Подготовка к ОГЭ
статья по русскому языку (9 класс) по теме

Дьяченко Наталья Юрьевна

Некоторые рекомендации по подготовке к ОГЭ учащихся 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_podgotovitsya_k_gia.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Методика подготовки тестовых заданий ГИА по   русскому языку»

Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ «Тучковская СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов» Дьяченко Н.Ю.

Районная августовская конференция педагогических работников

                                           24 августа  2012 г

Методика подготовки тестовых заданий ГИА по

русскому языку

      Конечно, все мы помним о том, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу», поэтому в последние несколько лет мы стали активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. В последние годы Центром тестирования РФ выпущены сборники тематических тестов. Эти тесты разработаны для учащихся с 5-го по 11-й классы практически по всем предметам, выносимым на ЕГЭ. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и отработать у них навык работы с тестовыми заданиями.

       Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят учащимся в ходе сдачи ГИА реально повысить балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

        При этом основную часть работы желательно проводить не перед самим экзаменом, а заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов по пройденным темам, т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных, как сдача ГИА и ЕГЭ.

       Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, не только повышают эффективность подготовки к сдаче ГИА и ЕГЭ, но и позволяют учащимся более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Как известно всем, 2 часть ГИА по русскому языку содержит 7 тестовых заданий с выбором ответа (А1-А7)и 9 заданий с кратким ответом(В1-В9)

       Целью заданий А1-А4 является выявление уровня сформированности практических умений извлекать информацию из прочитанного текста

       Задания части 2 направлены на проверку ряда специальных лингвистических и языковых умений: опознавать, анализировать, классифицировать и оценивать языковые явления и факты с точки зрения их уместности, целесообразности и выразительности. Каждое из заданий направлено на выявление определенной  языковой компетентности учащегося:

- адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения

-понимание текста как продукта речевой деятельности, его смысловой и композиционной ценности

-извлечение информации из различных источников

-нахождение синонимов, антонимов, омонимов

-умение определять лексическое значение слова

-умение производить лексический анализ слова

-знание выразительных средств русской речи

Задания А5-А9 предполагают знание орфографических правил

Задания с кратким ответом (В2-В9) охватывают в основном раздел «Синтаксис и пунктуация», то есть то, что изучается в 8-9 классах и еще довольно свежо в памяти ребенка

Свою работу мне приходится строить по нескольким направлениям: групповая работа, работа в парах и индивидуальная работа(как правило она ведется отдельно с сильными и слабыми учениками)Сильный ученик во время урока не всегда имеет возможность получить ответы на свои вопросы. Слабому ученику приходится каждый пример, каждое задание повторять по нескольку раз.

    Групповая работа проводится по сборникам тестов Сениной Н.А, Малюшкина А.Б. и других авторов(сборники подбираю в начале учебного года)Это дает возможность обучать тестированию, делать пояснения всему классу одновременно.

Также групповую работу выполняем в режиме онлайн- тестирования, когда все ребята выполняют один и тот же вариант, сами видят результаты и ошибки. Плюсы  этой работы-экономия времени, полная охваченность аудитории, возможность единовременного контроля и оценки учащихся. Минусы-возможность списывания, подсказок, обращение к словарям и ресурсам Интернета.Это может создать иллюзию легкости ГИА, что недопустимо при подготовке к данной работе.

Мы должны помнить о том, что подготовка к ГИА проводится в виде занятий, на которых ученики уже не будут заново изучать всю программу по предмету. Они узнают о тех особенностях тестирования, которые позволят им получить максимум баллов. Подготовка ориентирована не просто на экзамен, а именно на сдачу ГИА. Это значит, что они во время обучения:

  • получат навыки тестирования;
  • поймут особенности формулировок заданий;
  • научатся распределять время на выполнение тестовых заданий;
  • узнают о самых распространенных ошибках;
  • узнают, по каким темам больше всего вопросов в тестах

Работа в парах также, на мой взгляд,  является эффективным способом подготовки к ГИА, потому что ребята не только находят ошибки друг у друга, они пытаются объяснить, проанализировать выполненное задание, дать правильный ответ. Пары я продумываю заранее, они бываю 3-х видов: сильный-сильный, слабый-слабый, сильный- слабый. Такие занятия в парах помогают выявить самые проблемные темы, самые слабые места. Зачетный лист в форме ГИА позволяет научить ребят правильно заполнять бланки, обращать внимание на каждую мелочь при тестировании. Ребята ставят сами + или -, сами подсчитывают баллы.

Индивидуальная работа, как правило, чаще ведется со слабыми учениками и направлена в первую очередь на сдачу экзамена

Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для слабых  учащихся.

Хотя 7 заданий с выбором ответа дают ученику больше шансов на правильный ответ.

Для сильных учащихся тестовые задания не представляют особой трудности, поэтому большую часть времени мы посвящаем оттачиванию техники выполнения тестов и написанию изложения и сочинения.

Конечно, не менее важен и психологический настрой ребят.

Да, потому что невозможно, например, подготовиться к заданию А3, не прилагая к этому никаких усилий! 

Всё дело в том, что для правильного выполнения этого задания в первую очередь необходимо знать определения   средств речевой выразительности:


1. Метафора – это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, сущ.
Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.

2. Олицетворение – наделение неодуш. предметов призаками и свойствами человека.
Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.


3. Эпитет – образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прил. и нар. 
Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
( и другие  средства речевой выразительности)

К заданию А 4 целесообразно показать презентации и дать таблицы:


Содержание презентации:

  • согласные звуки (таблица);
  • особенности согласных звуков;
  • буквы Е,Ё,Ю,Я;
  • разбор вариантов  задания А4 с комментариями;
  • тренировочные упражнения;
  • материал для самопроверки.

Задание А5 , на мой взгляд, нужно отрабатывать, выполняя определенную практическую  работу:

-найти в текстах слова с чередующимися гласными

-подобрать к данным словам синонимы с чередующимися гласными(засиял-загорелся, заблистал, застыл-замер и т.п.

-придумать текст,  используя слова с чередованием гласных

-найти ошибки в тексте
А6, задание на приставки, и здесь нужно вспомнить и теоретический материал:

        Напомню, что приставки в русском языке можно разделить на следующие группы:

1 - неизменяемые приставки;

2 - приставки, оканчивающиеся на З-С;

3 - приставки ПРЕ-, ПРИ-;

4 - иноязычные приставки;

5 - приставки, правописание которых зависит от ударения.

Для задания А7 целесообразно дать алгоритм:

Правила правописания Н и НН традиционно относятся к трудным. Но, как нередко бывает в орфографии, система их логически достаточно стройная. Ее прежде всего надо понять. Ну а исключения? Делать нечего, придется выучить. Кстати, они даны отдельной таблицей, что уже облегчает задачу.

Тест «Готовимся к ГИА. Задание В2. Синонимичные словосочетания» №1 для 9 класса

1. Словосочетание СЮРПРИЗОМ ОСЕНИ из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Я долго стоял неподвижно, любуясь этим необыкновенным сюрпризом поздней осени. (Е.Носов)

2. Словосочетание ПАДАЕТ БЕЗЗВУЧНО предложения 2 построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. 

(1) Тяжёлые шапки снега склонили вниз ветви. (2) Снег падает с них совершенно беззвучно, оставляя вмятины на белоснежной пелене под деревьями. (М.Зверев)

3. Словосочетание НА ПРИВОКЗАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. 

На маленькой привокзальной площади - стоянка такси. (Г.Адамов)

4. Словосочетание С НЕОХОТОЙ СКРЫЛИСЬ из предложения 3 построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ.

(1) Невдалеке несколько песчанок бойко рыли песок. (2) Селевин подошёл к ним ближе. (3) Зверьки с большой неохотой скрылись в норки при его приближении. (М.Зверев)

5. Словосочетание БЕНЗИНОВЫЙ ЗАПАХ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. 

Бензиновый запах осел на асфальт жирным слоем. (Р.Погодин)

6. Словосочетание ИСПУГАННО ОТДЁРНУЛ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Крышка прикрывала довольно глубокую яму, в которой были уложены длинные свёртки из мешковины. Лёшка потрогал верхний и испуганно отдёрнул руку. (Э.Дубровский)

      Конечно, часть заданий мы можем отрабатывать только после изучения темы(СПП, БСП), однако это не мешает нам в начале года повторять ранее изученный материал, а иногда и забегать вперед.

 Безусловно, экзамены — дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. А нам остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Мы уже сделали все, что было в наших силах.

       Не настраивайте ребенка на какой-то конкретный результат. Несмотря на то, что школьные выпускные экзамены  все-таки более или менее предсказуемы, от случайностей никто не застрахован.. Если ученик  получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».

      Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...