Этимология слов. Урок русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Караваева Марина Анатольевна

Урок с презентацией. Знакомство учащихся с еще одним разделом науки о языке. Занимательный материал  вызывает интерес у обучающихся, способствует развитию у них самостоятельного мышления  и речи, интереса к языкам и культуре других народов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Караваева М.А., учитель русского языка и литературы

 МБОУ «Гимназия № 27» имени Героя Советского Союза  В.Е. Смирнова» г .Барнаула

Урок русского языка в 6 классе.

Тема урока: Этимология слов

Форма урока: урок объяснения нового материала

Цели:

образовательная: познакомить  учащихся с еще одним разделом науки о языке – этимологией; формировать навык  морфемного и словообразовательного разбора на нестандартном языковом материале;

развивающая:  развивать коммуникативную, культуроведческую и лингвистическую компетенции, языковое чутье, языковую память, образное и логическое мышление, умение работать творчески; обогащать словарный запас учащихся; способствовать развитию самостоятельного мышления и речи;

воспитательная:  прививать любовь и интерес к русскому языку, русской истории и культуре, к языкам и культуре других народов;  воспитывать внимательное и бережное отношение к родному слову.

Задачи: повысить предметные и общеучебные компетенции учащихся; используя занимательный материал, повысить мотивацию к изучению данной темы и к предмету в целом.

Оборудование:  мультимедийный проектор (или телевизор с DVD-плеером) , учебник «Русский язык» для 6 класса (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.).   Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю Шведовой, «Этимологический словарь»  и книга «В мире слов» Н.М.Шанского  (или распечатки необходимых словарных статей), выставка книг по этимологии (см.список использованной литературы).

Дидактические материалы:  мультимедийная презентация, созданная в программе PowerPoint ; раздаточный материал.

Опережающее домашнее задание: подготовить сообщения о происхождении 1) названия нашего города;  2) слова «рукопашный».

План урока:

Содержание этапов урока:

Методы и формы работы:

1. Оргмомент                                                    

Приветствие

2. Мотивация деятельности

Слово учителя

3. Актуализация знаний, частичная проверка выполнения домашнего задания

Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала (морфемный, словообразовательный разбор с использованием слов из домашнего упражнения № 127, лексическое значение слова); создание проблемной  ситуации

3. Объяснение нового материала

Совместный поиск решения (наблюдение за языковыми фактами,  их анализ, сравнение, обобщение); установка на запоминание и применение нового материала; использование презентации; материалов учебника;

4. Деятельность учащихся по теме урока

Выполнение упражнения; работа в парах; подбор примеров, составление предложений с использованием нового языкового материала; работа со словарями;  организация частично-поисковой деятельности; выработка алгоритма анализа языковых единиц; выполнение аналитической самостоятельной работы; использование презентации; подготовленные устные сообщения учащихся; решение занимательных лингвистических задач

5. Итоги урока, рефлексия

Самостоятельная формулировка учащимися выводов по теме; оценивание своей деятельности на уроке; выставление оценок учителем, комментарии

6. Домашнее задание

Комментарии к выполнению дифференцированного домашнего задания

  1. Оргмомент. Приветствие
  2. Мотивация деятельности. Тема сегодняшнего урока несколько необычная, но очень важная и интересная. Сегодня мы прикоснёмся к некоторым тайнам нашего языка и даже попробуем их раскрыть. Но для этого необходимо быть внимательным и учиться мыслить самостоятельно.

Оформление записей в тетради: число, классная работа;  тема урока сообщается после выполнения первого задания.

3.  Актуализация знаний и умений 

Задание 1. Записать в столбик три слова (в тетради оставить строку для записи темы урока): самоварный, тепловозный, водолазный (из упр.127, заданного на дом).  

- Каким способом образованы данные слова? (слова образованы суффиксальным способом, суфф. -н- ). Они похожи по составу, как близнецы.

- А как быть со словом рукопашный? Что оно обозначает? Как было образовано? Какое значение у корня  –паш-?  Есть ли у нас в языке слова, родственные этому корню?

На все эти вопросы может ответить единственная наука – этимология. Запись темы урока (слайд1).

  • Определение этимологии (слайд 2): греч. etymologia от etimon –«истинное значение слова»;
  •  это наука об истинном (или первоначальном) значении слова.

Древние греки думали, что все слова имели божественно правильные значения, но потом стали переходить в разговорах от человека к человеку. Даже медная монета стирается и портится, переходя из рук в руки. Еще быстрее стираются в обращении человеческие слова. Истинность их начального смысла утрачивается; дело учёных-этимологов древности было восстанавливать её. И хотя мы не древние греки и не считаем древние значения слов более истинными, чем современные, тем не менее нам так же интересно выяснить, как именно менялось значение того или иного слова, как родилось оно у нас в языке или откуда пришло и т.д.

Чтение материала учебника на с.60, §27.

- Какие три вида разбора слов различают в русском языке? (слайд 3). Чем мы сегодня, по вашему мнению, будем заниматься? Сегодня нас интересует этимологический разбор слова, но, как вы увидите, без двух других обойтись будет невозможно. Сейчас мы познакомимся с одним из примеров этимологического разбора слова.

Сообщение учащегося о слове «рукопашный» (Слово рукопашный всем нам хорошо известно по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино». Помните: «Что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой…». Слишком часто мы произносим слова, не задумываясь об их исторических связях, исторических корнях и родственниках. Вот и рукопашный – все произносят, но мало кто может объяснить его исконный смысл. Давайте рассуждать: если в слове прилагательного  ВОДОЛАЗНЫЙ – сложное существительное ВОД-О-ЛАЗ (от вода и лазить), то, может быть, РУКОПАШ-Н-ЫЙ – от РУК-О-ПАШЬ? В словаре О.И.Даля мы и вправду можем найти эту таинственную РУКОПАШЬ: это «схватка, ручной бой, холодным оружием, дубинами и кулаками». Но остальное мы можем узнать только из этимологического словаря. Существительного ПАШЬ (от глаг. ПАХ-АТИ) сейчас нет в словаре. Означало оно «МАХАТЬ». И у Даля мы найдем однокоренные слова: «опахивать», т.е. «обмахивать». (Может быть, кто-то слышал слово «опахало» - «веер, снаряд для навевания прохлады»). А как разобрать это слово в современном языке? В  слове РУКОПАШНЫЙ мы выделим окончание –ый и корень рукопашн- (т.к. в языке не сохранились слова «рукопашь» и «пахать» в значении «махать»).

- Какие выводы можно сделать из данного сообщения? Зачем нужно «зрить в корень»? Необходимо задумываться об исторических связях слов, заглядывать в словари (в толковый и этимологический, там можно почерпнуть много интересной информации), при разборе слова по составу учитывать современные слова-родственники и т.п.

Задание 2.

- Какой корень вы выделите в словах: природа, народ, память, малина, звук, обувь.

Устная работа: выделение корней. Если сомневаетесь, надо заглянуть в словообразовательный, толковый или этимологический словари (распечатки словарных статей на столах) .

- Что мы можем узнать в этимологическом словаре?    Материал для наблюдения на С.61 (джем, ошеломить, седой). Слайд 4

- Как работает этимолог? Этимология не только занимательное, но и довольно путаное занятие.

Задание 3. (слайд 5 с решением!). Перед вами слова-славянизмы, если мы вспомним некоторые закономерности изменений в языке, то легко найдем слова-«родственники» (их может быть несколько) среди следующих слов (распечатки задания на партах), соедините их стрелками (работа в парах) :

колокол                        околица

колобок                        облако                        

еда                                 недуг

дюжий                        колея

подпруга                         ржавый

печень                                рысь

презрение                        наволочка

пекарня                        пружина

рыжий                        клацать

позор                                влачиться

печаль                                зрелище

медведь                        беспечный

                        

        Слайд  5 с ответами.  Комментарии к заданию: учащиеся вспомнят историческое чередование корней –оло-/-ла-, -оро-/-ра- (наволочка, облако, облечь, влачиться; колокол, клацать); увидят выпадение гласных (рыжий, ржавый; позор, зрелище, презрение); живой интерес вызовет слово медведь (некоторые учащиеся удивляются, как это они не замечали очевидное); помощь наверняка потребуется в словах с чередующимися согласными (дюжий – «здоровый», недуг; замшевый, мох; пружина, подпруга, напряжение) и словами «дальними родственниками», утерявшими видимую семантическую связь(печень, беспечный, пекарня; колобок, колесо, околица, колея).

- Какие открытия вы для себя сделали, выполняя задание? Помогают ли знакомые слова понять значения непонятных родственных им слов? (например, колокол – клацать, т.е. «звенеть», «звякать»)

- Зачем нужно знать о происхождении слов?  (Ответы учащихся: Это помогает в правописании слов, облегчает понимание текстов, развивает логику; это увлекательно, интересно, познавательно, а потребность познавать – это такое же природное свойство человека, как потребность пить, есть, дышать, работать).

-  А знаете ли вы, словами из скольких языков мы пользуемся в каждодневной речи? (слайд 6). 

Класс – латинского происхождения. Школа -  слово греческое. Портфель – французское, ранец – немецкое, карандаш – тюркское, тундра – финское, конфета – итальянское, чай – китайское, сахар – хинди, каратэ – японское, шоколад – из языка ацтеков, бегемот - из иврита.

Вот сколько!

Этимолог  делает сопоставительный анализ слов из одного языка, из языков родственных, из других языков.

Сейчас вы получите еще один ключик к тайне некоторых заимствованных слов (слайды 7, 8). 

Задание 4. Запись в тетради примеров с данными корнями. На партах  толковые словари – для нахождения значений неизвестных слов. Составить и записать 1-2 предложения с данными словами (по выбору учащегося).

Помощь учителя:

грецизмы

Их значение

Производные слова

грамм(ат)

буква, запись

телеграмма, граммофон, грамматика, стенограмма, программа

поли

много

полиглот, Полинезия, полигон, полиграфия, поликлиника, Поликарп

фант

воображение

фантом, фантазия, фантомас, фантастика

хрон 

время

синхронный, анахронизм, хронометр, хронический, хронология, хроника

анти

против

антипатия, Антарктида, антоним, Антон, антипод

ман

любитель

меломан, мания, графоман, библиомания, наркомания

латинизмы

акв

вода

акватория, акваланг, аквариум, акварель

ду

два

дубль, дублёр, дуэль, дуэт

сан

здоровый

санитария, санитар, санировать, санаторий

терр

земля

терраса, терракотовый, территория, партер

суб

под

субмарина, субординация, субтитры

Чтобы закрепить восприятие этих слов, составьте и запишите 1-2 предложения с любыми из них. Чтение получившихся предложений, корректировка учителем и учащимися недочетов и речевых ошибок.

В ходе работы подчеркиваем,  что знание  заимствованных морфем и производных слов помогает запомнить правописание   некоторых непроверяемых слов.    

Слово учителя. Обратите внимание на то, что в качестве примеров представлены и имена собственные (географические названия, имена людей). Это также предмет исследования этимологии. Одну этимологическую историю вы сейчас услышите.

Сообщение учащегося о происхождении названия нашего города Слайд 9. (Источник: статья историка, археолога, профессора БГПУ (АлтГПА) А.П.Уманского в книге «История Барнаула», с.16).  Из данных гипотез наиболее вероятной представляется третья - «мутная вода», т.к. действительно Барнаулка была мутной, песчаной рекой.    В 30-е годы 18 века Борона-ул – река, на ней два поселка: Усть-Барнаул и Верх-Барнаул. Завод, построенный на реке, стал называться Барнаульским, а затем посёлок Барнаульский. В 1699 -1709 – первое упоминание о Барнауле.

Далеко не все стороны увлекательной науки этимологии мы сегодня рассмотрели, но все же провести исследовательскую работу уже можем.

Задание 5. Попробуйте представить себя на месте ученого-этимолога и путем лингвистического исследования сделайте этимологический анализ слова СУТКИ.

Как будем работать? Составляем алгоритм анализа слова: 1) разберём слово по составу, учитывая возможное историческое членение на морфемы: су-тк-и; 2) докажем, что такое членение возможно;  для этого приведем примеры слов с приставкой СУ-: сумерки, суглинок (су- вносит оттенок неполноты, также эту приставку приравнивают с приставками с- и со-); 3) пробуем найти в современном языке слова, корни которых сходны по звучанию с –тк-: ткнуть, соткать, стыковка; 5) –И – показатель множественного числа.

- Какие выводы можно сделать? Какое значение заключено в данном слове? Сутки обозначают единицу времени, образуемую слиянием дня и ночь. Интересно, что даже в развитых европейских языках: английском, испанском, французском, немецком и итальянском – понятие «сутки» может быть выражено лишь словами день и ночь или двадцать четыре часа.

Задание 6. Самостоятельная работа: этимологический анализ слов  ЗАМШЕВЫЙ или НЕДЕЛЯ (по выбору учащихся).  Проверка полученных результатов, оценки за работу. Если работа вызывает затруднение, учитель помогает наводящими вопросами. *Можно предложить учащимся по желанию подготовить дома сообщения о происхождении этих слов.

Конечно, наш этимологический анализ требует научного подтверждения. Но в качестве гипотезы* имеет право на существование (гипотеза - греч. научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-л. явления и требующее проверки на опыте и подтверждения фактами, чтобы стать достоверной научной теорией).  Любой ученый, прежде чем сделать научное открытие, выдвигает гипотезу (как это было, например, со словом Барнаул) и пытается её доказать.

- А как выдумаете, ЧТО должен знать и уметь учёный-лингвист, занимающийся этимологией?

Учащиеся замечают, что для такого учёного необходимо:

  • знание законов развития родного языка (исторической грамматики)
  •  знание современного языка
  • языковое чутьё, наблюдательность, терпение
  • знание иностранных языков (как называют человека, владеющего несколькими иностранными языками? – пример из таблицы «Ключик к тайне…» )
  • знание истории и культуры как своего, так и других народов.

Итоги урока: Вы убедились, что в русском языке еще очень много тайн и загадок. Чтобы решить их, нужно изучать историю нашего языка и историю народа (и не только родного). Чем важна наука ЭТИМОЛОГИЯ? Человеку мало понимать, ЧТО значит то или иное слово. Человек желает знать, ПОЧЕМУ оно значит именно это. Этимология не только проясняет значение слов, но и облегчает их написание.

Рефлексия. Что понравилось на уроке? Какие виды заданий было особенно интересно делать? Чему вы удивились? О происхождении каких слов вам хотелось бы узнать?

Оценивание работы на уроке, комментарии.

Домашнее задание: §27, на выбор 1)найти в этимологическом словаре историю происхождения слов беседка, восторг, ожерелье и подобрать к ним родственные слова из современного языка; 2) найти 5-7слов, в которых современный корень не совпадает с историческим; 3)упр.131, подготовить сообщения 4) выпустить тематические газеты (групповое задание) «Тайны языка», «Наши имена» и др.; 5) попробуйте составить  лингвистические задачи, используя этимологический словарь: например: Сколько лошадей было в упряжке, которую римляне называли квадригой? Какое родственное слово-помощник  есть в русском языке? *6) сообщения об истории возникновения слов НЕДЕЛЯ и ЗАМШЕВЫЙ.

Список использованной литературы

  1. Из истории русских слов: Словарь-пособие. – М.: Школа-Пресс. 1993
  2. На уроке и после урока. Материалы по занимательной грамматике. Сборник статей из опыта учителей/сост. А.В.Прудникова.  – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1962
  3. Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/авт.-сост. В.В.Трошин. – Волгоград: Учитель, 2007
  4. Абрамов В.П. Созвездия слов: Кн. для внеклас. Чтения учащихся. – М.: Просвещение, 1989
  5. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. Минск: «Народная асвета», 1964
  6. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: Кн.для учащихся ст.классов. М.: Просвещение, 1982
  7. Введенская Л.А. От собственных имен к нарицательным. – М.: Просвещение , 1989
  8. Иванова В.А., Потиха З.А. и др.Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр.отд-ние, 1990
  9. Кобяков Д.Ю. Бессмертный дар. Повесть о словах. – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1965
  10. Кобяков Д.Ю. Слово о словах. – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1976
  11. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – М.: Просвещение, 1982
  12. Люстрова З.Н., Скворцова Л.И., Дерягин В.Я.Беседы о русском слове. М., «Знание», 1976
  13. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998
  14. Сергеев В.Н. Новые значения старых слов: Кн.для внеклас.чтения учащихся. – М.: Просвещение, 1987
  15. Успенский Л.В. Почему не иначе. Этимологический словарик школьника. Москва, «Детская литература», 1967


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)

Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....

Урок-путешествие по теме Основные способы образования слов в русском языке" 6 класс

Повторительно-обобщающий урок по теме "основные способы образования слов в русском языке" в 6 классе коррекционно- развивающего обучения (7 вида)...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Презентация. Образование слов сложением. Сложносокращённые слова. Урок русского языка в 6 классе.

Мультимедийный урок русского языка в 6 классе. Образование слов сложением. Сложносокращённые слова....

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...