Формы и методы работы во вспомогательной школе на уроках русского языка
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Доклад о формах и методах работы на уроках русского языка во вспомогательной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody_-1.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы -1

                             

               

ДОКЛАД

«ФОРМЫ  И  МЕТОДЫ  РАБОТЫ  С  УЧАЩИМИСЯ

ПО  ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЕ  НА  УРОКАХ  РУС-

СКОГО  ЯЗЫКА»

Фактически  обучение  русскому языку во вспомогательной школе можно представить в виде 2частей:изучение  нового  материала  и  закрепление  приобретенных  знаний  и  умений,  которые  сливаются  в  единый  процесс  благодаря  выбору  соответствующих  форм,  видов,  методов  и  приемов  работы  на  каждом  этапе  урока.

1.Изучение  нового  материала. При объяснении  нового  материала  опираюсь  на  предыдущие  знания  учащихся,  выбираю  беседу  и  наблюдение  над  языковым  материалом. .Ставлю  вопросы  перед  учащимися  в  зависимости  от  сложности  материала  и  вызываю  для  ответа  сильных, средних  или  слабых  учащихся .Развивая    познавательную  активность,  предусматриваю  самостоятельное  обобщение  материала  сильными  учащимися. Оказываю  помощь  средним  и  слабым  учащимся,    подвожу  к выбору. Например,  предъявление  дополнительной  наглядности  материала,  облегченных  заданий  и  вопросов.

В  каждом  последующем  классе  при  изучении  нового  материала  предлагаю  более  сложный  речевой  материал,  используя  приемы  анализа,  сравнения,  обобщения, благодаря  чему степень  самостоятельности  учащихся  вырастает.

При  изучении  сквозных  тем  учитываю  индивидуальные  особенности  учащихся,  трудности  грамматического  материала  и  уровень  знаний  учащихся. Например,      применяю  поисковый  метод,  над  языковыми  явлениями,  метод  опережающего  обучения, сотрудничества  и  т. д.

2.Результативность  обучения  русскому  языку  зависит  от  систематической  работы  над  закреплением  знаний.

При  закреплении  знаний  и  умений  сочетаю  фронтальную,  групповую  и  индивидуальную  работу.  При  этом  большое  значение  имеет  вариативность  упражнений  и  заданий,   виды  и  степень  помощи  учащимся  со  стороны  учителя,  организация  взаимопомощи  учащимся, различные  способы  поощрения. Для  выяснения  степени  усвоения  программного  материала  периодически  даю  всем  учащимся  одинаковые  задания  по  содержанию  и  объему,  степени  трудности.

Закрепление  знаний  состоит  в  постоянном  повторении  пройденного  материала. .Как  показывает  опыт,  наиболее  эффективными  видами  упражнений  являются:  разные  виды  диктантов,  грамматический  разбор,  письмо  наизусть,  творческие  работы,  смешанные  виды  упражнений. Упражнения  могут  быть  зрительными  и  слуховыми  по способу  восприятия,  комментированные,  объяснительные  и  предупредительные  по  времени  объяснения  орфограмм,  без  изменения  или  с  изменением  текста,  устные  или  письменные  по  способу  выполнения. При  выборе  упражнений  предпочтение  отдаю  письменным  упражнениям,  которые  выполняются  как  на  уроке,  так  и  дома. Это  упражнения  по  учебникам,    карточкам,  по  заданию  учителя.

Упражнения  по  развитию  связной  речи: работа  с  деформированным  текстом,  разные  виды  изложений и сочинений,  работа  по  сюжетным  картинкам  или  по  серии  картинок,  работа  над  деловым  письмом.

3.Словарная  работа.  Ориентируюсь  на  учебную  программу,  определяю  количество  слов  на  каждый  урок. Большое  значение  имеет  определенная  последовательность  работы:

1 .восприятие  слова  на  слух,

2. выяснение  его  лексического  значения,

3. зрительное  восприятие  слова,  первичное  по  карточке,

4. повторное  прочтение  слова,  постановка  ударения  и  выделение  ударной  и  безударной  гласной  из  других  орфограмм,  которые  нужно  запомнить,

5 деление  слова  на  слоги,

6. запись  слова  в  тетрадь  с  подчеркиванием  буквы,  которую  надо  запомнить,

6. подбор  родственных  слов,  запись  их  с  подчеркиванием  нужной  орфограммы,

7. составление  словосочетаний  или  предложений с изучаемым  словом,

8. запись  лучшего  предложения.

При подведении  итогов  работы  обязательно  прошу  учащихся  вспомнить, какое « словарное»  слово  они  выучили.  И  сказать,  как  оно  пишется.

Качество  словарной  работы  достигается  при  соблюдении:

А. систематической  работы  со  словарным  словом  на  каждом  уроке,

Б. Контроль  за  усвоением  словарных  слов,  проведение  словарных  диктантов,  включение  словарных  слов в  разные  виды  самостоятельной  работы.

В. работа  с  орфографическим  словарем,  словарем  учебника  на  уроке и  дома.

4. Грамматический  разбор.  По содержанию  может  быть  морфологическим,  синтаксическим  или  смешанным. По  объему- полным  или  частичным. По  форме-  устным  или  письменным.

 Любой  разбор  может  быть  использован  при  знакомстве  со  словарными словами. Морфологический  разбор  выражается в  указании,  какой  частью  речи  является  слово,  в  каких  грамматических  формах  оно  употреблено  в  предложении .

  При  ознакомлении  с  новым  материалом  и  при  закреплении, например: имя  прилагат., ,нач.  ф., (им,п),  ед. ч,  муж. ,.с  каким  существительным  связано,  род,число, падеж. При   морфологическом  разборе  прилагательного  формирую  у  учащихся  умение  выделять  из  текста  прилагательное  вместе  с  существительным,  к  которому  оно  относится. ( до  этого  момента  ребята  должны  хорошо  понимать  зависимость  рода, числа,  падежа  прилагательных  от  существительных).

Синтаксический  разбор  формирует  умение  определять  структуру  предложения. Это  умение  базируется  на  овладении  понятием  о  главных  членах  предложения,  затем  второстепенных,  формируется  понятие  о  распространенных  и  нераспространенных  предложениях. При  разборе  учащиеся  ставят  вопрос  ко  всем  словам,  определяют  каждый  член  предложения,  подчеркивают  их. При  объяснении  нового  материала  использую  письменный  разбор  с  постановкой  вопроса  к  словам  и  показом  связи  слов  в  предложении  или  составлением  схемы  предложения.

5.Повторение  пройденного. Особенности  познавательных  процессов,  недостатки  развития  памяти  приводят  к  затруднению  в  усвоении  учебного  материала.  

  Одним  из  видов  закрепления  знаний  является  повторение  пройденного  материала  на  уроке. Повторение  способствует  предупреждению  забывания,  восстановлению  забытого    материала,  выработке  умений,  устойчивости  навыков Повторение  является  обязательной  частью  урока,  поэтому  оно  может  быть  предварительным,  сопутствующим  или  обобщающим.

При  организации  повторения  наиболее  оптимальны  такие  методы и приёмы,  которые  направлены  на  формирование  самостоятельности,  актуализации  знаний. Материал  для  повторения  более  сложен .Например,  если  при  изучении  темы

«Корень и однокоренные  слова»  уч-ся  подбирают  родственные  слова к данному  корню( лес, лесник  лесной,  лесовик), для  повторения  темы  они  выполняют  упражнения  по  выделению  родственных  слов  из  текста,  предложений,  словосочетаний,  по  определению  корня,  включению  однокоренных  слов  в  творческие  работы.

6. Самостоятельная  работа. Умственно- отсталые  дети  должны  научиться  правильно  понимать  письменную  инструкцию и следовать  ей,  выделять  этапы  работы,  выбирать  способ  и  контролировать  правильность  выполнения  задания,  ориентироваться в нужном  справочном  материале, давать  устный  отчет  о  сделанном.

Объём  работы  и  степень  самостоятельности  зависят  от  типа  урока( урок  изучения  нового  материала, закрепления,  обобщающий)  и  его  темы.  Место  самостоятельной  работы  на  уроке  непостоянно. Оно  может  проводиться  в  начале,  середине, конце  урока. При  организации  самостоятельной работы  следует  предложить  уч-ся  задания  с  учётом  возможностей  каждого. Необходимо  определить и разную  меру  помощи  со  стороны  учителя.

7.Домашние задания. Виды  проверки  домашних  заданий. на уроке  различны: фронтальный  опрос с учетом  индивидуальных  вариантов  заданий,  просмотр  учителем  выполненных  заданий,  самопроверка,  включение  элементов  домашних  заданий  в  различные  виды  работы  на  уроке,  проверка  домашнего  задания  с  комментированием  наиболее  трудных  орфограмм..

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка".

В статье предлагаются некоторые интересные формы проведения уроков русского языка...

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы...

Статья на тему "Активные формы и методы формирования орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка"

Статья посвящена разнообразным формам и методам, способствующим  формированию орфографической зоркости учащихся...

Представление инновационного педагогического опыта "Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка"

Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету. Отечественные психологи подчеркивают, что интеллект...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (презентация)

В данной презентации учитель делится опытом по использованию различных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы....

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Настоящий сборник составлен по материалам регионального семинара «Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности», состоявшегося в апре...

Систематизация методов, форм и приёмов работы со словарными словами на уроках русского языка

Данный материал может стать подспорьем в работе со словарными словами...