Урок русского языка в7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Архипова  Наталья  Николаевна

Изучение  нового материала  по  теме  "Союзы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soyuzy_ne_chto_inoe_sut1.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока:

1.  Образовательная: создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала, применения его в знакомой и новой учебной ситуации; формировать представление о союзе как служебной части речи; совершенствовать умение определять роль союзов в предложении; отрабатывать умения в постановке знаков препинания при однородных членах и в сложных предложениях.

2. Развивающая: способствовать развитию творческой, речевой и мыслительной активности.

        3. воспитывающая: создать условия для усвоения такой нравственно – этической      категории,     как союз человеческих сердец;

«Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются».

М.В. Ломоносов.

I.  Организационный  момент.  (Слайд 1)

II. Актуализация  темы  урока.

 -  Запишите  эпиграф  к  уроку.

- Как  вы  думаете,  что  мы  будем  сегодня  изучать  на  уроке?

- Как  вы  понимаете  высказывание  М.В. Ломоносова?

- О  каких  «идеях»  говорил  М.В.Ломоносов?

 Каким  словом  или  какими  словами  можно  заменить  слово идея?

(Слайд 2)

(идея – слово – предложение – мысль)

III.    Изучение нового материала.

     1) - Как вы думаете, что обозначает слово «союз»?   Оно  однозначное  или  многозначное?   Какие ассоциации вызывает  слово «союз»?  

Попробуем создать его образ.

Игра  «Аукцион».

Запишите как  можно  больше синонимов  к  слову  «союз» (сообщество,  альянс, содружество, братство,  товарищество,  брак  и  др.).

      2) Сообщение (справка) ученика (индивидуальное задание к уроку). Слово союз очень древнее. Когда-то в нем выделялась приставка со-, имеющая значение «вместе», и корень -юз- со значением «связь», близким по значению к словам «узы», «узел».

Приставка со- в значении «вместе» есть во многих словах русского языка: сотрудник – «тот, кто трудится вместе с кем-то»; соавтор – «тот, кто вместе с кем-то создает произведения»; и т.д.

Однако основа слова союз в настоящее время не членится на морфемы: все слово состоит из одного корня и нулевого окончания.  

-Какие  ещё  слова  вы  знаете  с  приставкой  со-  и  в  значении «вместе»?

(соединение,  совместно,  соучастник)

3)  Работа над определениями союза в словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова. (Слайд 3)

- В 19 веке в Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даль так определил значение слова «союз»: «Взаимные узы, связь, скрепа, сцепление…; часть речи, частичка, связующая слова». В 20 веке в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой слово «союз» было определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».

- Сравните определения союза. Чем они отличаются?

     Слово  учителя: Различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в 20 веке ученые-лингвисты знали о языке и его законах больше, чем ученые 19 века, что и отразилось в словарях. Так нужно помнить, что словари и Даля, и Ожегова были предназначены для широкого круга читателей, и поэтому указывали не все признаки этой части речи, известные специалистам. Именно поэтому не используется термин «однородные члены». 

4) Выяснение роли союзов.

 а) запись  текста  под  диктовку:

        Если  ты  с  детства  не  научился  смотреть  в  глаза  матери  и  видеть  в  них  тревогу  или  покой,  мир  или  смятение,  ты  на  всю  жизнь  останешься  нравственным  невеждой.  Помни:  каждый  твой  шаг,  каждый  твой  поступок  отзывается  в  материнском  и  отцовском  сердце  радостью  или  болью,  счастьем  или  страданием,  и  человеческий  долг  детей – платить  родителям  за  их  безграничную  любовь  и  преданность  тем  же:  заботами,  любовью  и  преданностью. (В.А.Сухомлинский.)

б) – Заключите  союзы  в  овал  и  графически  объясните,  что  они  связывают.  (Слайд 4)

-  Что  же  могут  связывать  союзы?  (однородные  члены  и  части  сложного  предложения)

-  Как  вы  думаете,  что  ещё  могут  соединять  союзы?  (предложения  в  составе  текста)

в)  - Прочитайте  правило  в  учебнике § 54.

ΙV. Коллективная исследовательская работа.

1) Анализ  записанного  текста.

-  К  кому  адресованы  слова  Сухомлинского?  

-  Какую  мысль  хотел  донести  педагог  подрастающему  поколению?

-  Как  вы  понимаете  слова:  на  всю  жизнь  останешься  нравственным  невеждой?

-  Можно  ли  отношения родителей  и  детей назвать  союзом?

-  Давайте  выведем  формулу  союза  родителей  и  детей. (Слайд 5)

Союз = взаимопонимание +  забота + сострадание + любовь.

 2)  (Слайд 6)     чтение  четверостишия  и  объяснение  постановки  знаков  препинания:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

                                      (А.С.Пушкин.)

-  Каково  значение  слова  союз  в  этих  строках? 

  Одно  из  значений  слова  союз – содружество,  товарищество,  братство.

   Стихи Пушкина о лицейском братстве, в частности стихотворение «19 октября» напоминают нам о великой силе дружбы, товарищества, которая возможна только тогда, когда люди ощущают, что их сердца бьются в унисон, когда они объединены общим высоким делом. Не  только  А.С.Пушкин  писал  стихи  о дружбе,  о  друзьях,  но  и  во  все  века  дружеский  союз  человеческих  сердец  высоко  ценился:

(Слайд 7)

Настоящий друг везде
Верен, в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь — он спать не может,
И во всём, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям несходны
Верный друг и льстец негодный.

                                 (У.  Шекспир.)

(Слайд 8)

Мы  не  столько  нуждаемся  в  помощи  друзей,  сколько  в  уверенности,  что  мы  её  получим.

                                                              (Демокрит.)

(Слайд 9)

Лишь те-то и друзья, не на словах – на деле,
Кто наши кандалы и на себя б надели.

                                    (Хисрав Дехвели.)

«Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг!»

                                                   (Шота Руставели).

V. Рефлексия.

1) Напишите  сочинение-миниатюру  на  тему  «Почему  человеку  необходимы  друзья».  (Слайд 10)

2) выборочное  чтение  сочинений.

3) -  Давайте  выведем  формулу дружеского союза. (Слайд 11)

Союз =общность  интересов +  взаимопонимание + дружба +  самопожертвование

Союз – это ещё и то, что нас

  соединяет

  объединяет

  скрепляет.

VΙ. Домашнее  задание:  §  54,  упр. 313.

Муниципальное  образовательное  учреждение  Незнановская  основная  общеобразовательная  школа  муниципального  образования   - Кораблинский  муниципальный  район  Рязанской  области

Тема:  Понятие  о  союзе           как  о  части   речи.

(Форма  урока:  урок-размышление.)

                       

                          Автор  работы:

                                 учитель  русского   языка

и  литературы

                                 Архипова  Наталья  Николаевна

                                            Незнаново   2010 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа дополнительного образования в7классе

Рабочая программа дополнительного образования в 7классе "Музыкальный Английский"...