзом напоминают сложносочиненные с противительными отношениями, поэтому для лучшего понимания смысла русского союза возможен такой вариант задания: «Переделайте предложение, чтобы в нем был союз пока».

    Зрители смотрят фильм, а киномеханик работает. (Пока зрители смотрят фильм, киномеханик работает.) Артисты репетируют, а оператор готовит камеру. Звукооператор ищет аудиозапись, а композитор сочиняет мелодию.

    Отношения следования событий передают союзы после того как, с тех пор как и заменяемый ими союз когда. Если события предшествуют, употребляются обычно союзы до того как, перед тем как, прежде чем. Союзы после того как  и до того как требует совершенного вида глагола в придаточной части, поэтому можно предложить конструкцию

    После того как … (что сделает?), … (что будет делать?). После того как … (что сделал?), … (что делает?). До того как … (что сделают?), … (что будет делать?).

    Учителю следует обратить внимание ребят на то, что сложные союзы могут «распадаться на части», если придаточное следует за главным. Нужно потренировать учащихся в правильном интонировании предложений и постановке запятой на примерах из упражнения 73.

    Я лежал с закрытыми глазами до тех пор, пока брат не включил свет (до каких пор?).

     Прошло два часа с тех пор, как окончился фильм.

    В дальнейшем можно легко объяснить вариантную постановку запятой в СПП с придаточными причины.

    Один из видов работы при изучении СПП с придаточными времени – составление «усложненных рассказов» по простым предложениям. После уроков мы смотрели кинофильм «Влюбленные». Пришел наш одноклассник Фарход. Он рассказал о Рустаме Сагдуллаеве. (Когда кончились уроки, мы смотрели фильм. В то время, когда мы смотрели кинофильм, пришел наш одноклассник Фарход. После того, как мы посмотрели фильм, он рассказал о Рустаме Сагдуллаеве.)

    Следует предостеречь учителей от выполнения в 9 классе упражнений на трансформацию простого предложения с обстоятельством времени в СПП. Ученики еще не могут найти точное соответствие отглагольных существительных и глаголов, а ведь приходится использовать глагол, которого нет в простом предложении, изменять падеж, предлог заменять союзом.

    При указании на способ совершения действия в русском языке используются наречия, деепричастия, существительные с предлогами и обстоятельственные СПП с придаточными образа действия, которые имеют в главном указательные слова так, до того, таким образом.

    Предложения с союзом что имеют оттенок следствия. В главной части обычно стоит наречие образа действия. Можно дать задание вставить соотносительные слова в предложение, а затем по этому образцу придумать придаточные к другим предложениям.

    Образец: Прибор работал тихо. Мы с трудом его слышали. (Прибор работал так тихо, что мы с трудом его слышали.)

    Опыт шел долго. Выходить в Интернет на новом компьютере удобно. Археологи вели раскопки внимательно. (… так долго, что мы устали. …так удобно, что мы работали за ним весь вечер. … так внимательно, что скоро у нас было много находок.)

    Если в СПП используется союз чтобы, наречие образа действия не нужно, предложение имеет оттенок цели. Вариант задания на придумывание придаточных: Прибор должен работать так,    (… чтобы не ломался, … чтобы его не слышно было, … чтобы за ним не следить.) Опыт нужно проводить так,    (чтобы получился результат, …чтобы не сломать прибор.) Ноутбук следует сделать так, … (…чтобы им мог пользоваться ребенок.)

    Упражнение 82 выполняется в классе после объяснения учителя о различии в конструкциях с союзами что и чтобы и устного тренинга .После такой работы упражнение 83 (домашнее задание) не должно вызвать трудности.

    В теме «Как указать на причину действия» изучаются СПП с придаточными причины (sabab ergash gapli qo'shma gap), которые  обычно используют союз потому что (chunki). В таком случае, как и в родном языке, придаточное стоит только после главного. Если причина подчеркивается логическим ударением, придаточные с другими союзами могут стоять в препозиции. Всегда перед главным придаточное причины с книжным союзом так как. В узбекском языке связь главного и придаточного осуществляется также с помощью грамматических форм –gandan, -gach, -ganlikdan, -gani uchun, ganligi uchun, - ganligi sababli, tufayli, sababdan, orqasida, natijasida, -gandan keyin (sung).

    Ученики легко конструируют СПП с придаточными причины, если придаточное имеет то же подлежащее, что и главное: Я не пришел, потому что заболел. В подобных моделях нужно добавить только сказуемое. Нужно тренировать их в конструировании более интересных фраз, задавая в модели два подлежащих.

    1).Ибн Сина … , потому что Махмуд Газневи … . (Ибн Сина долго скитался по разным городам , потому что Махмуд Газневи захватил Хорезм.)2). Академия Мамуна в Багдаде … , потому что аль-Хорезми… . 3). Самарканд …, потому что Улугбек … . 4). Книга «Памятники минувших поколений» … , потому что Беруни … .5). Бахоуддин Накшбанд … , потому что труд … .6).  Вольтер … , потому что обсерватория Улугбека … .

    В обычном общении люди часто отвечают на вопросы «почему?». На уроке желательно закрепить усвоенные ранее навыки изменения лица в ответе и замены существительного местоимением. Можно предложить ребятам инсценировать микродиалоги, которые помогут выполнить упражнение 93 для повторения.

    - Почему ты медленно читаешь по-русски?

    Я медленно читаю, потому что плохо говорю по-русски.

    - Почему вы изучаете книги Беруни?

    - Мы изучаем его книги, потому что любим историю.  

    - Почему ты пишешь реферат про Абулгазихана?

    - Я пишу про него, потому что мне нравится история Хорезма.

    В слабой группе достаточно, если ученики озвучат нормативную для разговорной речи вторую часть высказывания:

    - Почему Хоразми написал «Аль-джабр ва аль-мукобала»?.

    – Потому что любил математику. 

    Для таких учащихся полезны упражнения на конструирование СПП из двух простых, когда нужно точно понять смысл предложения для определения, какое содержит причину.

    1). Улугбек занимался астрономией. Он любил звезды. 2). Ибн Сино стал врачом. Он вылечил эмира Бухары. 3). Мухаммад Рахим Ферузшах издал указ о шашмакоме. Музыка украшает мир.

    В сильном классе ребята обычно без труда составляют такие предложения, если им известна тема высказывания. Можно усложнить задачу, заставив их высказать предполагаемую причину. В таком случае в модели будут присутствовать вводные слова, знакомые ребятам по речевой практике и художественным текстам. Учитель, работая на опережение, обратит внимание на постановку запятой в схеме-модели и замену существительных.

    - Почему Улугбек занимался астрономией?

    - Наверное, он занимался астрономией, потому что … .

    - Почему Ибн Сина любил медицину?

    - Может быть, ученый любил медицину, потому что … .

    - Почему Хоразми написал об индийских цифрах?

    - Наверное, великий математик написал об индийских цифрах, потому что … .

    Для сильных учащихся предназначено упражнение 89, в котором нужно по ситуации конструировать вопросительные предложения и переделывать их в СПП с придаточными причины. Учитель должен представить ситуацию «в трех лицах». Первый ученик «звонит» товарищу, задает вопрос. Напарник может дать ответ. Потом он же объясняет учителю свои действия (почему звонил). Важно правильно употребить местоимения и глагольные формы.

    - Почему ты не пришел? Я тебя долго ждал.

    - Я не пришел, потому что заболел.

    - Он не пришел, потому что болеет.

    Следующее занятие – «Как указать на условие действия». СПП с придаточными условными (shart ergash gapli qo'shma gap), очень похожи в русском и узбекском языках. Если указывается реальное условие, сказуемое выражено глаголом в изъявительном наклонении, при нереальном условии сказуемое стоит в условном наклонении (используются формы -ganda, -ganda edi, -sa, -sa edi). В новом учебнике в теме «Как указать на условие действия» представлен только один вид СПП с придаточными реального условия. Не разбираются случаи с неопределенной формой в придаточной части (если + НФ, то можно НФ). Учитель должен обратить внимание ребят на упражнение 98, где имеется пример из Чехова с нереальным условием: Если бы каждый человек на куске земли своей вделал все, что может, как прекрасна была бы земля наша.

    Можно дать в классе для ознакомления с союзом пословицы Если бы молодость знала, если бы старость могла. Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Если бы знать, где упадешь, соломки бы постелил.

    Для самостоятельного конструирования фраз с союзом если можно дать пары предложений, среди которых нужно определить условие.

    1). Брат вернется из армии. Мы поедем в Самарканд. 2). Служба идет быстро. Солдат служит хорошо. 3). Мы заботимся о Вооруженных Силах. Наш суверенитет укрепляется.4). Мы можем поговорить потом. У вас нет времени. 5). Ты не подготовился к занятию. Скажи об этом преподавателю. 6). Ты хочешь стать офицером. Нужно поступать в военное училище.

    Это упражнение будет хорошей подготовкой к выполнению задания 101, где требуется придумать главную часть, а условие дано. Дополнительно можно дать задание придумать условие к главной части СПП.

    Он вернется домой вовремя, … . (Он вернется домой вовремя, если будет автобус.) Дедушка поедет на встречу ветеранов, … . Мы пригласим курсантов военного училища, … .

    Если позволяет время, в классе можно выполнить упражнение на конструирование предложений с нереальным условием по заданной ситуации. В этом случае нужно убрать или добавить отрицание и поставить глагол в условное наклонение. В придаточных предложениях бы всегда стоит после если, а в главных – после глагола в прошедшем времени.

    Будильник не звонил. Я опоздал на урок. (Если бы будильник звонил, я не опоздал бы на урок.)

    1). На улице было холодно. Сестра надела пальто. 2). У меня нет книги. Я не прочитал рассказ. 3). Анвар не может читать по-английски. Он не понял инструкцию. 4). Он не вернулся вчера. Мы не пошли в кино.

    Урок на тему «Как указать на уступительные отношения» уделяется СПП с придаточными уступки (to’siqsiz ergash gapli qo'shma gap) используют союзы хотя и несмотря на то что, как ни, пускай, пусть. В узбекском языке используются вспомогательные слова – garchi, garchand. Учебник 9 класса дает для изучения также обобщенно-уступительные СПП с частицей ни (упражнение 108 предназначено для закрепления навыка написания ни в уступительных придаточных.

    Упражнение на конструирование сложного предложения из двух простых поможет запомнить союз хотя.

    У меня дома много книг. Я часто хожу в библиотеку. (Хотя у меня дома много книг, я часто хожу в библиотеку.)

    1). Моя мама очень любит стихи. Я увлекаюсь детективами. 2). Он прекрасно говорит по-русски. У него много ошибок в диктанте. 3). У меня есть ноутбук. Я люблю читать бумажные книги. 4). Многие писатели рассказывали о природе. Никто не рассказал лучше Есенина.

    В СПП с придаточными уступки части противоположны по смыслу (как в сложносочиненном предложении с противительными отношениями), и это помогает ребятам конструировать их самостоятельно. На уроке желательно вспомнить антонимы. Особенность русского союза хотя состоит в том, что он часто «работает в паре» с противительными союзами но, однако, зато, все же, тем не менее, если придаточная уступительная часть предшествует главной Учитель должен обратить внимание ребят на союз но в онегинском примере из теоретических сведений на странице 51: «И хоть он был повеса пылкой, но разлюбил он наконец и брань, и саблю, и свинец».

    Для самостоятельного конструирования можно предложить распространенные схемы-модели с заданными союзами и противопоставлениями на лексическую тему «Книга – источник знаний».

    А). Хотя все … , но никто не … . Хотя компьютер … , зато книга … . Пусть современные читатели … , зато вечные книги … . Несмотря на то что дети … , родители … . Хотя писатели … , однако читатели … .

    Б). Хотя … читают…, но не знают… . Хотя … любят …, однако … не забывают и … . Несмотря на то что … увлекаются …., … не знают … .

    Для работы в микрогруппах можно предложить ребятам придумать пары противопоставлений, чтобы напарники составили по ним СПП с придаточными уступки.

    Книга – ноутбук. Хотя в ноутбук входит сотни книжек, бумажные книги читают все.

    Писатель – читатели. Хотя писатель написал книгу давно, читатели ее очень любят.

    Предлагаемые упражнения заставят повторить пройденный материал по лексике, морфологии и помогут учителю сделать работу в классе продуктивной, разнообразят ее.

    Мусурманова Юлия Юрьевна,

    учитель высшей категории,

    Янгиер, школа №5.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В 9-м КЛАССЕ

    Один из вариантов изучения этой сложной темы и для учителя, и для учащихся  — работа с самого начала 9-го класса с текстом....

    Технология развивающего обучения на уроках русского языка в процессе изучения сложного предложения в основной школе

    Технология развивающего обучения является одной из самых наиболее гибких, эффективных и универсальных технологий обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более...

    6 / 9 классы Проверочная работа "Сложное предложение" Тема "Работа союзов в сложном предложении" (6 класс), "Типы сложных предложений" (9 класс)

    Самостоятельная индивидуальная работа для 6 или 9 класса.Цели: самостоятельное выявление уровня остаточных теоретических знаний по блоку тем «Сложное предложение»; подготовка к практической коррекцион...

    Изучение сложного предложения на уроках русского языка в узбекской школе.

    В статье даны рекомендации по проведению уроков в первой четверти по новому учебнику 9 класса....

    Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения (9 класс)

    Данная методическая разработка – ещё один вариант работы с правилами пунктуации русского языка. Разработка данного урока направлена на ознакомление учеников с назначением знаков препинания в сло...