Устранение дислексических ошибок на уроках чтения
статья на тему

Убелс Маргарита Юрьевна

Рекоендиции для учителей-лгопедов для предупреждения возникновения ошибок дислексического характера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustranenie_disleksicheskikh_oshibok_na_urovakh_chteniya.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Устранение дислексических ошибок на уроках

чтения.»

Учитель -логопед Убелс М.Ю.

НАВЫК ЧТЕНИЯ

Чтение -это сложный психо -физиологический процесс: Совместная деятельность зрительного ,речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Зрительное восприятие ,узнавание и различение букв, слогов и слов.

Обучение чтению.

В процессе формирования навыка чтения выделим 4 этапа:

  1. Овладение звуко-буквенным обозначением.
  2. Слого-аналитическое чтение.
  3. Становление синтетических приемов чтения.
  4. Синтетическое чтение.

Одновременное формирование техники ( правильность, беглость, выразительность) и смысловой стороны чтения.

На 1 этапе ребенок получает первоначальное представление о фонеме, учится производить фонетический анализ и синтез , начинает дифференцировать звуки, знакомится с образом букв( графем) , учится соотносить звуки и буквы, сливать звуки и буквы в слоги ,а слоги в слова .Единицей чтения является буква, т.е. побуквенное чтение открытого характера(сначала 1 буква.затем 2 буква, мысленно объединяет в звуки, а потом прочитывает слог).При этом понимание прочитанного отделено по времени от процесса восприятия. Зрительный образ слова не ассоциируется с его значением. Только после звукового восприятия возникает значение. Догадка отсутствует.

На 2 этапе элемент зрительного восприятия - слог .Слог узнается в "лицо" .Процесс чтения самого слога теряет свою самостоятельность. Слог становится частью целого слова. Процесс слияния звуков в слог не представляет трудности .На технику прочтения слова влияет его слоговая структура и ритмика. Осмысление прочитанного слова по слогам происходит не одномоментно, а после чтения .Появляется смысловая догадка, но связь между словами очень слабая.

На 3 этапе единицей чтения становится слово. Это чтение отдельными целыми словами. Слово узнается в "лицо." Читающий в большей мере опирается на содержание ранее прочитанного, чем на буквенный состав слова.

Последний 4 этап -слитное чтение, высокоавтоматизированный процесс. Понимание опережает процесс чтения.

Виды упражнений на уроках чтения для предупреждения возникновения ошибок дислексического характера,

  1. Ежедневно в начале урока проводить разминки (сначала чтение без участия голоса, при помощи одних лишь движений губ и языка, а затем вслух по несколько раз подряд).

Например:

  • Чтение гласных на одном выдохе:

а - э - о - ы о - у - ы - а а - э - ы - у о - у - а - ы

  • Чтение на одном выдохе:

Мы - ны - лы - ры Ми - ни - ли - ри Ты - ти - ды - дн

  • Чтение столбиков слов:

усы        сутки стишок шест шасси

уши        шутки старший шесть шоссе

споры шумел страшно шерсть штепсель шпоры сумел старушка шелест шустрый

  1. Использовать на уроках чистоговорки, скороговорки, короткие стишки с последующим заучиванием.
  2. Работать с изографами (Ребёнку нужно прочитать слово и показать указкой каждую букву.)
  3. Развивать фонематическое восприятие: по первым звукам названных учителем слов отгадать название произведения.
  4. Читать текст из учебника «вверх ногами»
  5. Читать текст из учебника с прикрытой нижней или верхней половиной строчки.
  6. Использовать игру «Наборщик». (Предложить слово из текста, из букв которого учащиеся составляют новые слова. Например: треугольник - три, угол, гол, уголь, кино, реки, руль, трель и т. д.)
  7. Находить в рассказе задуманное слово.
  8. Отделить слово от псевдослова. (Из цепочки выделить правильное слово. Например: мафтан, фафтан, кафтан, тюфтан)

Ю.Читать текст через слово.

11.Читать текст, развёрнутый на 90 градусов (т.е. строчки ставятся столбиком)

12.Читать текст с повторным произнесением каждого второго (третьего) слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование коммуникативных способностей учащихся по русскому языку с целью предупреждения и устранения языковых ошибок.

Хочу поделиться опытом по данной теме. Может быть, другим учителям мой опыт пригодится в работе. http://yadi.sk/d/9KvYlr2nG2bBW...

Предупреждение и устранение орфографических ошибок .

Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что сущес...

Конспект занятия в группе по преодолению дислексических ошибок

Речь является важным средством самовыражения ребенка. С этой точки зрения особое значение имеет выразительность, как качественная характеристика речи. Выразительность речи обеспечивает эффективность к...

Профилактика и устранение орфографических ошибок у учащихся 5 – 9 классов.

В данном материале представлены принципы, приёмы, упражнения по профилактике и устранению орфографических ошибок у учащихся 5-9 классов....

Предупреждение и устранение типичных ошибок и познавательных затруднений учащихся при обучении математике

В работе рассмотрены психолого-педагогические причины ошибок и затруднений учащихся,  выявлены необходимые условия, выполнение которых поможет уменьшить количество ошибок и затруднений при обучен...

Профилактическая работа по предупреждению появления специфических ошибок письма и чтения с первоклассниками в букварный период

В статье в табличной форме приводится список наиболее распространенных трудностей при освоении первоклассниками гласных и согласных в букварный период, излагаются приемы профилактической работы по пре...

Комплекс упражнений, направленный на предупреждение и устранение речевых ошибок в письменных работах учащихся

Комплекс упражнений для предупреждения и устранения речевых ошибок в письменных работах учащихся (более 40 упражнений)....