Профилактика и устранение орфографических ошибок у учащихся 5 – 9 классов.
статья по русскому языку по теме

В данном материале представлены принципы, приёмы, упражнения по профилактике и устранению орфографических ошибок у учащихся 5-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_mo_orf_oshibki.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика и устранение орфографических ошибок у учащихся 5 – 9 классов.

ГБС(К)ОУ школа-интернат №3 г.о. Тольятти

Учитель: Е.В. Шакурская

Анализируя уровень владения орфографическими навыками у детей с ОВЗ, можно отметить, что дети  с особенностями развития  могут добросовестно выучить правила, но не имеют реальной возможности применить их на практике. Дети, не владеющие морфологическим анализом слов, оказываются не в состоянии усвоить правописание приставок и предлогов, так как не умеют выделить их в речевом потоке и отличить друг от друга. Дети с умственной отсталостью имеют бедный словарный запас, недостаточно точно понимают значения слов, не улавливают смысловой связи между родственными словами. Этим и объясняется невозможность применения на практике даже хорошо выученных учащимися правил. Учащиеся  не владеют грамматическими нормами языка. Для таких детей характерны многочисленные ошибки в окончаниях слов, что свидетельствует о неумении согласовывать слова между собой.

Нарушение усвоения правописания у школьников  часто сочетается с нарушениями письма и чтения. Максимальное проявление данной проблемы приходится на 5-6 класс, при переходе в среднюю школу, т.к. увеличивается объем  учебного материала по письму и развитию речи.

Обучение орфографии - сложный и длительный процесс. Одни дети легко усваивают правила орфографии и применяют их на практике. Другие, несмотря на знание правил, допускают множество ошибок. Чтобы писать правильно, знания правила недостаточно. Необходимо уметь выполнить ряд последовательных действий:

  1. Найти орфограмму в слове и определить ее тип- это умение называется «орфографическая зоркость». Чтобы найти орфограмму, надо знать ее отличительные признаки. Чаще всего эти признаки перечислены в самом названии орфограммы «Безударная гласная в корне слова».
  2. Выделить часть слова, в которой находится орфограмма. Например, «Правописание безударных окончаний прилагательных». Ребенку необходимо правильно выделить окончание в слове.
  3. Применить необходимое правило. Для этого нужно понять алгоритм (жесткий порядок действий), который поможет выбрать верное написание слова. (Приложение)

Процесс формирования орфографических навыков представляет собой сложный речемыслительный процесс, требующий достаточного уровня развития мыслительных операций, речевых навыков, языковых обобщений.

Орфографическая зоркость является одним из важнейших условий формирования полноценного орфографического навыка наряду с такими условиями, как развитый фонематический слух,  наличие достаточного  количества тренировочных упражнений, умение осуществлять самоконтроль. Следовательно, необходимо формировать у детей с особенностями развития навык самоконтроля и развивать орфографическую зоркость, чему способствует фонематический подход к обучению орфографии.

Существует множество методических приёмов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Все мы знаем роль зрительных, слуховых, рукодвигательных и артикулярных факторов.

Рассмотрим данные факторы.

Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке много.

Учёные-психологи доказали, что стоит ребёнку один раз неправильно написать слово, как он запомнит зрительно и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

На  уроках  можно использовать  следующие приёмы: письмо с “дырками”– не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, а потом запиши слово, используя другой цвет пасты, чтобы выделить трудную букву.

Очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед написанием. Пусть он хоть что-то запомнит, увидит и напишет правильно. Можно проводить так называемый “диктант с обоснованием”. Учитель диктует слово, например, с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Дети должны сначала записать проверочное слово, а затем только то, что диктует учитель, т.к. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их “слышать” орфограмму, обосновывать свой выбор её написания.

Слуховой  фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т. е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создаёт графический образ того или иного слова, “запоминает” и затем пишет его уже автоматически.

Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, так называемое, орфографическое проговаривание. Этот приём даёт неплохие результаты. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создаёт своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более точному запоминанию его написания. Такое многократное проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на следующих уроках и в конце концов прочно запоминается.

Комментирование – это вид упражнения, включающий в себя рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.

Например: “подлетает” в приставке пишу букву О, в корне безударная гласная Е, проверяю – перелёт, в окончании глагола гласная Е, доказываю: неопределённая форма подлетать не на – ить и не глагол– исключение, значит, 1 спряжение, пишу окончание – ЕТ.

Кроме того, комментированное письмо выступает один из приёмов по предупреждению ошибок, приучает учеников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить чётко, лаконично, обоснованно.

Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, даёт возможность выявить знания детей и проверить их орфографические навыки.

Работу по орфографии следует начинать с букварного периода. Именно в это время надо создать предпосылки для успешного развития у детей орфографической зоркости, показать школьникам неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным. В это время дети получают представление о сильной и слабой позициях звуков. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикулярное восприятие и запоминание орфографического материала.

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, предупредительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий текста упражнений, корректировки письма.

Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.

Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.

Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.

Предложенные упражнения обеспечивают сочетание фронтального, группового и индивидуального способов организации обучения.

Для работы по формированию орфографической зоркости можно использовать разнообразные виды упражнений и занимательный материал.

Игра “Кто больше” Учитель показывает схему – карточку – дети называют слова с указанной орфограммой.

Игра “Узнай меня” Даётся краткая морфологическая и слоговая характеристика слова и указываются в нём типы орфограмм.

Можно использовать “Волшебный квадрат”. Этот квадрат лежит всегда на партах детей. После того, как ученики написали диктант, они накладывают квадрат на первое слово и постепенно, двигая его вправо, открывают первый слог, потом второй и т. д. Таким образом, он легко обнаруживает пропуск буквы. Квадрат притормаживает движение глаз и заставляет детей быть внимательнее. Цель данного этапа состоит в том, чтобы слабоуспевающие ученики писали слова правильно и осознанно, умели находить орфограммы в словах, предложениях, доказывали и обосновывали свой выбор.

Список литературы

1. Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся [Текст] // Начальная школа. –2002- №1- С.90.

2. Головина, Э.Д. «Бывают странные сближенья…» (Об орфографических ошибках на почве ложных этимологий) [Текст] // Русская речь. – 2003. – № 2.

3. Зданкевич, В.Г. Не всегда пишется то, что слышится [Текст] // Русская речь. – 2003. – № 6.

4. Иванов, С.А. Как исправить ошибки… орфографии? [Текст] // Русская речь. – 1990. – № 6.

5. Кунавин, Б.В. Орфографические заметки [Текст] // Русский язык в школе. – 1991. – № 6.

6. Маслова, Л.М. Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма [Текст] // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). – 2006. – № 10.

7. Рыболова, З.Д. Формирование орфографический навыков [Текст] // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). – 2006. – № 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устранение дислексических ошибок на уроках чтения

Рекоендиции для учителей-лгопедов для предупреждения возникновения ошибок дислексического характера...

Коррекция и профилактика дизорфографических ошибок у учащихся с ОВЗ с использованием интерактивных игр, тренажеров (Из опыта работы ...)

В презентации раскрываются теоретико-методологические основы деятельности учителя-логопеда по профилактике и коррекции дизорфографии у младших школьников с ОВЗ  с использованием не только традици...

Совершенствование коммуникативных способностей учащихся по русскому языку с целью предупреждения и устранения языковых ошибок.

Хочу поделиться опытом по данной теме. Может быть, другим учителям мой опыт пригодится в работе. http://yadi.sk/d/9KvYlr2nG2bBW...

Предупреждение и устранение орфографических ошибок .

Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что сущес...

Предупреждение и устранение типичных ошибок и познавательных затруднений учащихся при обучении математике

В работе рассмотрены психолого-педагогические причины ошибок и затруднений учащихся,  выявлены необходимые условия, выполнение которых поможет уменьшить количество ошибок и затруднений при обучен...

Комплекс упражнений, направленный на предупреждение и устранение речевых ошибок в письменных работах учащихся

Комплекс упражнений для предупреждения и устранения речевых ошибок в письменных работах учащихся (более 40 упражнений)....