Профессиональная направленность в преподавании русского языка и литературы
статья по русскому языку (10 класс) на тему

Бобылева Ирина Валерьевна

Особенность системы среднего  профессионального образования  при обучении рабочим профессиям  заключается, в первую очередь, в том, что важнее всего является обучение именно профессии, умению трудиться, естественно, общеобразовательные предметы зачастую отходят на второй план. Успешное решение данной проблемы возможно при понимании ряда особенностей профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность обучающихся носит интегративный, межпредметный характер. Вместе с тем в учебном процессе все, что должен знать и уметь выпускник, изучается дифференцированно, разложено по отдельным дисциплинам. Таким образом, самая существенная и трудная часть воспитательно-образовательного процесса – объединение знаний и умений в определенную целостность – осуществляется достаточно фрагментарно и ограничено, особенно на таких предметах, как русский язык и литература. Преодоление же этого недостатка возможно, если в преподавании данных предметов  гуманитарного цикла использовать профессиональную направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchet_russkiy_yazyk_2015.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  образовательное  учреждение

Среднего  профессионального образования

«Кузнецкий индустриальный техникум»

Профессиональная направленность в преподавании

русского языка и литературы

Творческий отчет

        

        Выполнила:

              Бобылева И. В.

                                       преподаватель русского

                                   языка  и литературы

        

Новокузнецк

2014

Оглавление

 Введение………………………………………………………………………..стр. 3

1. Профессиональная направленность в преподавании русского языка

и литературы……………………………………………………………………стр. 5

2. Использование элементов информационных технологий в преподавании русского языка с профессиональной направленностью…………………… стр. 6

Заключение…………………………………………………………………….стр. 9

Список литературы……………………………………………………………стр. 11

Введение

Особенность системы среднего  профессионального образования  при обучении рабочим профессиям  заключается, в первую очередь, в том, что важнее всего является обучение именно профессии, умению трудиться, естественно, общеобразовательные предметы зачастую отходят на второй план. Успешное решение данной проблемы возможно при понимании ряда особенностей профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность обучающихся носит интегративный, межпредметный характер. Вместе с тем в учебном процессе все, что должен знать и уметь выпускник, изучается дифференцированно, разложено по отдельным дисциплинам. Таким образом, самая существенная и трудная часть воспитательно-образовательного процесса – объединение знаний и умений в определенную целостность – осуществляется достаточно фрагментарно и ограничено, особенно на таких предметах, как русский язык и литература.

Преодоление же этого недостатка возможно, если в преподавании данных предметов  гуманитарного цикла использовать профессиональную направленность.

Значение русского языка как учебного предмета для будущих рабочих определяется, прежде всего, необходимостью сформировать у обучающихся навыки свободного владения устной и письменной речью. Я считаю, русский язык может являться не только предметом изучения, но и средством обучения будущей профессии. Техника чтения, умение правильно понимать чужую речь, осмыслить прочитанное, вычленить главное – все это элементы, развиваемые в процессе изучения русского языка. В условиях профессионального обучения эти элементы находят значительное развитие на материале предметов общетехнического и профессионального циклов.

Кроме того, в отличие от школы, где состав обучающихся известен преподавателям по предыдущим годам обучения, на рабочие профессии техникума ребята приходят из разных образовательных учреждений, имеют неоднородный уровень знаний. Входное тестирование по русскому языку показывает, что практически все обучающиеся малограмотны, у них недостаточно развиты устная и письменная речь, творческое самовыражение и мышление. Считаю одним из путей решения  проблем –  применение на уроках русского языка и литературы элементов информационных технологий обучения с профессиональной направленностью. Я убедилась, что использование  ПК на уроках  дает высокие результаты:  развивает творческие, исследовательские способности обучающихся, повышает их активность и самостоятельность, способствует более осмысленному изучению материала, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом.

Актуальность преподавания русского языка с профессиональной направленностью  обусловлена тем, что эффективность учебного процесса повысится, если обучающийся займет активную позицию при изучении предмета, рассматривая его как образовательный процесс, в котором он лично заинтересован и который для него имеет личностный смысл.

  1. Профессиональная направленность в преподавании

русского языка и литературы

Формированию профессиональной компетентности особое внимание уделяется на уроках русского языка и культуры речи. Данные уроки помогают обучающимся в усвоении технической терминологии. В процессе профессионально направленного обучения русскому языку обучающиеся  учатся:

  1. Орфографически и грамматически правильно писать, воспринимать смысловую информацию текста профессионального содержания

(например, составление автомобильного словаря, см. приложение 1 «Автомобильный словарь»).

  1. Составлять инструкции по охране труда; краткие руководства по работе механизмов и агрегатов; деловые документы, связанные с профессиональной сферой общения.
  2. Вести диалог на профессиональную тему; воспринимать и понимать речь собеседника; рассказывать конкретному адресату о своей профессии; проявлять интерес к людям  труда.
  3. Осуществлять контроль знаний (самоконтроль, взаимоконтроль).

Занимаясь культурой речи, обучающиеся совершенствуют навыки ведения диалога, овладевают качественной монологической речью. Все это позволяет им увереннее чувствовать себя на уроках, способствует непринужденному общению в различных ситуациях общения, в том числе и профессионально-производственной сфере.

Преподавание русского языка с профессиональной направленностью  предполагает применение в образовательном процессе таких методов, как:

1) метод «погружения» в профессиональную деятельность (см. приложение 2,  методические разработки уроков);

2) метод побуждения к рефлексии – выявление затруднений и ошибок в собственной учебной и профессиональной деятельности (Приложение 4).

           Я считаю, что метод «погружения» в профессиональную деятельность с последующей рефлексией психологического состояния, успешности деятельности, достижения результатов, затруднений и ошибок, возникших в процессе труда имеет важное значение как процесс обучения профессиональным умениям и навыкам. Только тогда, когда обучающийся включается в практическую деятельность, она приобретает для него личностный смысл, а сам он выступает в учебном процессе как заинтересованное лицо.

          «Погружение» в профессиональную деятельность может происходить в разных формах. Мною используются такие формы, как

  • словарно-орфографическая работа, решение кроссвордов. Задания  подобного характера способствуют повторению материала по спец.дисциплинам, расширению и приобретению новых профессиональных знаний.(см. Приложение 5 «Кроссворды»).
  • творческая работа – сочинение – миниатюра – результативное достижение цели.  Подобные упражнения формируют навыки грамотного оформления письменных заданий, ребята учатся думать, выражать свои мысли, у них развивается образное мышление, пробуждается чувство уверенности в себе, оттого, что порой неожиданно для себя они раскрывают свои творческие способности. (см. Приложение 6, Сочинения).

Рефлексия как понимание и знание самого себя - важное личностное качество человека, которое развивается на протяжении жизни в процессе деятельности. Развитие рефлексивных навыков значительно повышает общий уровень человека, способствует развитию критичности мышления, оценке своих возможностей (см. Приложение 7, Анкета «Оценка удовлетворенности предметом»).

2. Использование элементов информационных технологий в преподавании русского языка и литературы  

с профессиональной направленностью.

Задача преподавателя русского языка и литературы , наверное, одна из самых трудных - сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Сегодня у главного моего орудия труда - доски и мела, существует множество «конкурентов», главным из которых является компьютер. Значит, нужно  превратить компьютер из «конкурента» в партнера.

Как показывает моя практика,  компьютерные технологии можно с успехом привлекать на уроках по традиционной системе обучения и на уроках с профессиональной направленностью обучения. Я думаю, что большинству моих ребят пригодится и в дальнейшем накопленный  опыт использования информационных технологий  при изучении русского языка и литературы, позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать  востребованными рабочими, занять достойное  место в обществе.

В сентябре  2013-2014 учебного года я провела анкетирование в  двух группах обучающихся по профессии «Машинист на открытых горных работах». Вопросы, предложенные в анкете,  были направлены на выявление предпочтительных форм проведения уроков, видов домашнего задания, форм внеурочной деятельности. Анализ анкет 52 опрошенных показал следующее: 83 % - наиболее интересны уроки, на которых учитель использует компьютер; 78% обучающихся охотнее выполняют домашние задания, которые требуют работы на компьютере.

На уроке компьютер может представлять источник учебной информации (частично или полностью заменяющий педагога и книгу); наглядное пособие с профессиональной направленностью (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций; индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Таким образом, процесс любого, в том числе и компьютерного обучения, сводится к трём основным моментам:

  1. предъявление обучающимся определённого знания;
  2. выработка соответствующих знаний и умений;
  3. контроль за степенью усвоения  учебного материала.

Исходя из опыта работы, обязательными компонентами уроков с применением информационных технологий  являются следующие методы:

1. Пропедевтический   (мобилизация   внимания обучающихся, психологическая подготовка к восприятию материала урока, подготовка к работе с компьютером, инструктаж по охране труда, установка на успех выполнения работы).

2. «Стимул – реакция». В соответствии с этим методом для любой реакции характерна склонность к повторению и закреплению. Подобный способ обучения характеризуется следующими особенностями:

  • дидактический материал делится на незначительные объёмы;
  • обучающиеся сами дают ответы на вопросы, привлекая для этого необходимую информацию.

Оптимальный вариант использования элементов компьютерных технологий обучения русскому языку с профессиональной направленностью удовлетворяет следующий минимальный набор требований:

  • обеспечивается эффективное формирование и совершенствование у обучающихся соответствующих знаний и навыков;
  • осуществляется текущий и итоговый контроль уровня усвоения учебного материала;
  • оказывается существенная помощь преподавателю в процессе обучения русскому языку;
  • выдается необходимая справочная информация по содержанию теоретического материала;

Таким образом, применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы с профессиональной направленностью предполагает  три уровня оценки индивидуальных знаний:

  • знание – узнавание;
  • знание – умение;
  • знание – творчество

(см. Приложение 8, Игра «Звездный час»).

Заключение

По данному направлению я работаю одиннадцатый  год. Из опыта работы могу утверждать, что материал к урокам русского языка  и литературы с профессиональной направленностью, например,  по профессии «Машинист на открытых горных работах», «Автомеханик» усваивается на 25% качественнее, чем на стандартных уроках предмета. Также  я на опыте нашла подтверждение того, что использование компьютерных технологий способствует достижению хороших результатов в обучении русскому языку в целом и в обучении русскому языку с профессиональной направленностью, что немаловажно при подготовке конкурентоспособных, квалифицированных рабочих, соответствующих современным требованиям рынка труда. На уроках литературы элементы ИТ сводятся более всего к творческим заданиям, например, к сочинению и эстетическому оформлению авторских стихотворений о профессии. (см. Приложение 9, авторские стихотворения).

Свою систему работы в дальнейшем вижу в корректировке и создании новых  методических разработок по русскому языку с профессиональной направленностью, электронных тематических презентаций, тестовых заданий и упражнений, способствующих повышению грамотности и культуре речи  у обучающихся по профессии «Автомеханик».

Подтверждением эффективности моей работы в данном направлении свидетельствует положительная динамика уровня качества знаний обучающихся по предмету.

Например, по результатам анкеты «Оценка удовлетворенности предметом» можно сделать вывод о том, что на первом курсе в группе «МОГР 13-1» по профессии «Машинист на открытых горных работах» из 27 обучающихся на вопрос об отношении к предмету 61 % опрошенных дали положительный ответ, 37% - отрицательный, и 2 % обучающихся вынуждены терпеть урок.

67 % обучающихся считают предмет необходимым, а 33 % уверены, что для получения рабочей профессии русский язык не пригодится.

Анализируя данные анкеты, к концу второго курса этой же группы наблюдаются следующие изменения. На 30% увеличилось количество обучающихся, которые изменили свое отношение к русскому языку. На 24 % снизилось количество обучающихся, считавших русский язык лишним при овладении профессиональными знаниями и навыками.

Таким образом, положительная динамика  удовлетворенности предметом в среднем составила 27 %.

Если говорить о качестве знаний обучающихся, то данные входного и итогового контроля свидетельствуют об увеличении процента качества в среднем на  25%. (см. приложение 10, график входного и итогового контроля )  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные образовательные технологии и новые направления в преподавании русского языка и литературы"

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы....

Преподавание русского языка и литературы в условиях открытой информационно-образовательной среды. Использование ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении русскому языку и литературе.

В статье рассказывается о том, как можно использовать возможности Интернета в обучении русскому языку и литературе.Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать ...

«Развитие профессиональной компетентности учителя через использование новых технологий на основе системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы»

Предлагаю вашему вниманию основные формы работы с текстом : «хочу поделиться», «кто что понял?», «читательская конференция», «свободный микрофон», &laqu...

Доклад на заседании РМО учителей русского языка и литературы "Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО".

Выступление   излагает основные принципы  современных  подходов  к преподаванию русского языка и литературы  в условиях введения ФГОС ООО  в школьное образование и в...