Главные вкладки

    факультатив по русскому языку "Учимся строить и понимать текст". Подготовка ОГЭ
    материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

    Глазкова Ирина Юрьевна

    Подготовка к ОГЭ, части С.15.1, 15.2, 15.3

    рабочая программа по элективному курсу

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                 

    Пояснительная записка

        Программа факультатива по русскому языку для 9 класса «Учимся понимать и строить текст. Подготовка к ГИА по русскому языку» разработана на основе спецкурса С.И.Львовой «Русское правописание: орфография и пунктуация» (см книгу Русский язык : 7-11 классы : программы факультативных и элективных курсов / С.И. Львова. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 80 с. — (Библиотека элективных курсов).)

         Программа  составлена на основе ФК ГОС, Примерной программы по русскому языку.   В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко усвоить  трудные случаи правописания,  трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственному экзамену.

         Экзаменационная работа в 9 классе по русскому языку не выходит за пределы требований, предъявляемых к выпускнику основной школы, однако, как и любой экзамен требует систематизации и обобщения изученного. В программах основной школы по русскому языку на отработку многих из этих навыков отведено минимальное количество времени, кроме того, в силу возрастных особенностей, не все школьники усваивают их в полной мере.

       Данный факультативный курс (34 часа) призван помочь учащимся успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки развития связной речи. Курс состоит из трёх частей, каждая из которых соответствует той или иной части экзаменационной работы. При подготовке учебного материала данного курса была учтена статистика результатов сдачи ГИА в 2014 году.

               Факультативный курс рассчитан на учащихся  9 класса, получивших базовые умения  владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное  внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом.

    Программа рассчитана на  34 часов, 1 час в неделю. Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых  для успешного  прохождения ОГЭ,  на формирование  базовых знаний  и базовых компетентностей. Рабочая программа «Учимся понимать и строить текст» включает темы, необходимые для успешного  прохождения ОГЭ.

    При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе.  Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии.   Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие,  так как это к этому времени будет изучена значительная  часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».

    Цели и задачи курса

    Цель курса:

    • подготовить учащихся к ОГЭ;
    •  обобщить и углубить знания по разделам  «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика»

    обобщить и углубить знания по разделам,  создать условия для  овладения обучающимися   умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил. 

    Задачи курса:

    • развитие  умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ОГЭ.
    • Совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях  русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей.
    • Развитие  умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах.
    • Совершенствовать навыки анализа структуры предложения.
    • Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
    • Развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.
    • Создание условий для   учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ.

    Требования к уровню подготовки

              (Планируемые результаты)

    Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

    Метапредметные:  самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

    Предметные:  знать/ понимать/ уметь

    • Знать трудные случаи правописания
    • Понимать их роль в общекультурном развитии человека
    • Объяснять языковое явление
    • Уметь применять  знания при тестировании
    • Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
    • Формирование научного типа мышления,   владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
    • активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
    • определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
    • работать над расширением словарного запаса;
    • опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
    • работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
    • четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
    • выполнять различные  типы тестовых заданий;
    • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
    • четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
    • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
    • правильно отмечать в бланке вариант ответа;
    • вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
    • сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;
    • определять  синтаксические конструкции.

    Календарно-тематическое планирование

    Тема занятия

    Форма занятий

    Виды деятельности

    Дата по плану

    Дата по

    факту

    Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

    Мини-лекция, практикум

    Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.

    1.09

    Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

    Мини-лекция, практикум

    Работа в группах, анализ сочинений.

    8.09

        Часть 1

    15.09

    Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

    Мини-лекция, практикум

    Работа с тек-стом, создание текста.

    22.09

    Задание С1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.

    Мини-лекция, практикум

    Работа с текстом, создание текста.

    29.09

    Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.

    Мини-лекция, практикум

    Работа с текстом, создание текста.

    9.10

    Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

    Мини-лекция, практикум

    Работа с текстом, создание текста.

    13.10

    Задание С1. Выбор приемов сжатия.

    Практикум

    изложение

    Создание текста, оценивание

    20.10

    Часть 3

    Задание С2.1. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.

    Практикум

    Элементы сочинения, анализ текстов

    Задание С2.1. Учимся формулировать тезис.

    Практикум

    Элементы сочинения, анализ текстов

    Задание С2.1. Учимся аргументировать.

    Мини-лекция, практикум

    Элементы сочинения, анализ текстов

    Задание С2.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

    Практикум

    Элементы сочинения, анализ текстов

    Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

    Практикум

    Элементы сочинения, анализ текстов

    Анализ сочинений. Работа над ошибками

    Практикум

    Самостоя-тельная работа

    Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

    Практикум

    Элементы сочинения, анализ текстов

    Анализ сочинений. Работа над ошибками

    Практикум

    Самостоя-тельная работа

    Часть 2

    Понимание смысла текста. Задание А1.

    Практикум

    Работа с тестом, заполнение бланков

    Лексическое значение слова или его лексический анализ. Задание А2.

    Практикум

    Работа с тестом, заполнение бланков

     Выразительно-изобразительные языковые средства.  Задание А3.

    Практикум

    Работа с тестом, заполнение бланков

    Фонетика. Навыки звуко-буквенного анализа и знание фонетических процессов. Задание А 4.

    Практикум

    Работа с тестом, заполнение бланков

    Основные орфографические правила правописания корней. Задание А5.

    Практикум

    Работа с тестом, заполнение бланков

    Основные орфографические правила правописания приставок. Задание А6.

    Практикум

    Работа с тестом, заполнение бланков

    Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Задание А7.

    Практикум

    Работа с тестом, заполнение бланков

    Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Задание А7.

    Работа с тестом, заполнение бланков

    Лексика и фразеология.

    Стилистическая принадлежность слов. Задание В1.

    Практикум

    Работа с тестом, заполнение бланков

    Необщеупотребительная  лексика (диалектные, жаргонные, слова, профессионализмы, термины). Исконно-русская лексика и заимствованная. Задание В1.

    Работа с тестом, заполнение бланков

    Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании. Задание В2.

    Практикум

    Работа с тестом, заполнение бланков

    Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. Задание В3.

    Практикум

    Работа с тестом, заполнение бланков

    Простое осложненное предложение. Задание В4.

    Практикум

    Работа с тестом, заполнение бланков

    29

    Пунктуационный анализ простого осложненного  предложения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия. Задание В5.

    Практикум

    Работа с тестом, заполнение бланков

    30

    Типы сложных предложений. Задание В6.

    Работа с тестом, заполнение бланков

    31

    Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Задание В7.

    Практикум

    Работа с тестом, заполнение бланков

    32

    Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Задание В8

    Практикум

    Работа с тестом, заполнение бланков

    33

    Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Задание В9.

    Практикум

    Работа с тестом, заполнение бланков

    34

    Тренировочное выполнение заданий ОГЭ.

    Практикум

    Работа с тестом, заполнение бланков

    Литература:

    Для учителя:

    1. Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2013 год.
    2. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2013  9 класс. Москва, «Экзамен», 2013 год.
    3. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2013 год
    4. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
    5. ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред.Цыбулько И.П. – М: Национальное образование, 2013 г.( ГИА-2013. ФИПИ-школе)
    6. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
    7. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
    8. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2012: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
    9. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
    10. Егораева Г.Т. ГИА.Практикум по русскому языку: работаем над сочинением на лингвистическую тему – М: Издательство экзамен, 2013 г. (Серия «ГИА. 9 кл. Практикум»)
    11.  Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
    12. Работы учащихся
    13. Тестовые задания по русскому языку 9 класс. Москва, «Сфера», 2005 год.
    14. Презентация «Подготовка учащихся 9 класса        к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме»            
    15. Презентация «Современные подходы к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления на ГИА в 9-м классе»
    16. Презентация «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» (С 2. 1).

    Для учащихся:

    1. Учебник: Русский язык . 9 класс.  Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др.), Москва, Просвещение, 2010 год.
    2. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский  язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.
    3. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения  / Г. К.  Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2006.
    4. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.
    5. Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год.
    6. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2012  9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.
    7. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год
    8. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Факультатив по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ», 10 класс

    Факультативный курс рассчитан на 18 часов и предназначен для учащихся 10 классов при подготовке к ЕГЭ....

    Конспект урока русского языка в 10 классе. Тема Учимся понимать текст"

    Подготовка к написанию сочинения - рассуждения по прочитанному тексту (часть С, ЕГЭ)...

    Урок русского языка. "Методика работы с текстом при подготовке к сочинению по русскому языку в 11 классе"

    Данная работа направлена на осознание последовательности работы над сочинением. Поэтапно изложенный материал раскрывает особенность каждого критерия. Приведены примеры по отработке материала....

    Программа факультатива "Учимся понимать текст"

    Факультативный курс "Учимся понимать текст" посвящен одной из ключевых учебно-познавательных задач, направленных на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических хнан...

    Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»

    Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного препо...

    Учимся читать и понимать тексты разных стилей. По рассказу К. Ушинского "Орёл и кошка"

    Презентация разработана по материалам рабочей тетради по русскому языку О.Н. Зайцевой "Задания на понимание текста" ко всем действующим учебникам. Издательство "Экзамен", Москва, 2013 г. Предназначена...

    Учимся читать и понимать тексты разных стилей. Зарайск.

    Презентация разработана по материалам рабочей тетради по русскому языку О.Н. Зайцевой "Задания на понимание текста" ко всем действующим учебникам. Издательство "Экзамен", Москва, 2013 г. Предназначена...