Урок "Полные и неполные предложения" в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Кердун Екатерина Анатольевна

Технология деятельностного метода обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_polnye_i_nepolnye_predlozheniya_8_klass.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока      «Полные и неполные предложения»

 Цели урока:    1) развитие учебно-познавательной, коммуникативной и    

                              информационной компетентностей обучающихся;

                              2) воспитание художественного восприятия окружающего мира,

                                   культуры речи;

                              3) в результате изучения темы обучающиеся будут знать:

                                  что такое полное и неполное предложения,

                                   разновидности неполных предложений,

                                    когда в неполных предложениях ставится тире;

                                   будут уметь:  находить неполные предложения в тексте,

                                   правильно оформлять их на письме,

                                   определять стилистическую роль неполных предложений.

Оборудование урока: презентация, у каждого обучающегося лист с печатными

                                      материалами к уроку (см. приложение к уроку).

  1. Организационный момент.

--Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Рады всех видеть на нашем уроке.

  1. Вводное слово учителя. (Актуализация знаний)

--Итак, начинаем. Грамотный. Все слышали это слово: грамотный человек, грамотный инженер, грамотный рисунок. Какие значения этого слова вы знаете? (ответы учащихся)

В наше время, как никогда, очень важно быть грамотным человеком во всех смыслах, и наш урок станет ещё одной ступенькой в овладении грамотностью пунктуационной, стиль ваших сочинений тоже станет лучше, так как предложения, с которыми нам предстоит познакомиться, очень выразительны.

  1. Создание проблемной ситуации.

--Прочитайте выразительно текст  (слайд 1).  У вас он есть на листочках.

--Узнали произведение?

--Чем создается выразительность в высказывании  К.Паустовского?

       --Охарактеризуйте предложения,  входящие в текст, по известным вам признакам.

       --Какое затруднение у вас возникло?

       -- Да, во втором предложении нет грамматической основы. С такой ситуацией мы  ёще не встречались. Какие у вас предположения?

       --Вы правы, есть ёще одна характеристика предложения,  которой мы не знаем, но познакомимся сегодня. Это и есть тема нашего урока:

                «Полные и неполные предложения»  (слайд 2)

Ученики записывают тему в тетрадь.

  1. Постановка учебной задачи.

    --Сформулируйте перед собой задачу при изучении темы (слайд №3)

     После высказываний учащихся учитель утоняет задачи урока (слайд №4)

     --Выберите для себя удобную форму краткой записи важной информации по теме  урока  и работайте в  справочной тетради.

  1. Открытие нового знания.  

5а.  --Прочитайте второе предложение в высказывании Паустовского. (слайд №5)

      --Понятен ли был его смысл без первого предложения? (Нет, без первого не имеет смысла.)

      --А можно ли восстановить необходимые для полноты строения и значения члены предложения? (выделенное учитель записывает на доске). Прочитайте  второе предложение, восстановив в нем недостающие члены предложения из первого.

 --Вы уже догадались, что второе предложение в тексте – это и есть неполное предложение. Сформулируйте определение неполного предложения.

(Предложение, в котором опущен член (члены), необходимый для полноты строения и значения, но его легко можно восстановить из контекста или речевой ситуации – неполные.)

Учитель приводит примеры неполных предложений, в которых недостающие члены понятны из речевой ситуации.

-- Сформулируйте определение полного предложения.

5б. -- Неполные предложения, как и полные, являются средством общения. Особенно   часто мы используем их в устной речи. На экране слайд №7.

    --В какой форме? Правильно, в диалоге.

    Прочитайте выразительно диалог и найдите в нем неполные предложения. Обратите внимание: у вас на листочках этот диалог записан по-другому. Так оформляется диалог, если он записывается в строку. (Ученики называют    слайд №7)

--Неполные предложения в диалоге – это реплики-ответы. Каждое такое предложение прибавляет что-то новое к теме, развертываемой в диалоге. Опускаются члены предложения, содержащие данное.

5в. --Неполными бывают разные по строению предложения. Какие? Поработаем с таблицей, и вы сами сделаете вывод. (слайды №8-13)

Слайд №8  --Чем отличаются предложения на синем фоне от тех, которые на зеленом?

Слайд №9  -- Определите виды односоставных предложений.

Слайд №10  --Дадим ответы на вопросы предложений предпоследней колонки таблицы  

                         Слайд №11

Слайд №12  --Чем объединяются предложения последней и предпоследней колонок?

                     --Верно, это неполные и полные предложения    слайд №13.

--Итак, неполными предложениями бывают… (ученики называют: двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные). Какими ещё – допишите после работы с учебником.

5г. --Мы говорили, что неполные предложения часто используются в диалогах, это диалогические неполные предложения. (слайд №14)

      -- А в монологической речи встречаются неполные предложения? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике теории.

     --Да, в сложных предложениях. (слайд №14) Приведите примеры. Обратите внимание, что в таких предложениях, как правило, ставится тире. Как  называется эта пунктограмма? Вам подскажет опорный материал на стр. 102 учебника «Практика».

     --Запишите предложение (один ученик записывает на доске) и обозначьте графически пунктограмму «Тире в неполном предложении».

       Юность богата надеждами, а старость – опытом. (Коптяева.)

5д. --Есть ещё одна разновидность неполных предложений – эллиптические

(от «эллипсис» - пропуск члена предложения), в которых опущено сказуемое. Правда, насчет таких предложений у лингвистов нет единого мнения. Одни считают их неполными, другие – назывными, третьи – предложениями особого типа. Вера Васильевна Бабайцева, автор нашего учебника по русскому языку, относит такие предложения к эллиптическим - особой разновидности неполных предложений. Запишем пример и попытаемся понять, почему эллиптические предложения - особая разновидность неполных.

         Перед домом яблоня в сугробе, за ночным окном – туман. (Блок.)

    --В предложении (и в первой его части, и во второй) пропущены сказуемые, но их не нужно восстанавливать: без них смысл предложения понятен. Они неполные только в структурном плане. Обратите внимание: в эллиптических предложениях для смысла и для строения обязательны сказуемостные  второстепенные члены предложения – дополнения и обстоятельства.

--Эллиптические предложения являются средством выразительности. Пропуск сказуемого подчеркивает быстроту, стремительность, напряженность действия. Вспомните такие примеры из «Мойдодыра» Чуковского. ( Например: Я за свечку. Свечка – в печку. Я за книжку. Та бежать.)

5е. --Особый вид неполных предложений образуют так называемые присоединительные конструкции, которые передают мысль, возникшую после основного высказывания. (слайд №14)

 Присоединительные неполные являются синтаксическим средством выразительности, и это средство называется парцелляцией. Найдите примеры присоединительных неполных предложений в учебнике развития речи и запишите их в тетрадь.

    (--Как найти информацию, если в содержании нет темы «Парцелляция»? Правильно, по предметному указателю.)

    --Итак, мы познакомились с видами неполных предложений. Каких?

6. Первичное закрепление материала.

     -- Просмотрите свои записи, которые вы вели на уроке. Составьте высказывание по теме урока, пользуясь краткими записями. (Проговаривание  каждым учеником информации по своим записям.)  

7.--Сопоставьте свои записи с теми, которые вы видите на экране. (слайд №17)

   -- Сделайте дополнения.

8. Включение нового знания в систему знаний.

   -- Я читаю предложения, а вы их хором завершаете.  

        Дерево держится корнями, а человек… (друзьями)

         Мир освещается солнцем, а человек…  (знанием)

         Золото добывают из земли, а знания…  (из книги)

         Землю солнце красит, а человека … (труд)

         Учение образует ум, воспитание… (нравы)

             ( Нравы – характер, совокупность душевных свойств.)

  -- Теперь на листочках допишите предложения и напишите как можно больше признаков, объединяющих эти предложения. (Все предложения – пословицы, все  – сложные, вторая часть всех предложений – неполные, во всех  – тире, все предложения объединены общей темой -  «Что красит человека».)           (слайд №15)

9. Рефлексия

    --Сумели вы решить поставленные перед собой цели?

    --Что вам в этом помогло?

    --Какие трудности возникли?

10. Домашнее задание.

    --Домашнее задание записано у вас на листочках. (слайд №18)

    --Прочитайте его. Есть ли у вас вопросы по домашнему заданию?

11. Итоговая рефлексия.

  • Что для меня было самым полезным на уроке?
  • Самым интересным?
  • Самым трудным?  

Приложение

  1. Что можно услышать в Мещерском крае, кроме гула сосновых лесов?

Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке. А по ночам – разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа (К.Паустовский.)

  1. - Куда это вы едете? – К дяде Ивану. – А где живет дядя Иван? – Да в Голошубихе! – Где же это будет? – На Волге. – А фанеру зачем везёте? – Лодку делать будем! – Из фанеры-то? – Ну да, из фанеры! (П.Суворов.)

III.

                               

  1. Дерево держится корнями, а человек …

                     Мир освещается солнцем, а человек…

                     Золото добывают из земли, а знания…

                     Землю солнце красит, а человека…

                      Учение образует ум, воспитание …

Домашнее задание.

  1. Связное сообщение «Полные и неполные предложения» (по своим записям)
  2. Упр.246 (устно ответы на вопросы)
  3. Письменно задание на выбор:

  • Сочинение-миниатюра. Представьте себе, что вы превратились в какой-либо предмет (компьютер, автомобиль, куст сирени…). Опишите, что вы чувствуете, о чем думаете, о чем мечтаете. Постарайтесь использовать в своем тексте разные виды предложений (вопросительные, побудительные, восклицательные, нераспространенные, неполные и др.).

или

  • Упр. 241 (все задания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Односоставные предложения. Неполные предложения. Урок в 11 классе

Повторение и закрепление  знаний по теме "Односоставные предложения. Неполные предложения" , 11 класс...

Урок русского языка в 8 классе по теме "Неполные предложения".

Урок русского языка в 8 классе по теме "Неполные предложения". Тип урока: объяснение нового материала....

Методическая разработка по теме "Порядок слов в простом предложении. Односоставные и неполные предложения"

Данная разработка поможет учителю быстро и компактно объяснить сложные для детского восприятия темы уже в 6 классе и закрепить их к итоговой аттестации....