конспект урока русского языка "Учимся понимать текст"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

конспект урока русского языка "Учимся понимать текст" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_ponimat_tekst_5_klass.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

             

Урок русского языка в 5 классе.

Учитель Токмакова Л.В.

Тема:          Учимся понимать текст

Цель:              1. Образовательно-        развивающие:

1.1 Знать опорные понятия: текст, предложение,  единство темы, главная мысль, смысловая и грамматическая связи, части текста;

1.2Развитие общеучебных и специальных умений:

- оперировать понятиями;

- формировать суждения в форме умозаключения;

-  сравнивать понятия;

- строить вопросы-суждения;

- анализировать полученный материал

- развивать информационно-коммуникативные умения

1.3  Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки.

Дидактическое оснащение урока: компьютерная презентация, листы с текстом по количеству учеников, карточка «Алгоритм работы в группе»

№/п

Ход урока

Время

Деятельность ученика

1.Организационный момент

Заявка на оценку:

«5» - 13 б и более

«4» - 12 – 11 б

«3» - 10 -9 б

Критерии оценки

  • Вопрос-понятие – 1 б
  • Вопрос-суждение –
  • Ответ на вопрос – 1-2б
  • Возражение – 1-2 б
  • Умозаключение
  • Сравнение         2 б
  • Дополнение –
  • Версия – 1-2б
  • Использование Интернет-ресурса – 3б
  • Нарушение дисциплины - 1б
  • Правильная осанка –
  • Самой активной группе – 1б
  • За скорость – 1 б

Эпиграф к уроку –

Должно вооружиться терпением, твердостию, постоянством…

Должно любить труд, любить занятия.

Где нет любви, там нет успеха.

Лицейский преподаватель А.С. Пушкина

                                            Н.Ф. Кошанский

-  Как вы понимаете эти слова?

- Что значат эти слова для нашего урока, для каждого из вас?

1мин.

1 мин.

Работа с тестом

Установите соответствие

Тема

Содержание

1. Тема

А. Слова, образующие смысловую цепочку текста.

2. Микротема

Б. Самая маленькая смысловая часть письменного текста, можно узнать по отступам в 2-3 буквы в начале строки

3. Абзац

В. Связан с темой текста (иногда и с темой, и с основной мыслью)

4 Заголовок

Г. Отвечает на вопрос, поставленный темой.

5. Основная мысль

Д. Узкая тема, новая мысль автора, ее новый поворот. Подчинена общей теме и раскрывыает ее.

6. Опорные (ключевые) слова

Е. Предмет речи, о чем или о ком говорится в тексте.

Итого: 6 баллов

Используя карточку №3, составьте суждение, сравнивая понятия микротема и абзац

Самопроверка

Проблемный вопрос

      - Чем объяснить, что сосну и ель называют         двоюродными сестрами?

Работа с текстом

- Ребята,  на карточке  записаны предложения. Как доказать, что это текст? Назовите основные признаки текста.

Сосна и ель.

            С…сна и ель – это представители рода с…сновых. В н…роде их называют двоюродными сестрами, хотя эти д…ревья из разных с…мейств.

             С…сна, как и ель – хвойное дер…во. Хв…инки сосны дли(н,ны)е и у…кие, распол…гаются парами. У ели хвоинки более коро…кие, расположены одиночно. Они крепче и являю(тся,ться) долг…жителями.

К…рневая система этих деревьев имеет свои особенности. У с…сны корень, словно якорь, удержива...т дерево даже в бурю. А корни ели дал...ко вглубь не идут, поэтому эти д…ревья валя(тся,ться) при сильных порывах ветра. Др…весина с…сны и ели ш…роко используе(тся,ться) в стр…ительств….

             В ш…шках с…сны и ели содержа(тся,ться) вкус?ные с…мена, особенно з…мой, когда птицам так гол…дно. В народе г…ворят: «Много шишек на соснах и елях – к доброму году». 

К основным признакам текста относятся:

- единство темы;

- наличие главной мысли;

- относительная законченность;

- смысловые и грамматические связи;

- логическая связь частей текста

. 

1 этап:           индивидуальный труд

1. Прочитать текст и выявить общие и особенные признаки сосны и ели, сформулировав суждения по карточке №3 (сравнение)

2. Найти в тексте словесные образы, отражающие существенные признаки сосны и ели.

3. Сформулировать к тексту 4 вопроса – суждения.

6 мин.

Вопросы – суждения:

- Каким образом корень сосны отличается от корня ели?

-  Почему ель при сильных порывах ветра валится наземь?

- Вследствие чего в народе появилось поверие?

2 этап:         простая кооперация

Задание: обсудить в группах результаты индивидуального труда и подготовить выступление по теме:

1 группа – общие признаки сосны и ели;

2 группа – особенные признаки сосны и ели;

3 группа  - словесные образы, отражающие существенные признаки сосны;

4 группа – словесные образы, отражающие существенные признаки ели.

2 мин.

Общие признаки:

- Сравнивая сосну и ель, можно сказать, что это представители рода сосновых.

- Как сосна, так ель хвойное дерево.

- Не только у сосны, а и ели древесину используют в строительстве.

Особенные признаки:

- По сравнению с хвоинками сосны, которые по размеру длинные, располагаются парами, хвоинки ели короче и располагаются одиночно.

- Если корень сосны словно якорь, то корень ели вглубь не растет.

- Сосна и ель – двоюродные сестры.

- Корень, словно якорь;

- Расположены одиночно

- Деревья валятся;

- К доброму году;

3 этап:        сложная кооперация.

Выступление групп по своей теме.

Возражения, дополнения других групп.

Каждая группа может задать выступающей группе по 1 вопросу – суждению.

Анализ и оценка выступления групп представителями других групп.

1 мин.

4 этап: самооценка индивидуального труда

Домашнее задание:

     1.  Списать текст.

     2. Обозначить графически вставленные орфограммы и постановку пунктуационных знаков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 10 классе. Тема Учимся понимать текст"

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения по прочитанному тексту (часть С, ЕГЭ)...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка в 7 классе ( Комплексная работа с текстом на уроке повторения по теме «Причастие» )

Тема урока: «Осень». Цель урока:  продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания одной «н»...

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...

Тема: «Конспект урока русского языка в 5 классе « РР. Текст. Признаки текста»

Данный  материал будет полезен для педагогов, преподающих русский язык в 5 классе по ФГОС. Урок разработан с использованием краеведческого материала, что способствует воспитанию любви учащихся к ...