Правописание не с причастиями
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

В школе ученик старается овладеть русским языком. Хорошее знание языка поможет ему в дальнейшем активно участвовать во всех сферах общественной и производственной жизни.

Практика показала, что учащиеся испытывают затруднения при написании не с разными частями речи. Особенно много ошибок допускается  при написании не с причастиями. 

 Предлагаемые на уроке задания направлены на обогащение словарного запа­са, развитие речи учащихся. Для развития познавательного интереса, навыков контроля и самоконтроля шестиклассникам предложено твор­ческое задание, проверочная работа с последующей самопроверкой.

Урок рассчитан на учащихся со средним темпом работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka.doc92.5 КБ
Office presentation icon ne_s_prichastiyami.ppt1.61 МБ

Предварительный просмотр:

                                  Пояснительная записка.

В школе ученик старается овладеть русским языком. Хорошее знание языка поможет ему в дальнейшем активно участвовать во всех сферах общественной и производственной жизни.

Практика показала, что учащиеся испытывают затруднения при написании не с разными частями речи. Особенно много ошибок допускается  при написании не с причастиями. 

 Предлагаемые на уроке задания направлены на обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся. Для развития познавательного интереса, навыков контроля и самоконтроля шестиклассникам предложено творческое задание, проверочная работа с последующей самопроверкой.

Урок рассчитан на учащихся со средним темпом работы.

 После изучения темы «Правописание не с причастиями» учащиеся должны знать:

 условия выбора написания не с причастиями; должны уметь: правильно писать не с причастиями;  разграничивать приставку не- и частицу не- с причастиями;  логически излагать свои мысли; правильно ставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

Формы работы на уроке:

Фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в парах, работа по карточкам, творческая работа с текстом.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашней работы.

3. Мобилизующий этап.

4.Орфографическая пятиминутка.

5. Формулирование темы и цели урока.

6. Изучение нового материала.

7. Закрепление .

    А) работа со словосочетаниями;

    Б) упражнение «Собери яблоки в корзину»;

    В) работа по учебнику;

    Г) упражнение в форме игры « Исправь ошибки».

8. Цифровой диктант.

9. Творческое задание.

10. Итоги урока.

11.  Рефлексия.

12. Домашнее задание.

13. Выставление оценок учащимся за урок.

 Тема урока: Слитное и раздельное написание не с причастиями.

 Цели урока:

  • познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями,
  • учиться правильно писать причастия с НЕ.

Задачи урока:

  • работа над связным высказыванием на лингвистическую тему;
  • обогащение словарного запаса учащихся,
  • работа над развитием речи учащихся,
  • формировать в сознании учащихся понятие об орфограмме и условии выбора правильного написания НЕ с причастиями,
  • развитие орфографической зоркости.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, ноутбук, экран, карточки с заданиями для индивидуальной работы,

карточки с текстами, учебники русского языка, презентация.

                                                                Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

   А). Проверка выполнения упр. № 359.

   Б). Работа по карточкам.

3. Мобилизующий этап.

   Чтение учителем стихотворения. (Слайд №2)

   Побывал я однажды в стране,
  Где исчезла частица НЕ.
  Посмотрел я вокруг с
доумением:
  Что за
лепое положение!
  Но кругом было тихо-тихо,
  И во всём была
разбериха,
  И на
взрачной клумбе у будки
  Голубые цвели
забудки.
  И погода стояла
настная,
  И гуляла собака
счастная
   И, виляя хвостом, уклюже
  Пробегала
пролазные лужи.
  Мне навстречу без всякого страха
  Шёл умытый, причёсанный
ряха,
  А за
ряхой по травке свежей
  Шли
суразные дотёпа и вежа.
  А из школы, взявшись за ручки,
  Чинным шагом вышли
доучки.
  И навстречу им утром рано
  Улыбалась царевна
Смеяна.
  Очень жаль, что только во сне                                                                                                          
  Есть страна без частицы НЕ.

 -Как не позавидовать жителям выдуманной страны из стихотворения Сергея Бондаренко:

 с исчезновением приставки НЕ и частицы НЕ они избавились от сложной орфографической   проблемы.

- Но мы не будем недоучками и недотёпами и сделаем всё по правилам.

- У каких частей речи в стихотворении исчезла частица НЕ? (у имён существительных и прилагательных)

4. Орфографическая пятиминутка.

На доске записаны словосочетания. 

- Какая орфограмма объединяет словосочетания в первой группе?

  Слитное и раздельное написание НЕ с существительными и прилагательными.

  Задание: раскройте скобки, объясните написание.

1. (не)большая усадьба; (не)ряшливый человек;    это был не тигр; сильный (не)дуг;  ночь  

     (не)светлая, а тёмная; совсем (не)уютный день; слёзы (не)годования.

- В каких случаях НЕ с существительными и прилагательными пишется СЛИТНО?

   В каких раздельно?

2. (не)скошенные луга -

    (не)законченное вовремя строительство -

    калитка (не)закрыта –

  5. Формулирование темы и цели урока.

- Со словами какой языковой категории употребляется НЕ в третьей группе? (с причастиями)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.  (Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями)

 -Сформулируйте цель урока, опираясь на тему. Используйте опорные фразы на доске:

1. Познакомиться с … ,

2. учиться … .

    Познакомиться с правилом написания НЕ с причастиями;  

    учиться правильно писать причастия с НЕ.

- Как вы думаете, как пишется НЕ с причастиями? Когда слитно? Раздельно?

- Кто же прав? Посмотрим, отчего же зависит слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

6. Изучение нового материала.

  - Обратимся к таблице. Слайд №3

  - Проанализировав примеры слева, сделайте вывод о слитном написании НЕ с причастиями.

  - Проанализировав примеры справа, сделайте вывод о раздельном написании НЕ с причастиями.

  - Откройте учебники на стр. 160. Давайте сравним наши выводы и материал учебника.

  - Чтение параграфа 29 на стр. 160 вслух.

7. Закрепление изученного материала.

  А) Вернёмся к словосочетаниям.

  - Сможем ли мы теперь раскрыть скобки и объяснить написание НЕ с причастиями?

    Нескошенные луга-

  - А теперь поработаем волшебниками и превратим  слитное написание в раздельное

   (не скошенные ёщё луга)

  - От данного причастия образуем  краткую форму   (луга не скошены ).

    Не законченное вовремя письмо-

  - Превратим раздельное написание в слитное . Образуем  краткую форму.

    (незаконченное письмо, письмо не закончено)

    Калитка не закрыта-

  - Распространим  причастие зависимым словом  (до сих пор не закрытая калитка)

  - Превратим раздельное написание в слитное ( незакрытая калитка)

  - Отчего зависит слитное и раздельное написание НЕ с причастиями?

Б) Собери в корзину под деревом только те яблоки, которые можно в неё положить. Слайд №5

 В) Работа по учебнику.

   - стр. 161, №367 по вариантам

    1в.-1,2 предложения

    2в.- 3,4 предложения

  - Когда НЕ с причастиями пишется слитно?

  - Когда НЕ с причастиями пишется раздельно?

 Г) Исправь ошибки. Слайд № 4          

    Работаем устно.

    1. Не высохшие капли росы блестели в лучах солнца.

    2. В  небе ещё непотемневшем  после ночи розовело тонкое облачко.

    3. Сборы незакончены, вещи не собраны.

 8. Цифровой диктант.

- Я вам читаю словосочетания,  вы ставите только цифры: 1 –раздельно, 2 – слитно.

Напиток не допит, недостижимая цель, не рассказанная на ночь сказка, трава не скошена,

незаконченный  роман, не выполненная учеником работа.

Слайд №6 Код:  1, 2, 1, 1, 2, 1.

Взаимопроверка.

9. Творческое задание.

Перед вами репродукция картины известного художника Аркадия Александровича  Пластова «Первый снег». Слайд №7

Рассмотрите внимательно эту репродукцию.

- Какое время года изображено?

Обратимся к тексту по этой картине. Прочитайте его в данном варианте.

А теперь включите в текст вместо пропусков причастия  и причастные обороты из слов для справок, при этом вы должны раскрыть скобки в словах, а в предложениях, если нужно, расставить  знаки препинания. (Работа в парах)

Текст.

 На картине А. А. Пластова «Первый снег» изображена зима.

  --------------- снег медленно ложится на крыши изб и на ----------- землю. На крыльце -------------- стоят мальчик и девочка. Очевидно, это брат и сестра. Мальчик  -------------- выбежал раньше сестры. Поэтому его шапка уже припорошена снегом. Девочка ----------------  выбежала, успев накинуть на себя платок. Дети заворожено смотрят на преображающийся мир. Кругом ------------ тишина.

Слова для справок: (не)слыханный; усыпанный снегом; спешившая увидеть первый снег;

                                       (не)прекращающийся ни на минуту; сгорающий от нетерпения; ещё

                                       (не)замёрзшая

 -Прочитайте готовый вариант текста.

 Текст.

 На картине А. А. Пластова «Первый снег» изображена зима.

 Не прекращающийся ни на минуту  снег медленно ложится на крыши изб и на незамёрзшую       землю. На крыльце, усыпанном снегом, стоят мальчик и девочка. Очевидно, это брат и сестра.   Мальчик , сгорающий от нетерпения, выбежал раньше сестры. Поэтому его шапка уже   припорошена снегом. Девочка, спешившая увидеть первый снег, выбежала, успев накинуть на голову  платок. Дети заворожено смотрят на преображающийся мир. Кругом неслыханная тишина.

-Определите стиль речи данного текста. Обоснуйте своё мнение.

-Какую  роль выполняют причастия и причастные обороты в тексте?

( Причастия выразительно описывают детали, усиливают образность повествования)

10. Подведение итогов урока.

- Скажите, с каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?

- Когда НЕ с причастиями пишется слитно? Раздельно?

11.Рефлексия.

 Наш урок подходит к завершению. Вы сегодня были активны, внимательны, потрудились на славу. Представьте себя лучиками солнца. Разместите свои лучики на солнце согласно своему настроению.

12. Домашнее задание. На выбор.

 - Дома каждый из вас может закрепить полученные сегодня знания, выбрав то задание, которое     считает наиболее приемлемым для себя.

- Давайте вспомним, с чего мы начинали урок?  (Фрагмент стихотворения)

1. Творческие натуры могут сочинить свою историю о НЕ с разными частями речи.

2. Из текстов художественных произведений выпишите 6-7 предложений, иллюстрирующих правописание не с причастиями.

 3. упр. 366.

 4. Для всех параграф 29 – выучить правило.

12. Выставление оценок учащимся за работу.

 

   

 

  

                                                   

                                        Пояснительная записка.

В школе ученик старается овладеть русским языком. Хорошее знание языка поможет ему в дальнейшем активно участвовать во всех сферах общественной и производственной жизни.

Практика показала, что учащиеся испытывают затруднения при написании не с разными частями речи. Особенно много ошибок допускается  при написании не с причастиями. 

 Предлагаемые на уроке задания направлены на обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся. Для развития познавательного интереса, навыков контроля и самоконтроля шестиклассникам предложено творческое задание, проверочная работа с последующей самопроверкой.

Урок рассчитан на учащихся со средним темпом работы.

 После изучения темы «Правописание не с причастиями» учащиеся должны знать:

 условия выбора написания не с причастиями; должны уметь: правильно писать не с причастиями;  разграничивать приставку не- и частицу не- с причастиями;  логически излагать свои мысли; правильно ставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

Формы работы на уроке:

Фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в парах, работа по карточкам, творческая работа с текстом.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашней работы.

3. Мобилизующий этап.

4.Орфографическая пятиминутка.

5. Формулирование темы и цели урока.

6. Изучение нового материала.

7. Закрепление .

    А) работа со словосочетаниями;

    Б) упражнение «Собери яблоки в корзину»;

    В) работа по учебнику.

8. Цифровой диктант.

9. Творческое задание.

10. Итоги урока.

11.  Рефлексия.

12. Домашнее задание.

13. Выставление оценок учащимся за урок.

 Тема урока: Слитное и раздельное написание не с причастиями.

 Цели урока:

  • познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями,
  • учиться правильно писать причастия с НЕ.

Задачи урока:

  • работа над связным высказыванием на лингвистическую тему;
  • обогащение словарного запаса учащихся,
  • работа над развитием речи учащихся,
  • формировать в сознании учащихся понятие об орфограмме и условии выбора правильного написания НЕ с причастиями,
  • развитие орфографической зоркости.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, ноутбук, экран, карточки с заданиями для индивидуальной работы,

карточки с текстами, учебники русского языка, презентация.

                                                                Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

   А). Проверка выполнения упр. № 359.

   Б). Работа по карточкам.

3. Мобилизующий этап.

   Чтение учителем стихотворения. (Слайд №2)

   Побывал я однажды в стране,
  Где исчезла частица НЕ.
  Посмотрел я вокруг с
доумением:
  Что за
лепое положение!
  Но кругом было тихо-тихо,
  И во всём была
разбериха,
  И на
взрачной клумбе у будки
  Голубые цвели
забудки.
  И погода стояла
настная,
  И гуляла собака
счастная
   И, виляя хвостом, уклюже
  Пробегала
пролазные лужи.
  Мне навстречу без всякого страха
  Шёл умытый, причёсанный
ряха,
  А за
ряхой по травке свежей
  Шли
суразные дотёпа и вежа.
  А из школы, взявшись за ручки,
  Чинным шагом вышли
доучки.
  И навстречу им утром рано
  Улыбалась царевна
Смеяна.
  Очень жаль, что только во сне                                                                                                          
  Есть страна без частицы НЕ.

 -Как не позавидовать жителям выдуманной страны из стихотворения Сергея Бондаренко:

 с исчезновением приставки НЕ и частицы НЕ они избавились от сложной орфографической   проблемы.

- Но мы не будем недоучками и недотёпами и сделаем всё по правилам.

- У каких частей речи в стихотворении исчезла частица НЕ? (у имён существительных и прилагательных)

4. Орфографическая пятиминутка.

На доске записаны словосочетания. 

- Какая орфограмма объединяет словосочетания в первой группе?

  Слитное и раздельное написание НЕ с существительными и прилагательными.

  Задание: раскройте скобки, объясните написание.

1. (не)большая усадьба; (не)ряшливый человек;    это был не тигр; сильный (не)дуг;  ночь  

     (не)светлая, а тёмная; совсем (не)уютный день; слёзы (не)годования.

- В каких случаях НЕ с существительными и прилагательными пишется СЛИТНО?

   В каких раздельно?

2. (не)скошенные луга -

    (не)законченное вовремя строительство -

    калитка (не)закрыта –

  5. Формулирование темы и цели урока.

- Со словами какой языковой категории употребляется НЕ в третьей группе? (с причастиями)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.  (Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями)

 -Сформулируйте цель урока, опираясь на тему. Используйте опорные фразы на доске:

1. Познакомиться с … ,

2. учиться … .

    Познакомиться с правилом написания НЕ с причастиями;  

    учиться правильно писать причастия с НЕ.

- Как вы думаете, как пишется НЕ с причастиями? Когда слитно? Раздельно?

- Кто же прав? Посмотрим, отчего же зависит слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

6. Изучение нового материала.

  - Обратимся к таблице. Слайд №3

  - Проанализировав примеры слева, сделайте вывод о слитном написании НЕ с причастиями.

  - Проанализировав примеры справа, сделайте вывод о раздельном написании НЕ с причастиями.

  - Откройте учебники на стр. 160. Давайте сравним наши выводы и материал учебника.

  - Чтение параграфа 29 на стр. 160 вслух.

7. Закрепление изученного материала.

  А) Вернёмся к словосочетаниям.

  - Сможем ли мы теперь раскрыть скобки и объяснить написание НЕ с причастиями?

    Нескошенные луга-

  - А теперь поработаем волшебниками и превратим  слитное написание в раздельное

   (не скошенные ёщё луга)

  - От данного причастия образуем  краткую форму   (луга не скошены ).

    Не законченное вовремя письмо-

  - Превратим раздельное написание в слитное . Образуем  краткую форму.

    (незаконченное письмо, письмо не закончено)

    Калитка не закрыта-

  - Распространим  причастие зависимым словом  (до сих пор не закрытая калитка)

  - Превратим раздельное написание в слитное ( незакрытая калитка)

  - Отчего зависит слитное и раздельное написание НЕ с причастиями?

Б) Собери в корзину под деревом только те яблоки, которые можно в неё положить. Слайд №5

 В) Работа по учебнику.

   - стр. 161, №367 по вариантам

    1в.-1,2 предложения

    2в.- 3,4 предложения

  - Когда НЕ с причастиями пишется слитно?

  - Когда НЕ с причастиями пишется раздельно?

8. Цифровой диктант.

- Я вам читаю словосочетания,  вы ставите только цифры: 1 –раздельно, 2 – слитно.

Напиток не допит, недостижимая цель, не рассказанная на ночь сказка, трава не скошена,

незаконченный  роман, не выполненная учеником работа.

Слайд №5  Код:  1, 2, 1, 1, 2, 1.

Взаимопроверка.

9. Творческое задание.

Перед вами репродукция картины известного художника Аркадия Александровича  Пластова «Первый снег». Слайд №6

Рассмотрите внимательно эту репродукцию.

- Какое время года изображено?

Обратимся к тексту по этой картине. Прочитайте его в данном варианте.

А теперь включите в текст вместо пропусков причастия  и причастные обороты из слов для справок, при этом вы должны раскрыть скобки в словах, а в предложениях, если нужно, расставить  знаки препинания. (Работа в парах)

Текст.

 На картине А. А. Пластова «Первый снег» изображена зима.

  --------------- снег медленно ложится на крыши изб и на ----------- землю. На крыльце -------------- стоят мальчик и девочка. Очевидно, это брат и сестра. Мальчик  -------------- выбежал раньше сестры. Поэтому его шапка уже припорошена снегом. Девочка ----------------  выбежала, успев накинуть на себя платок. Дети заворожено смотрят на преображающийся мир. Кругом ------------ тишина.

Слова для справок: (не)слыханный; усыпанный снегом; спешившая увидеть первый снег;

                                       (не)прекращающийся ни на минуту; сгорающий от нетерпения; ещё

                                       (не)замёрзшая

 -Прочитайте готовый вариант текста.

 Текст.

 На картине А. А. Пластова «Первый снег» изображена зима.

 Не прекращающийся ни на минуту  снег медленно ложится на крыши изб и на незамёрзшую       землю. На крыльце, усыпанном снегом, стоят мальчик и девочка. Очевидно, это брат и сестра.   Мальчик , сгорающий от нетерпения, выбежал раньше сестры. Поэтому его шапка уже   припорошена снегом. Девочка, спешившая увидеть первый снег, выбежала, успев накинуть на голову  платок. Дети заворожено смотрят на преображающийся мир. Кругом неслыханная тишина.

-Определите стиль речи данного текста. Обоснуйте своё мнение.

-Какую  роль выполняют причастия и причастные обороты в тексте?

( Причастия выразительно описывают детали, усиливают образность повествования)

10. Подведение итогов урока.

- Скажите, с каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?

- Когда НЕ с причастиями пишется слитно? Раздельно?

11.Рефлексия.

 Наш урок подходит к завершению. Вы сегодня были активны, внимательны, потрудились на славу. Представьте себя лучиками солнца. Разместите свои лучики на солнце согласно своему настроению.

12. Домашнее задание. На выбор. Слайд №7.

 - Дома каждый из вас может закрепить полученные сегодня знания, выбрав то задание, которое     считает наиболее приемлемым для себя.

- Давайте вспомним, с чего мы начинали урок?  (Фрагмент стихотворения)

1. Творческие натуры могут сочинить свою историю о НЕ с разными частями речи.

2. Из текстов художественных произведений выпишите 6-7 предложений, иллюстрирующих правописание не с причастиями.

 3. упр. 366.

 4. Для всех параграф 29 – выучить правило.

12. Выставление оценок учащимся за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание "НЕ" с причастиями.

Конспект урока русского языка в 7 классе. Индивидуальная и групповая формы работы....

Урок с применением технологии дифференцированного обучения по теме "Правописание НЕ с причастиями"

План-конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание НЕ с причастиями". Урок с применением технологии дифференцированного обучения....

Правописание Не с причастиями

Урок русского языка в 7 классе с использованием интерактивной доскидоска SMART Board  по теме "Правописание НЕ с причастиями"...

Урок русского языка в 7 классе по теме: "Правописание НЕ с причастием"

Урок русского языка в 7 классе   Тема  урока:  Правописание НЕ с причастием Тип урока: Изучение нового материала Цель урока: повторить написание НЕ с прилагательными,существительным...

Конспект урока русского языка в 7 классе. «Правописание НЕ с причастиями»

Цели урока:1)Познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;2) Формировать умение различать частицу и приставку НЕ в причастиях.Технология дифференцированного обучения.План урока.I. Органи...

Конспект урока русского языка в 7 классе. «Правописание НЕ с причастиями»

Цели урока:1)Познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;2) Формировать умение различать частицу и приставку НЕ в причастиях.Технология дифференцированного обучения.План урока.I. Органи...

Урок русского языка по теме "Правописание не с причастиями"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание не с причастиями": ориентирован на учищихся школы II вида...