внеклассное мероприятие "Турнир любознательных"
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) по теме

Ярош Наталья Анатольевна

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир любознательных" может проводиться как внеклассное мероприятие по предмету или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели. В занимательной форме учащиеся повторят многие разделы русского языка: фонетику, лексику, фразеологию, синтаксис. Для ответов на вопросы нужны не только знания русского языка, но и сообразительность, находчивость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turnir_lyuboznatelnykh.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Добросельская ООШ»

 Грайворонского района Белгородской области

«Турнир

любознательных»

Внеклассное мероприятие  по русскому языку и литературе

для учащихся 6-9 классов

                                                                         Подготовила:

                                                                          учитель русского языка и литературы

                                                                   Ярош Н.А.

Доброе

Цель: - развитие познавательных интересов уч-ся, закрепление знаний по русскому языку и литературе, привитие любви к предмету,

- развитие интереса к изучению русского языка и литературы,  мышления, памяти, воображения,

-воспитывать способность высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ;

1 конкурс: визитная карточка

Командам выдаются рифмованные строчки, которые нужно закончить

Команда «ТОЧКИ»                                                                                       команда «ЗАПЯТЫЕ»

Мы точки, точки, точки!                                                                           Запятые, запятые,

Без нас вам не прожить!                                                                         Кучерявые мы все!

Стоим всегда в конце мы,                                                                     Мы стоим между словами,

……………………………………..                                                                        …………………………………………..

 разминка «Знаешь ли ты?»

1.1.Отгадайте слово по шутливой характеристике

А) Не цветы, а вянут; не бельё, а их развешивают очень любопытные и доверчивые люди. Это … (уши).

Б) Он в голове у несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги. Это … (ветер).

В) Его вешают, приходя в уныние; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело; им клюют; его задирают; на нём ставят зарубки. Это … (нос).

Г) Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказываться. Это .. (язык).

Д) её толкут, носят решетом, в неё прячут концы бесчестные люди. Это … (вода).

Е) Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки; за ним можно залезть в карман. Это … (слово).

1.2. Отгадайте наличие «металла» в людях:

Стальная воля                     железные мускулы

Золотое сердце                 серебряный голос

Оловянные глаза              лужёная глотка

1.3. назвать слово во мн.ч. (1 команда)                                                                          Назвать слово в ед.ч. (2 команда)

Дуга - …(дуги)                                                                                                                   певцы - … (певец)

Рука- … (руки)                                                                                                                   концы - … (конец)

Мука - …                                                                                                                             доспехи - …

Житель - … (жители)                                                                                                      венцы - … (венец)

Человек -… (люди)                                                                                                          щипцы - …

Бедро - … (бёдра)                                                                                                           успехи - … (успех)

Метро - …                                                                                                                          макароны - ….

2.Исправь пословицу

*командам выдаются пословицы, которые нужно привести в первоначальный вид

1 команда                                                                                                                                  2 команда

Одна голова хорошо, а две некрасиво.                                                             Кто мало говорит, тот больше съедает.

Одна нога здесь, а другая в гипсе.                                                                     Трудно в учении – легко на каникулах.

Скучен день до вечера, коли делать уроки.                                                   Друзья познаются на контрольной.

Мал ноутбук, да дорог.                                                                                        После драки шапками не машут.

3. К словам в левом столбике подберите слова из правого, образуя новые

ВОЛ                   ИКА

ПРИЗ                 ОВОД

ВИНО                РИС

СЕНО               ОКНО

САД                  ГРАД

КИПА               ВАЛ

ОПТ                 РАК

4. Выполните корректуру предложений, правильно перестроив их

*Дедушка присел на пенёк собиравший грибы.

*Пастух увидел наш костёр заночевавший на берегу.

*Самолёт сел на аэродром вылетевший из Москвы.

* Подъезжая к станции у меня слетела шляпа.

*Вернувшись домой пошёл дождь.

5. Конкурс капитанов

А) Назовите следующую букву алфавита

1 команда                                      2 команда

Г – Д                                                К – Л

О – П                                               Ж – З

Ц – Ч                                               У – Ф

Ь – Э                                                В – Г

С – Т                                                Т – У

Б) передать значение фразеологизма с помощью жестов

Сидеть сложа руки                       лезть на стенку

Чесать язык                                    совать нос не в свои дела

6. Найди слово

*найти слова, используемые в морфологии и фонетике

А

б

Н

к

П

о

Р

с

О

я

Г

Е

С

М

Ы

К

У

Ф

С

Ь

В

Э

У

Р

Л

О

Ь

Ч

Н

А

Ф

К

Ф

К

У

Н

М

Б

О

В

С

О

Ф

Ф

И

Ч

З

У

В

Я

П

Р

И

С

Т

А

В

К

А

М

О

Е

К

Л

Я

Н

У

В

Т

О

М

Н

С

О

Л

И

К

А

Ь

Ш

У

Ь

Т

В

Д

Е

В

О

Я

Э

н

О

к

О

р

Т

н

Ь

ф

В

7. Конкурс для болельщиков

А) Продолжите выражение

*Мы в ответе за тех, … (кого приручили).

*Счастливые … (часов не наблюдают).

*Не красна изба углами, а красна … (пирогами).

*Работа и труд … (всё перетрут).

*Правда .. (глаза колет).

*Конь познаётся в скачках, а человек … (в делах).

Б)Комната забытых вещей

Назовите произведение и автора, в котором данный предмет играет роль

Клюква («Кладовая солнца» М.Пришвин)

Макароны («Уро французского» В.Распутин)

Собака («Хамелеон» А.Чехов»)

Трубка («Тарас Бульба» Н.Гоголь)

Газета («Повесть о том, как один мужик…» М.Салтыков-Щедрин)

Деньги («Станционный смотритель» А.Пушкин)

9. Угадай задуманное слово

АТАЛОП (лопата)

ОТАТКЕЛ (котлета)

КИМХЕНАТ (техника)

КУРИНОС (рисунок)

МАКАТИМГРА (грамматика)

10.Для болельщиков

Знаете ли вы сказки?

  1. Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. Четвёртый преследователь, прикинувшись глухим, поймал … Кого? (Колобка)
  2. Сообразительное домашнее животное выводит в люди своего хозяина-простака. Какую обувь предпочитает носить этот зверь? (сапоги, «Кот в сапогах»)
  3. Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели помочь хозяйке. Кто её спас? (комарик, «Муха-цокотуха»)
  4. Некая бедная домохозяйка достигла высокого положения и богатства, однако, зазнавшись, оскорбила своего спонсора и вновь обеднела. Какова профессия супруга этой женщины? (рыбак, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
  5. Девушка знатного происхождения обвиняется в колдовстве. Поводом к этому послужило её странное хобби: ночные прогулки по кладбищу и чрезмерная страсть к вязанию. Из чего вязала обвиняемая? (из крапивы, сказка («Дикие лебеди»)

 Подведение итогов, награждение победителей

       ВОЛ                   ИКА

       ПРИЗ                 ОВОД

       ВИНО                РИС

       СЕНО                ОКНО

       САД                   ГРАД

       КИПА               ВАЛ

       ОПТ                  РАК

       ВОЛ                   ИКА

       ПРИЗ                 ОВОД

       ВИНО                РИС

       СЕНО                ОКНО

       САД                   ГРАД

       КИПА               ВАЛ

       ОПТ                  РАК

Выполните корректуру предложений, правильно перестроив их

*Дедушка присел на пенёк собиравший грибы.

*Пастух увидел наш костёр заночевавший на берегу.

*Самолёт сел на аэродром вылетевший из Москвы.

* Подъезжая к станции у меня слетела шляпа.

*Вернувшись домой пошёл дождь.

Выполните корректуру предложений, правильно перестроив их

*Дедушка присел на пенёк собиравший грибы.

*Пастух увидел наш костёр заночевавший на берегу.

*Самолёт сел на аэродром вылетевший из Москвы.

* Подъезжая к станции у меня слетела шляпа.

*Вернувшись домой пошёл дождь.

найти слова, используемые в морфологии и фонетике

А

Б

Н

К

П

О

Р

С

О

Я

Г

Е

С

М

Ы

К

У

Ф

С

Ь

В

Э

У

Р

Л

О

Ь

Ч

Н

А

Ф

К

Ф

К

У

Н

М

Б

О

В

С

О

Ф

Ф

И

Ч

З

У

В

Я

П

Р

И

С

Т

А

В

К

А

М

О

Е

К

Л

Я

Н

У

В

Т

О

М

Н

С

О

Л

И

К

А

Ь

Ш

У

Ь

Т

В

Д

Е

В

О

Я

Э

Н

О

К

О

Р

Т

Н

Ь

Ф

В

найти слова, используемые в морфологии и фонетике

А

Б

Н

К

П

О

Р

С

О

Я

Г

Е

С

М

Ы

К

У

Ф

С

Ь

В

Э

У

Р

Л

О

Ь

Ч

Н

А

Ф

К

Ф

К

У

Н

М

Б

О

В

С

О

Ф

Ф

И

Ч

З

У

В

Я

П

Р

И

С

Т

А

В

К

А

М

О

Е

К

Л

Я

Н

У

В

Т

О

М

Н

С

О

Л

И

К

А

Ь

Ш

У

Ь

Т

В

Д

Е

В

О

Я

Э

Н

О

К

О

Р

Т

Н

Ь

Ф

В

найти слова, используемые в морфологии и фонетике

А

Б

Н

К

П

О

Р

С

О

Я

Г

Е

С

М

Ы

К

У

Ф

С

Ь

В

Э

У

Р

Л

О

Ь

Ч

Н

А

Ф

К

Ф

К

У

Н

М

Б

О

В

С

О

Ф

Ф

И

Ч

З

У

В

Я

П

Р

И

С

Т

А

В

К

А

М

О

Е

К

Л

Я

Н

У

В

Т

О

М

Н

С

О

Л

И

К

А

Ь

Ш

У

Ь

Т

В

Д

Е

В

О

Я

Э

Н

О

К

О

Р

Т

Н

Ь

Ф

В

АТАЛОП

ОТАТКЕЛ

КИМХЕНАТ

КУРИНОС

МАКАТИМГРА

 1 команда

Одна голова хорошо, а две некрасиво.

                                                             

Одна нога здесь, а другая в гипсе.

                                                                     

Скучен день до вечера, коли делать уроки.

                                                 

Мал ноутбук, да дорог.                                                                                        

2 команда

Кто мало говорит, тот больше съедает.

Трудно в учении – легко на каникулах.

Друзья познаются на контрольной.

После драки шапками не машут.

   

Сидеть сложа руки

                     

Чесать язык                                    

лезть на стенку

совать нос не в свои дела

Команда «ТОЧКИ»

  Мы точки, точки, точки!

   Без нас вам не прожить!                                                                        

Стоим всегда в конце мы,                                                                    

……………………………                                                                      

команда «ЗАПЯТЫЕ»

Запятые, запятые,

Кучерявые мы все!

Мы стоим между словами,

…………………………………………..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в страну любознательных физиков

Урок физического эксперимента...

Программа дистанционног факультативного курса по математике для учащихся 5 классов «Математика для любознательных»

Новые социальные ориентиры в системе образования проявились в различных направлениях: в построении системы непрерывного образования, в изменении ее структуры, в появлении форм альтернативного и ...

Компьютерный турнир для любознательных

«Компьютерный турнир» для учащихся 6-7 классов Участники игры:3 команды учащихся .Ход игры.Каждая команда принимает участие в каждом конкурсеОборудование:шесть альбомных листов, цветные карандаш...

Познавательный урок для любознательных «СУДАРЫНЯ-МАСЛЕНИЦА»

Развитие интересе обучающихся к традициям русского народа...

Программа элективного курса по химии "Химия для любознательных"

Химия, обладает огромными возможностями, создает не виданные ранее материалы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт,  измен...

Внеклассное мероприятие по физике "Классная физика для любознательных"

Презентация к внеклассному мероприятию по физике. Можно использовать на обобщающем уроке в конце учебного года....

Внеклассные занятия для 5-6 классов «Турнир любознательных - КВН»

Цель: повышение учебной  мотивации к изучению математики.Задачи:1. Образовательная: обобщить и закрепить математические знания учащихся;2. Коррекционная: совершенствовать мыслительные операции, р...